Суббота, 21.10.2017, 11:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПОДГОТОВКА И АУДИОЗАПИСЬ ДОПРОСА

§ 2. ПОДГОТОВКА И АУДИОЗАПИСЬ ДОПРОСА

 

Уведомление и получение согласия. Аудиозапись может быть применена по решению следователя при допросе подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего или же по просьбе этих лиц. О решении применить аудиозапись следователь уведомляет допрашиваемого до начала допроса. Однако, решить и уведомить - это полдела. Как получить согласие на звукозапись как дополнительный  способ фиксации у допрашиваемого лица? Свидетелю и потерпевшему, возможно, достаточно объяснить, что это необходимо. Показания подозреваемого (обвиняемого) возможно записать на фонограмму,  если он их желает дать и оправданно,  когда они будут хотя бы частично  правдивы. Установив  психологический  контакт, и видя готовность лица давать показания, не акцентируйте внимание на дополнительном способе фиксации,  сделайте вид, что это само собой разумеется, и это вы проделываете постоянно.  И только если последует протест против звукозаписи, попытайтесь,  не обостряя ситуации,  убедить его в том, то ничего необычного в этом нет.

Изучение уголовного дела и составление плана допроса. Сделайте закладки листов дела для того, чтобы свободно  владеть всей информацией и ссылаться при необходимости по ходу допроса на имеющиеся доказательства, немедленно корректировать план допроса. Листать  дело в поисках необходимого при включенном диктофоне будет невыгодным во всех отношениях;   План, то  есть перечень вопросов,  которые надлежит выяснить следователю, будет лишь частью всего сценария допроса.  В  ходе  самого допроса вы можете незаметно для допрашиваемого отмечать условными знаками напротив каждого пункта плана степень их выясненности. Прочтите сценарий  2-3 раза, чтобы его текст был абсолютно знаком (не старайтесь его заучить).  Следует чётко  ориентироваться,  где и когда следует речь следователя,  а когда нужно просто слушать ответы. Будет достаточно перемещать по листу сценария линейку или карандаш, чтобы в любой момент можно было  легко вернуться к необходимой ситуации текста. Это не должно быть похоже на первое знакомство с текстом,  оптимально это может походить на опытного диктора телевидения (радио);

Подготовка кабинета. Подавляющая часть допросов проводится в помещении. Но не везде в РОВД есть специально оборудованный "следственный кабинет”, с шумопоглатительными стенами, хорошим освещением. А поэтому выберите (поменявшись на время с коллегой),  куда  бы  ни доносился посторонний шум с улицы или соседних помещений РОВД (дежурной части, ИВС и др.). На слух его можно не заметить, но микрофон чувствительнее уха. Если вы включите диктофон на 2- 3 минуты при полном молчании, то при воспроизведении фонограммы легко обнаружите, какой шум проникает в ваш кабинет. Подготовьте табличку "НЕ ВХОДИТЬ - ЗВУКОЗАПИСЬ!", закрепите её на входной двери кабинета, а саму дверь желательно закрыть на ключ. Отключите на время записи телефон, чтобы ничто не отвлекало и не раздражало вас в ходе допроса, и соответственно не было зафиксировано на плёнку.

Предварительные записи. Заполните вводную часть протокола. Впишите  в  него  данные  о марке  диктофона  (магнитофона),  типе  кассеты,  скорости записи (обычно наименьшей), чтобы не выяснять это уже в ходе начавшегося допроса, тем самым вы исключите ненужных пауз и заминок. Не забывайте, что прервать запись возможно лишь по технической причине  - замене кассеты, либо для перерыва, если допрос весьма продолжителен;

Определение линии поведения следователя. Важно даже в атмосфере допроса чувствовать себя не напряженно, что называется быть "в своей тарелке”. Мы предлагаем 2 варианта поведения следователя в ходе допроса:  первый - слушая свободный рассказ допрашиваемого, вы делаете предельно  краткие пометки (слово,  фраза,  выражение - набросок уточняющего,  детализирующего,  контрольного  вопроса) напротив пунктов плана допроса, а затем их задаете;     второй - сразу же по ходу свободного рассказа вы ненавязчиво и уместно задаете такого же рода вопросы, применяя, например, такие словосочетания и обороты:

"Здесь пожалуйста уточните, поподробнее..."

"Давайте припомним детали этого эпизода..."

"Вы сказали, что.... - Я вас правильно понял? "

"Вы уверены, что было именно так? Вы хорошо это помните?"

"Так, хорошо, что было дальше?"

"Это вы расскажите чуть позже, а пока  вернитесь  к ...”

Разумеется, исключите  наводящие  вопросы (в которых уже заключены ответы), подсказки, повышенный тон и прочее. Помните, что  все сказанное вами позднее будут слушать другие участники процесса: называйте допрашиваемого на  "Вы", по  имени (если он гораздо старше вас, то и по отчеству), не  говорите  слов и выражений,  за которые будет стыдно или неудобно,  изберите тон близкий к официальному и  придерживайтесь его до конца допроса. Вместе с тем, постарайтесь избавиться от излишнего напряжения и "комплекса боязни" присутствия диктофона. Посоветуйте допрашиваемому быть более раскованным,  иначе психологический "зажим" не позволит реализовать необходимые тактические приемы.

Обеспечение технической готовности. Не следует тешить себя иллюзией о техническом помощнике, и без него запись возможна, от вас потребуется чуть больше собранности и внимания. Никакого технического контроля над уровнем записи не требуется, это регулируется автоматически. Проверьте исправность  диктофона  (магнитофона), сделав пробную запись, а также блока  питания и кассет (определите необходимый их запас). Расположите диктофон на столе сбоку так, чтобы можно было боковым зрением видеть остаток пленки на кассете. Не держите микрофон в руках, всякое сотрясение, стук о поверхность стола зафиксируется на фонограмме. Закрепите его  на столе так, чтобы вся его воспринимающая поверхность была открыта, а между  вами  и  допрашиваемым  лицом  он оказался на равном удалении, примерно 50-70 см, мембраной вертикально вверх (не поворачивая только к себе или только к допрашиваемому ). Это оптимальный выход из положения, когда у вас нет отдельных микрофонов  для каждого или "студийного” микрофона.

Диктофон включён - "ЗАПИСЬ".  В оптимальном темпе, чётко, спокойно и непринужденно начинайте читать текст знакомого сценария.  Справьтесь с невольным волнением.  Не стушуйтесь, если случайно сбились, поправьтесь и продолжайте. Не порывайтесь выключить диктофон. Такое происходит лишь в первый раз, вторично вы будете гораздо увереннее. В данный момент вы должны быть поглощены лишь допросом,  оставив эмоции. Все происходит нормально,  придерживайтесь плана допроса. Умейте слушать и  сразу анализировать полученную информацию,  делая необходимые пометки, или будьте готовы задать необходимые уточняющие и детализирующие вопросы.  Изредка  поглядывайте на кассету, чтобы вовремя зафиксировать фразу: " на время замены кассеты запись приостанавливается, время ____ часов ____ минут". И  завершите допрос по сценарию.

Прослушивая фонограмму - составьте протокол. Перемотайте ленту на начало записи. Включите режимы воспроизведения и отката.  Подключите к диктофону педаль управления. Подготовьтесь к печатанию протокола.  Нажмите на правую часть педали, начнется воспроизведение. Если нужно остановить воспроизведение вновь нажмите на правую часть педали.  Если нужно вернуться назад к фрагменту фонограммы - нажмите на левую часть педали, это вызовет откат ленты и воспроизведение повторится.  Все содержание фонограммы дословно должно быть зафиксировано в протоколе.  Составление протокола, как правило, происходит в присутствии допрашиваемого и  специального  прослушивания фонограммы ему не потребуется за исключением случаев печатания текста в диктомашбюро).

 

§ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель занятия:

1. Закрепление знаний, умений и навыков звукозаписи.

2. Приобретение первоначальных навыков звукозаписи отдельного следственного действия.

План занятия:

1.Вступительное слово преподавателя - 5 мин.

2.Контрольный опрос - 10 мин.

3. Прослушивание  учебной звукозаписи - 2 мин.

4. Подготовка плана следственного действия и его аудиосценария - 15мин.

5. Звукозапись ”следственного действия” - 10мин.

6. Подведение итогов занятия - 3мин.

Место проведения занятия:  аудитория института, методический кабинет;

По усмотрению преподавателя вместо учебного допроса могут быть проведены "проверки показаний” или "осмотр места происшествия” на открытой местности или учебном полигоне института.

Время проведения занятия: определя­ется тематическим планом ВУЗа.

Материальное обеспечение:

1. Диктофон "Топаз”-203, аудиокассета ( при наличии портативный диктофон)

2. Настоящее руководство с рисунками устройства диктофона

3. Учебная аудиокассета с записью допроса

4. Протокол следственного действия

Контрольные вопросы:

1. Когда целесообразно использовать аудиозапись?

2. В чем состоит подготовка к  производству  аудиозаписи?

3. Каковы общие правила обращения с диктофоном?

4. Из каких основных узлов он состоит?

5. Каковы основные требования к сценарию следственного действия?

6. Каковы особенности поведения следователя при звукозаписи?

7. Каковы особенности  аудиозаписи при  осмотре места происшествия?

8. Каковы особенности  звукозаписи допроса?

9. Каковы особенности  звукозаписи при проверке показаний на месте?

Метод проведения занятия:

Групповое упражнение под руководством преподавателя;

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Задание по прослушиванию учебной аудиозаписи:

Прослушать фрагмент аудиозаписи допроса и оценить её качество и поведение следователя

Задания по изучению диктофона:

1. По предлагаемой инструкции изучить устройство диктофона.

2. Научиться включать диктофон на запись и воспроизведение

Задания по производству звукозаписи:

1. Подготовить план допроса по предлагаемой фабуле.

2. Оценить предлагаемый сценарий звукозаписи допроса потерпевшего.

3. Подготовить диктофон к записи

4. На основе плана допроса и сценария, разработанных по предлагаемой  фабуле (или иной другой - по усмотрению преподавателя) произвести аудиозапись "допроса потерпевшего” и обсудить ре­зультаты аудиозаписи.

Фабула N 1 "Допрос потерпевшего”

Из числа курсантов подбирается группа в количестве 3 человек, которым предстоит смоделировать и сыграть сценку "разбойного нападения на квартиру” по следующему сценарию (фабуле). Роли: «разбойники»: 1-й в маске из чулка, вооружен ножом (макет из резины, картона), 2-й без маски, вооружен пистолетом (игрушечный макет); «потерпевший» - хозяин квартиры. «Разбойники» ворвавшись в квартиру,  требуют у "потерпевшего” ценности, один из них ножом причиняет "телесные повреждения” (условно), второй самостоятельно ищет  ценности. Получив  деньги, «ювелирные украшения» (муляжи) преступники скрываются. Затем из числа курсантов преподаватель назначает (либо предлагает быть добровольно) "следователя”, которому предстоит допросить "потерпевшего”  в условиях его нахождения в реанимации больницы.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (09.01.2013)
Просмотров: 1751 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь