Воскресенье, 19.01.2020, 12:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

А. Е. Кадыров, Г. Т. Альпеисова

ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Электронная музыка - одно из самых популярных направлений в музыке на сегодняшний день. Данное явление в музыке, сделавшее свои первые шаги в искусстве более сотни лет назад, привлекло своим вниманием ряд крупнейших композиторов как мировых (Л. Берио, Дж. Кейдж, К. Штокхаузен, Э. Варез), так и отечественных творцов музыкальных полотен (В. Стригоцкий, Б. Аманжол, А. Райымкулова). Своему рождению электронная музыка обязана новым для начала ХХ века электроакустическим инструментам. Данная статья посвящена истории возникновения первых электроакустических музыкальных инструментов и их исторического развития.

Причиной возникновения нового направления в музыкальном искусстве являлось необходимое обогащение оркестра новыми инструментами и их применениями на рубеже XIX-XX вв. («Вагнеровские тубы» - как яркий тому пример). В это время выходит ряд статей, где затрагивается проблема новых источников звука и о музыке будущего: «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» Ферруччо Бузони; глава русского футуризма Николай Иванович Кульбин публикуется в брошюре «Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке»; Луиджи Руссоло совместно с Франческо Прателла создают манифест «Искусство шумов» [1, с. 505]. Учёные-физики уже сделали первые шаги в сторону получения необходимой информации о способе передачи звуков с помощью электричества. Яркими примерами являются изобретения «Музыкального телеграфа» Элайша Грея и «Ионофона» («Поющая дуга») Вильяма Дуддела, однако их нельзя назвать электроакустическими инструментами, так как первичная их задача заключалась в другом. «Поющая дуга» есть не что иное, как первый громкоговоритель, использовавшийся активно в середине ХХ века на радиостанциях, а название изобретения Элайша Грея говорит само за себя. Необходимость в синтезировании звука была весьма актуальной и в 1906 году, впервые в истории музыкальной культуры широкой публике был представлен «Telharmonium» или «Dynamophon» - огромная машина, состоявшая из двенадцати паровых генераторов и весящая около 200 тонн. Это изобретение принадлежит Таддеусу Кэххилу, американскому изобретателю и адвокату. «Аппарат выглядит как в машинном зале», - говорил об этом творении итальянский композитор и пианист Ферруччо Бузони. Инструмент имел 36 различных тонов в одной октаве и мог смешивать различные звуки между собой. Много лет спустя, такие возможности мы увидим в синтезаторе. Не имея на тот момент мощного генератора, «Telharmonium» использовал энергию телефонной связи, правда, которые были зарезервированы только для абонентов. Огромная «махина» в последних числах сентября 1906 года переехала в двенадцати грузовых вагонах в нью-йоркский «Телармоник Холл» на пересечении Бродвея с тридцать девятой улицей, где в ноябре месяце впервые концертировала перед публикой [2].

«Для того чтобы посредничать между вибрациями электрического тока и воздухом изобретатели выбрали телефон = диафрагму. После этого стало возможным распространять звук из центральной точки через подключённые провода в места, находящихся даже на больших расстояниях, вне непосредственного воздействия звуков. Устройства для воспроизводства звука и успешные эксперименты показали, что в этом случае ни в отношении тонкостей музыки, ни в отношении власти музыки, ничто не было потеряно в возникшей области новых форм очарования встречи со звуком, научно совершенного, никогда не неисправного, невидимого звука, воспроизводимого без особых усилий и неустанно» - утверждал Бузони [3, с. 26]. Однако этот, по сути, первый удачный пример музыки «онлайн», не имел долгого продолжения: нью-йоркская телефонная компания установила, что сигналы «Telharmoniumа» вызывают помехи на телефонных линиях города и разорвала контракт с Кэххилом. Несколько лет в поисках меценатов и финансистов не увенчались успехом, и в 1914 изобретатель признал себя банкротом.

В 1913 году в свет выходит манифест «Искусство шумов» Луиджи Руссоло, итальянского художника-футуриста, где он подробно описывает новый термин «Intonarumori» (итал. Intonare - интонировать, rumori - шумы). Данный термин используется для обозначения новаторского шумового инструмента в произведениях композиторов - футуристов. Луиджи Руссоло изобрёл более 30 (!) инструментов групп инторарумори, которые в свою очередь классифицировались на несколько подгрупп:

1) взрывы, гул, рык, удары, громыхание, рёв;

2) свист, пыхтение, шипение;

3) ворчание, шёпот, бормотание, бурчание;

4) скрип, шорох, визг, жужжание, хруст, трение;

5) шум от удара по дереву, керамике, металлу, камням;

6) голос животных и людей, крик, хрип, вой, вопль, стоны, плач [4].

Все эти инструменты «питались» от аккумуляторов. Каждый инструмент представлял собой деревянный параллелепипед с громкоговорителем - раструбом, обычно сделанным из картона или металла. Над верхней панелью коробки была рукоять, с помощью которой не только извлекался необходимый звук, но и регулировался ритм. Слева располагался рычаг, регулирующий высоту звука (см. рис. 1). Каждый инструмент имел 2-2,5 октавы, основанная на диатонической гамме [5].

Итальянский футурист продолжал усовершенствование своего инструмента, и год спустя, в 1914 г. Руссоло публично исполняет свои произведения: «Пробуждение города», «Скопления самолётов и автомобилей», «Нападение в оазисе», «Еда на террасе казино», на так называемом «русоллофоне» - инструменте, с помощью которого можно было извлекать ещё больше различных шумовых звуков.

Рис. 1

Подобный интерес к «музыке шумов» возник в результате радикальных кубических и футуристических тенденций, открывший миру «брюи- тизм» (фр. bruit - шум) - использование шумов, немузыкальных звуков в музыкальных произведениях. «Мы хотим активного движения, красоты темпа! Довольно облаков и воли, долой русалок и благоухания ночи! Требуем земной, повседневной музыки! Вперёд к машинам! Машины - в искусство! Электричество наш Бог! Найдём новые формы выражения!» - примерно такими лозунгами были окрашено начало ХХ века [6, с. 186].

Дальнейшая судьба Intonarumori не менее печальна, чем у его предшественика ТеШагтопшта, хотя и несколько отличается: получив широкий спрос у композиторов-футуристов и положив тем самым начало новому направлению электронной музыки - museque concrete (конкретная музыка), практически все инструменты исчезли после бомбардировки в Париже во время Второй мировой войны. Однако сейчас идёт усердная работа по восстановлению инструментов более вековой давности. Уже в 2009 году в рамках биеннале в Нью-Йорке были представлены ряд реставрированных инторарумори, благодаря труду Лучано Кессы и его команде. Так же известно, что восстановлением данных электронных инструментов занимаются Карл Бэджендес, Пьетро Верардо и Вессел Вестрервельд.

Также одним из главных критериев создания электроакустических музыкальных инструментов являлось не только желание создать новые, ранее невозможные тембры, но и возможность нового способа воспроизведения музыки [6, с. 41]. В 1919-1920 годы русский физик Лев Сергеевич Термен создаёт уникальный инструмент «Терменвокс», который используется и поныне. В первом своём варианте терменвокс представлял собой устройство из двух ящиков и двух антенн. Источником ионов были два высокочастотных генератора, питаемые двумя аккумуляторами. Один из генераторов отвечал за подачу постоянных частот, в то время как второй мог её менять. Водя правой рукой над первым генератором, можно было менять характеристику электромагнитного поля, тем самым повышая или понижая частоту второго генератора. Из множества возникших таким образом дифференциальных синусоидальных тонов (без обертонов) в музыке можно было использовать до четырёх октав. Левая же рука отвечает за динамические оттенки при исполнении [7, с. 188]. Частота колебаний изменяется, когда исполнитель подносит руку к антенне и тем самым изменяет ёмкость антенного контура. Результатом совместной работы двух генераторов является биение высокочастотных колебаний, из которого путём нагрузки детектора выделяются низкочастотные колебания, воспринимаемые человеческим ухом - от 16 до 4000 Гц.

В 1921 году терменвокс был представлен на «Всесоюзном электротехническом конгрессе» в Москве, а после вместе со своим изобретателем объехал весь мир, где привёл в изумление всех слушающих. Даже сам Ленин изъявил желание поближе познакомиться с инструментом и вскоре мог сыграть несколько простых мелодий. Революционным же здесь является то, что при игре на данном инструменте отсутствует необходимость прикасаться к терменвоксу, исполнитель как бы дирижирует над аппаратом. Два года спустя после первого публичного исполнения на этом электронном инструменте, в 1923 году композитор Андрей Пащенко пишет первое произведение для терменвокса и симфонического оркестра «Симфонические мистерии». Позже французский композитор Эдгар Ва- рез создаст кантату «Equatorial» для этерофона (разновидность термен- вокса), органа, четырех труб, четырех тромбонов, ударных и бас- баритона.

В действительности терменвокс считается первым в истории электроакустическим музыкальным инструментом, который активно используется и по сей день. Предлагаю ознакомится со всеми подобными инструментами, что возникли на рубеже XIX-XX вв. и до середины 30-х годов прошлого столетия (таблица 1).

Таблица 1

Данная таблица, конечно, не является полной: некоторые инструменты того времени не пользовались большим спросом или же являлись провальным экспериментом изобретателей. Однако главное в этой таблице другое - страстное желание найти новый звук и способ извлечения этого звука. География поиска синтезированного звука весьма большая, этим интересовались как страны запада, так и Советский Союз. Такие объединённые действия композиторов, инженеров, физиков привели к будущему качественному скачку в этом новом направлении музыки. В 50-е годы прошлого столетия электронная музыка стала популярным жанром, что впоследствии открыло множество новых возможностей для молодого поколения композиторов. Но это может быть предметом другой научной статьи.

Список литературы

1. Теория современной композиции / сост. В. С. Ценова. Москва, 2005. С. 505-547.
2. Соколов В. Тайная история электронной музыки // Иностранная литература. 2015. № 11. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2015/11/ 6tasich.html (24.01.19).
3. Busoni F. Entwurf einer neuen Asthetik der Tonkunst. The Leipzig, 1962. 114 p.
4. Противодействие энтропии: Л. Руссоло «Искусство шумов». URL: http://www.etheroneph.com/audiosophia/112-lrussolo-iskusstvo-shumov.html (24.01.19).
5. Treccani: Intonarumori. URL:http://www.treccani.it/enciclopedia/ intonarumori/ (29. 01. 19)
6. Изменения в электроакустической музыке : ст. // Между экспериментом и коммерцией. К эстетике электронной музык : ежегодник музыковедения / под ред. Т. Дезси, С. Йена, Д. ^кеви^а. Вена, 2007. Т. 2 С. 37-84. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_20994.html (29.01.19).
7. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. Москва, 1976. С. 185-236.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (09.12.2019)
Просмотров: 25 | Теги: Электроакустические | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь