Четверг, 20.02.2020, 04:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

О.М.Булгаков, доктор технических наук, профессор
Е.Н.Гривенная, доктор педагогических наук, доцент

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

В статье проанализированы организационно-управленческие проблемы внедрения кредитной системы обучения в ведомственных вузах. Научно обосновано, что внедрение ее технологических элементов способно повысить эффективность образовательного процесса и качество подготовки специалистов практически на всех направлениях образовательной деятельности. Описаны модели реализации образовательных программ с применением кредитной системы обучения. Определены пути решения проблем контроля освоения образовательных программ с применением подходов, положенных в основу кредитной системы обучения.

Ключевые слова: Кредитная система обучения, стандартизация образования, академическая мобильность, балльно-рейтинговая технология, балльно-модульная технология, дидактическая единица, фрейм, фонд оценочных средств, повышение квалификации, переподготовка, дистанционное обучение.

 

Кредитная система обучения (кредитная технология организации обучения) [1, с. 9] - элемент Болонской системы образования, внедрение которой идет в России с 2003 года. Стандартизация образования - краеугольный камень Болонского процесса - породила так называемую академическую мобильность [2], то есть самостоятельность обучающихся в выборе образовательных траекторий, индивидуализацию планирования и достижения результатов обучения. В данном аспекте кредитная система обучения (далее - КСО) выступает как базовая технология организации образовательного процесса и как система контроля освоения обучающимися образовательной программы и ее отдельных компонентов. Адаптированная к различным образовательным средам, КСО на практике реализуется в формате балльно-рейтинговых, балльно-модульных технологий организации обучения и контроля знаний [3].

Относительно широкое распространение КСО получила на постсоветском пространстве (например в Казахстане и Таджикистане) , отношение к ней в российском педагогическом сообществе неоднозначное. Во многом неприятие КСО частью профессорско-преподавательского состава вызвано ее навязыванием сверху, опережением управленческих решений готовности образовательных организаций к внедрению КСО, а также возрастающими при переходе на КСО объемами методической работы по обеспечению самостоятельной работы обучающихся.

В образовательных организациях МВД России КСО внедряется фрагментарно, в частных методиках преподавания отдельных дисциплин, что объясняется особенностями системы контроля успеваемости с важной ролью, которая отводится в ней текущему контролю знаний и умений, а также ежедневной, регламентированной распорядком дня самостоятельной подготовкой обучающихся к занятиям. Очевидна и невостребованность КСО в преподавании дисциплин, итоговая оценка по которым выставляется на основе сдачи обучающимися нормативов (физической подготовки, огневой подготовки и т.п.), а также спецкурсов малой трудоемкости, ориентированных на формирование у обучающихся профессиональных умений (например практикумов).

Опыт образовательных организаций России и ближнего зарубежья свидетельствует о том, что КСО создает для обучающихся одновременно и дополнительный инструментарий, и стимулы самостоятельной работы, поэтому, учитывая значение, которое традиционно придается в вузах МВД России самостоятельной работе курсантов и слушателей [4], есть основания полагать, что внедрение технологических элементов КСО способно повысить эффективность образовательного процесса и качество подготовки специалистов практически на всех направлениях образовательной деятельности.

Чтобы обосновать данную гипотезу, дадим описание нескольких моделей реализации образовательных программ с применением КСО.

1. Профессиональная подготовка сотрудников, принятых на службу в органы внутренних дел.

1.1. Перед началом обучения по образовательным программам профессиональной подготовки (далее - ОППП) сотрудники, принятые на службу, проходят стажировку в комплектующем органе [5]. Одна из главных целей стажировки - подготовка к освоению ОППП, поэтому в программу стажировки включен большой объем теоретических знаний, которые стажер должен освоить самостоятельно под руководством наставника. Проблемой данного этапа подготовки сотрудника к профессиональной деятельности является то, что проверку его теоретических знаний проводит комплектующий орган, в интересах которого направить стажера на обучение и который не несет ответственности за результаты освоения им ОППП, в значительной мере определяемые эффективностью стажировки. Формой проверки теоретической подготовки стажера является тест по всему ее содержанию. Довольно высокий процент неудовлетворительных оценок объясняется как сложностью материала для его изучения стажерами с низким уровнем общеобразовательной подготовки, так и его объемом и тематическим разнообразием.

На наш взгляд, на данном этапе обучения кредитная система может быть востребована для изучения основ права и государственного устройства. С точки зрения технических и методических условий обучения размещение тестовой системы, организованной по накопительному принципу, целесообразно на вебсервере образовательной организации или едином для системы ведомственной профессиональной подготовки обучающем ресурсе.

1.2. Для отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел предусмотрено обучение по ОППП в заочной форме с последующей сдачей итоговой аттестации. Модель обучения в данном случае сходна с рассмотренным выше примером. Проблемой в организации обучения таких сотрудников является то, что по факту они проходят его экстерном, при достаточно большом объеме содержания обучения отсутствует текущий контроль их знаний и умений, а также промежуточная аттестация.

Модель организации учебного процесса с элементами КСО, решающая данную проблему и обеспечивающая контролируемую образовательной организацией подготовку сотрудников органов внутренних дел к итоговой аттестации по ОППП, включает в себя следующие элементы:

- структурирование содержания обучения на модули и дидактические единицы (далее - ДЕ) или фреймы [6];

- соотнесение трудоемкости освоения содержания модулей, ДЕ (фреймов) с определенным количеством баллов;

- установление содержательных и временнЫх критериев освоения модулей и учебных дисциплин;

- формирование фонда оценочных средств и форм контроля освоения модулей и учебных дисциплин;

- организация дистанционного контроля знаний и умений обучающихся на образовательном веб-ресурсе образовательной организации;

- контроль и анализ результатов индивидуального обучения, определение степени готовности обучающегося к итоговой аттестации.

1.3. Сотрудники из числа профессорско- преподавательского состава образовательных организаций, обучающиеся по ОППП, зачастую имеют высокую квалификацию в области как правовых, так и прикладных дисциплин, подтверждаемую их дипломами об образовании, о присуждении ученой степени, послужным списком и т.д., что лишает смысла их присутствие на соответствующих занятиях. Распространение КСО на содержание ОППП позволило бы индивидуализировать обучение профессорско-преподавательского состава как по содержанию, так и по времени. Модель организации учебного процесса в этом случае включает себя:

- структурирование содержания обучения на модули и ДЕ (фреймы);

- соотнесение трудоемкости освоения модулей, ДЕ (фреймов) с определенным количеством баллов;

- установление критериев освоения модулей, учебных дисциплин;

- формирование фонда оценочных средств и форм контроля освоения модулей (зачета баллов, характеризующих освоение модулей);

- установление критериев допуска слушателей к самостоятельному освоению отдельных модулей (дисциплин) ОППП;

- организация индивидуального контроля освоения модулей (дисциплин) слушателями, допущенными к их самостоятельному освоению;

- контроль и анализ результатов индивидуального обучения, синхронизация индивидуальных и групповых форм освоения ОППП.

2. Переподготовка сотрудников, восстановленных на службе в органах внутренних дел.

В соответствии с Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [7] сотрудники, восстановленные на службе в органах внутренних дел спустя более пяти лет после их увольнения, проходят профессиональную переподготовку. Начальные условия их обучения (начальный уровень знаний и умений) приводят к целесообразности организации обучения по модели, в значительной мере сходной с рассмотренной выше в п. 1.3. Здесь использование КСО позволило бы в индивидуальном порядке минимизировать затраты времени обучающихся на изучение ими отдельных дисциплин, разделов, модулей образовательной программы в соответствии с опытом практической работы и образованием.

3. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел.

Особенностью программ повышения квалификации (далее - ППК) является их ориентированность на формирование или совершенствование одной-двух компетенций: компетентностный подход к организации обучения реализуется без особых затруднений как при формировании образовательной программы, так и при проведении занятий и итоговой аттестации слушателей.

Ведомственным образовательным трендом последних лет является реализация программ дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) в дистанционной форме. В данном аспекте несомненный интерес представляет сочетание КСО и дистанционной формы реализации программ ДПО. Модель организации обучения в рассматриваемом случае может характеризоваться следующей последовательностью операций:

- декомпозиция компетенций на составляющие их профессиональные знания и умения с их последующей детализацией и конкретизацией (представление дескрипторами) с учетом уровня сформированности компетенций;

- формирование содержания обучения путем соотнесения компонентам компетенций ДЕ или фреймов;

- разработка специализированных методических материалов, обеспечивающих формирование компонентов компетенций;

- соотнесение компонентов компетенций с баллами в зависимости от уровня знаний и умений, их позиции в иерархии детализированных знаний и умений, составляющих компетенцию, и трудоемкости освоения;

- формирование фонда оценочных средств и критериев освоения знаний и умений, ориентированных на дескрипторы компетенций;

- организация дистанционного изучения методических материалов и контроля освоения компонентов компетенций;

- контроль и анализ результатов обучения в целом, организация заключительного очного этапа обучения и итоговой аттестации (если таковые предусмотрены образовательной программой).

Рассмотренная технология может использоваться и при организации повышения квалификации в очной форме. Отличием является лишь контактная работа преподавателя с обучающимися вместо дистанционного самостоятельного обучения. Как в одном, так и в другом случае обучающийся получает возможность выбора последовательности контроля сформированности у него компонентов компетенций, перераспределения времени в интересах повышения эффективности обучения. Иными словами, применение КСО в повышении квалификации дает преимущества более компетентным сотрудникам за счет того, что в начале обучения они посредством индивидуального контроля имеющихся у них знаний и умений набирают количество баллов, достаточное для перераспределения времени аудиторной и самостоятельной работы, включая ее индивидуальные формы, в интересах достижения максимального уровня освоения соответствующих компетенций.

4. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава без отрыва от основной трудовой деятельности.

Особенностью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава является большое разнообразие образовательных программ, которые могут быть освоены практически без отрыва от преподавательской деятельности. Большинство из появившихся в последние годы таких программ обусловлены внедрением в учебный процесс новых информационных технологий, а также изменением образовательных стандартов. И то и другое потребовало от преподавателя вуза освоения новых компетенций, в частности в области применения в учебном процессе сетевых и облачных технологий, современных программных продуктов и средств создания и визуализации дидактических материалов, мониторинга качества образования, разработки и реализации учебно-программной документации, в том числе разработки и реализации образовательных программ на основе дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). ППК, формирующие такие компетенции, могут быть как краткосрочными, то есть ориентироваться на специалистов с достаточно высоким уровнем базовых знаний и умений, так и длительными, охватывающими период в несколько недель. В последнем случае в основу обучения может быть положен проблемно-ориентированный подход.

Применительно к КСО проектный метод обеспечивает многообразие форм накопления баллов как за индивидуальные результаты освоения ППК, так и за работу над комплексными проектами в составе группы.

Модель организации обучения, помимо позиций, перечисленных выше в п. 3, в этом случае включает в себя:

- формирование базы индивидуальных и групповых образовательных проектов, в частности разработку организационно-программной документации (рабочих программ дисциплин, основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП), ОППП и ППК, в том числе ППК на основе ДОТ, и их элементов), учебно-методических изданий и материалов (электронных учебников и учебных пособий, фондов оценочных средств, компьютерных тестов, сценариев деловых игр и учений, занятий с применением современных информационных технологий, учебных видеофильмов, комплектов электронных наглядных пособий и др.), подготовку научных публикаций по заданной тематике, участие в профессиональных конкурсах;

- разработку оценочной шкалы, то есть соотнесение статуса и трудоемкости проектов с количеством баллов, например методом экспертных оценок с последующим нормированием полученных результатов;

- выбор обучающимися образовательных траекторий, то есть способов набора необходимого количества баллов;

- организацию индивидуальных консультаций, сопровождения проектов;

- проведение комплекса оценочных и конкурсных мероприятий;

- обобщение результатов выполнения проектов и подведение итогов обучения в формате семинаров, круглых столов, учебно-методических сборов.

Аргументами в пользу организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на основе проектного метода с применением КСО является получение субъектами образовательного процесса дополнительных возможностей:

- индивидуализации образовательных траекторий за счет дифференциации уровня сложности проектов;

- применения результатов проектной деятельности обучающихся в учебном процессе образовательной организации;

- синхронизации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с его педагогической деятельностью;

- одновременного освоения двух и более ППК, имеющих общие модули.

5. Заочная форма обучения по ОПОП высшего и среднего профессионального образования.

За последние десятилетия технологии заочного обучения претерпели заметные трансформации, вобрав в себя различные формы организации обучения - от очно-заочной до дистанционной. Однако образовательных организаций, подведомственных МВД России, эти изменения коснулись в наименьшей степени. Одним из направлений повышения эффективности реализации образовательных программ высшего образования в заочной форме может стать организация межсессионной учебной работы на основе КСО. В частности, КСО обеспечивает решение проблемы различного уровня подготовленности к освоению образовательной программы обучающихся, более явно выраженной по сравнению с очной формой обучения.

На наш взгляд, именно в заочном освоении образовательных программ наилучшим образом реализуется основополагающий принцип КСО: накопление не часов и занятий, а знаний. «Демократичность» заочного обучения, проявляющаяся в его относительной доступности, порождает противоречие между различными стартовыми условиями освоения ОПОП обучающимися и едиными требованиями ФГОС к результатам обучения. Это обусловливает многообразие индивидуализированных образовательных траекторий в достижении требуемого уровня освоения ОПОП и алгоритмов решения образовательных задач.

Основная трудоемкость (до 90%) учебного плана ОПОП приходится на межсессионные периоды, следовательно, индивидуализация обучения на основе КСО должна реализовы- ваться в основном в организации самостоятельной работы обучающихся. Для этого вуз должен решить следующие задачи:

- на основе содержания ОПОП сформировать базу заданий различного уровня сложности, выполнение определенной совокупности которых обеспечивает минимально достаточный уровень освоения компетенций;

- поставить в соответствие сложности заданий баллы и нормализовать оценочные шкалы заданий для проверки знаний и умений, относящихся к различным компетенциям;

- определить совокупности заданий минимальной сложности, выполнение которых подтверждает решение частных и общих об-
разовательных задач, и количество баллов, которое получается в результате решения таких комплектов заданий;

- сформировать комплекты заданий повышенной сложности (соответственно, в каждом случае меньшего количества, чем заданий минимальной сложности), выполнение которых удовлетворяет установленным критериям решения образовательных задач.

КСО может стать подспорьем и в формировании индивидуальных планов освоения ОПОП в сокращенные сроки, например обучающимися, имеющими непрофильное высшее образование. При разработке таких планов важную роль играет учет ранее освоенного содержания ОПОП в формате перезачета и переаттестации дисциплин, изученных в процессе получения предыдущего образования. Наибольшие трудности в этой работе создают дисциплины, отличающиеся от дисциплин действующего учебного плана трудоемкостью, названием, набором ДЕ. В случае если ДЕ содержания ОПОП «привязаны» к балльной шкале в соответствии с трудоемкостью их освоения и значимостью, учет ранее изученных дисциплин и оценка остаточной трудоемкости освоения ОПОП становятся более детальными, следовательно - объективными, а переаттестация может проводиться путем добора недостающих баллов.

6. Очная форма обучения по ОПОП высшего образования.

Несмотря на существенные отличия освоения ОПОП в образовательных организациях МВД России от их освоения в вузах, перешедших на кредитную систему организации образовательного процесса, существуют и очевидные сходства. Прежде всего, это предварительная аттестация («рубежный» контроль, осуществляемый один или два раза в семестр), внедренная в вузах МВД России еще до присоединения России к Болонской декларации, стимулирование внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и положительных результатов их текущей успеваемости, «отработка» пропущенных занятий и др. Общие принципы КСО в вузах МВД России действуют и при составлении учебных планов, и при переводе и восстановлении на обучение, заключение о возможности которых делается на основе анализа показателей трудоемкости изученных дисциплин.

Не ставя перед собой задачу подробного рассмотрения возможностей реализации ФГОС высшего образования на основе КСО в вузах МВД России, отметим лишь, что ряд проблем контроля освоения ОПОП могут быть решены с применением подходов, положенных в основу КСО. Так, одной из сложно решаемых образовательными организациями задач является контроль сформирован- ности компетенций, прежде всего профессиональных и профессиональных специализированных, на завершающем этапе обучения. В число форм проверки комплекса знаний и умений входят учения продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней, в том числе проводимые в формате конкурса профессионального мастерства. Однако при всех очевидных преимуществах такой формы контроля знаний и умений учения не могут включаться в программу государственной итоговой аттестации, а учет их междисциплинарного характера и повышение статуса в системе оценок результатов освоения ОПОП требует новаций в области нормативной базы образовательного процесса, выходящих за пределы локальной нормативной базы образовательной организации. Решение этой проблемы может быть найдено на основе КСО или ее разновидности - кредитно-модульной системы обучения, когда имеется возможность повысить значимость учений за счет количества баллов, оказывающего решающее влияние на вывод о сформи- рованности компетенций или освоении дисциплин.

Библиографический список:

1. Баранова Н.А., Трубицына Н.А. и др. Модернизация математического образования в контексте идей Болонского процесса. - Ижевск: УдГУ, 2011.
2. Князев С.Т., Шаврин В.С. Кредитная система и академическая мобильность. «Кредиты доверия»: ECTS как инструмент обеспечения академической и профессиональной мобильности. URL: http://akvobr.ru/kreditnaja _sistema_i_akademicheskaja_mobilnost.html (дата обращения - 07.03.2019).
3. Дидусенко Е.Н., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Технология модульного обучения студентов бакалавриата: монография. - Саратов, 2015.
4. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012.
5. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант».
6. Щербакова Е.Е., Мухина Т.Г., Плешков А.В. Фрейм технология как как условие развития креативности студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25591 (дата обращения: 12.03.2019).
7. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант».

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (29.01.2020)
Просмотров: 22 | Теги: Кредитная система обучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь