Понедельник, 25.09.2017, 20:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ВЗНОСОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОБЩИЙ БЮДЖЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

РЯБЦЕВ C.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО БГАРФ

БРУЙ Т.А.,
магистрант ФГБОУ ВПО БГАРФ


 

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО МЕХАНИЗМА
ВЗНОСОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОБЩИЙ БЮДЖЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

 


Наиболее  противоречивым  вопросом
формирования доходной части общего бюд-
жета  Европейского  Союза  можно  считать
коррекционный  механизм  взносов  Велико-
британии.
Большая  доля  расходов  на  сельское
хозяйство  в  общем  бюджете  ЕС,  незначи-
тельная роль сельского хозяйства в британ-
ской  экономике,  зависимость  от  импорта
продуктов  сельского  хозяйства  до  сих  пор
являются  основными  причинами  проблем
Великобритании,  связанных  с  достижени-
ем этой страной приемлемого соотношения
между уплаченными в него взносами и полу-
ченными из него средствами.
Кроме того, данная диспропорция объ-
ясняется ещё и тем, что высокие взносы Ве-
ликобритании  в  общий  бюджет  Евросоюза,
рассчитывались на основе НДС, доля кото-
рого в ВНД этой страны выше, чем в других
странах.
Стоит  отметить,  что  данная  ситуация
во  многом  спровоцировала  референдум
1975г. о продолжении членства Великобри-
тании в Сообществе.
В  результате  Европейский  Совет  в
марте 1975 г. в Дублине выработал первый
механизм  коррекции  вклада  Великобрита-
нии  в  общий  бюджет  данной  организации,
который действовал с 1976 по 1980 гг. Дан-
ный  механизм  носил  компенсационный  ха-
рактер и был призван помочь любой стране
Сообщества,  имеющей  недопустимо  боль-
шое финансовое бремя по взносам в общий
бюджет  ЕС.  Осуществление  компенсации
предусматривалось  в  форме  частичного
возврата  сумм  взносов  от  НДС.  При  этом
должны  были  быть  соблюдены  три  усло-
вия:  ВВП  на  душу  населения  ниже  85%  от
среднего уровня в Сообществе; темпы роста
ВВП  менее  120%  от  среднего  уровня  в  Со-
обществе;  доля  платежей  данной  страны  в
собственных источниках бюджета ЕС выше
10%  совокупного  ВВП  Сообщества.  Ввиду
завышенного характера данных требований
первый коррекционный механизм никогда не
использовался на практике.
Второй коррекционный механизм был
согласован  Европейским  Советом  в  ноя-
бре 1979 г. Он предусматривал сокращение
взносов  этой  страны  в  общий  бюджет  Со-
общества от НДС на 1 млрд. ЭКЮ.
Наконец, третий коррекционный меха-
низм взносов Великобритании в общий бюд-
жет  Сообщества  был  принят  Европейским
Советом в июне 1984 г. (вошёл в силу Реше-
нием Совета 85/257/EWG от 7 мая 1985 г).
Европейский  Совет  решил,  что  каж-
дая  страна,  которая  в  отношении  к  уровню
своего  благосостояния  несёт  чрезмерные
расходы  по  финансированию  общего  бюд-
жета, имеет право на ограничение размеров
своего взноса в общий бюджет. Такой под-
ход  стал  основанием  для  снижения  на  две
трети сумм выплат Великобритании с дохо-
дов от НДС в общий бюджет. Это решение
означало также, что другие страны - члены
ЕС должны финансировать выпадающие до-
ходы  общего  бюджета  из-за  снижения  раз-
меров британского вклада.
В  1988  г.  данный  механизм  был  не-
сколько  модифицирован  ввиду  введения  в
систему собственных фондов прямых взно-
сов  стран  -  членов  ЕЭС  в  зависимости  от
размера их ВНП (позже ВНД). Решение Со-
вета  от  31  октября  1994  г.  об  этих  фондах
подтвердило право Великобритании на льго-
ты,  что  было  также  подтверждено  в  даль-
нейшем  решением  от  29  сентября  2000  г.
Это последнее решение изменило принципы
его  финансирования  остальными  членами
Евросоюза,  в  котором  содержится  порядок
расчёта льгот для Великобритании, а также
источники их финансового покрытия.
Размер  льгот  Великобритании  опре-
деляется при анализе сумм, перечисленных
Великобританией в текущем бюджетном пе-
риоде в адрес Европейской Комиссии. Рас-
чёт  компенсаций  Великобритании  произво-
дится по формуле, представленной в табл.1.
На  сегодняшний  момент  действует
правило,  что  сокращение  размера  британ-
ского взноса в бюджет происходит за счёт
снижения поступлений от НДС этой страны.
Если  сумма  льгот  этой  страны  превышает
взносы в общий бюджет из этого источни-
ка,  то  возникающая  разница  покрывается
за счёт соответствующего снижения прихо-
дящихся  на  долю  Великобритании  прямых
взносов  от  ВНП  в  общий  бюджет.  Обяза-
тельства  по  финансированию  этой  льготы
ложится  на  остальные  страны  Евросоюза,
которые по этой причине производят более
высокие  взносы  от  НДС,  а  также  выплаты
на  основе  ВНД.  Сумма  британской  льготы
предварительно  рассчитывается  на  теку-
щий  бюджетный  год.  Фактический  же  её
расчёт производится в последующем году.
Окончательная оценка данной льготы и со-
ответствующие  взаиморасчёты  происходят
в  течение  четырёх  лет  после  конкретного
бюджетного года.
Если  рассматривать  финансирование
льготы  Великобритании  за  прошедший  пе-
риод,  то  действовало  следующее  правило:
сумма данной льготы распределялась среди
стран ЕС в той же пропорции, в какой рас-
пределялся среди этих стран весь ВНП Ев-
росоюза.  Великобритания  не  участвует  в
финансировании  предоставленной  ей  льго-
ты. Долгое время до вступления в силу в
2001 г. решения Совета от 29 сентября 2000
г. о внесении изменений в систему собствен-
ных фондов участие Германии в финансиро-
вании данной льготы было ограничено двумя
третями от приходящейся на ею долю квоты.
Таким образом, остальные страны ЕС долж-
ны полностью покрыть финансирование кор-
рекционного  механизма  Великобритании.  В
отношении льготы на 2001 г. и на последу-
ющие  года  данное  решение  Совета  внесло
следующие  изменения:  доли  Австрии,  Ни-
дерландов, Германии, а также Швеции в фи-
нансировании льготы Великобритании были
снижены  до  уровня  25%  от  их  доли  в  ВНП
Евросоюза. Это означало, что расходы этого
рода остальных стран Евросоюза возросли.
Необходимо отметить, что в эту группу вхо-
дят наименее развитые экономически стра-
ны. Однако именно они являлись главными
получателями  средств  на  поддержку  сель-
ского хозяйства.
В  силу  решения  Совета  2007/436  о
системе  собственных  фондов  Европейских
Сообществ,  право  на  корректирование  бри-
танского  вклада  в  общий  бюджет  ЕС  было
сохранено. В этом решении были подробным
образом определены правила использования
Великобританией льгот по взносам в общий
бюджет на период 2007-2013 гг. Расходы по
корректированию  британского  вклада  несут
на себе страны Евросоюза, при этом, как и в
предыдущие  годы,  участие  Австрии,  Герма-
нии, Нидерландов и Швеции ограничено од-
ной четвёртой их доли в ВНП Евросоюза.
На  сегодняшний  день  на  дальнейшее
существование  коррекционного  механизма
Великобритании  влияют  следующие  обсто-
ятельства.
Во-первых,  необходимо  признать,  что
ситуация  со  времени  принятия  этого  меха-
низма в 1984 г. значительно изменилась. В то
время  Великобритания,  одно  из  самых  бед-
ных  государств-членов,  являлась  одним  из
крупнейших  чистых  плательщиков  в  общий
бюджет ЕС, направленный главным образом,
на финансирование единой политики в обла-
сти сельского хозяйства. Однако в настоящее
время роль этой политики, а также взносов от
НДС для общего бюджета ЕС заметно снизи-
лась.  Кроме  того,  Великобритания  -  теперь
одна  из  наиболее  богатых  стран-членов  Ев-
ропейского Союза (таблица 2).
Во-вторых,  после  расширения  Евро-
союза десять новых членов Евросоюза, не-
смотря  на  своё  достаточно  слабое  эконо-
мическое  развитие,  вынуждены  принимать
участие в финансировании выпадающих до-
ходов общего бюджета, возникающих в ре-
зультате  применения  коррекционного  меха-
низма Великобритании. Неудивительно, что
с их стороны всё настойчивее звучат призы-
вы к пересмотру данного механизма.
Общая сумма финансирования британ-
ских льгот в 1984-2011гг. в среднем составля-
ет около 3 млрд. Евро (рис.1) [4]. При этом она
покрывается  в  основном  за  счёт  Франции,
Испании и Италии, на долю которых в 2011г
приходится около 2,2 млрд. Евро (рис. 2) [6].
В-третьих,  Великобритания  всё  ещё
остаётся  в  группе  наиболее  крупных  пла-
тельщиков общего бюджета Евросоюза. Так,
в 2010г. она внесла в общий бюджет Евросо-
юза 14,66 млрд. Евро, что является четвёр-
тым показателем после Германии, Франции
и Италии. Однако, если рассматривать такой
показатель как сальдо между трансфертами
из общего бюджета ЕС и внесёнными в него
суммами, Великобритания в 2010г. занима-
ет второе место (-7,91 млрд. Евро), уступая
только Германии (-11,95 млрд. Евро).
В-четвёртых,  большинство  членов  Ев-
росоюза признают, что изменения в коррек-
ционном механизме Великобритании должны
отвечать требованиям простоты и прозрачно-
сти, предсказуемости и эффективности.
Исходя из вышесказанного, необходи-
мо признать, что изменение коррекционных
механизмов  Великобритании  требует  фун-
даментального  реформирования  системы
финансирования общего бюджета Евросою-
за. При этом, по-нашему мнению, возможны
следующие пути реформирования:
-  использование  финансирования  об-
щего бюджета ЕС только на основе единов-
ременных  выплат,  рассчитанных  на  основе
ВНД стран членов;
-  введение  механизма  определения
величины взносов в общий бюджет ЕС для
Великобритании  на  основе  ВНД,  без  учё-
та расходов общего бюджета ЕС на общую
сельскохозяйственную политику;
- переход на прямое финансирование
общего бюджета с помощью независимых от
бюджетов стран ЕС источников (различные
общеевропейские налоги и уже существую-
щие таможенные пошлины).
В  заключение  необходимо  отметить,
что реформирование коррекционного меха-
низма,  а  значит,  и  всей  системы  финанси-
рования  общего  бюджета  Евросоюза  стал-
кивается  с  категорическим  нежеланием
Великобритании  что-либо  изменять.  Ввиду
этого,  перспективы  изменений  в  данной
сфере в ближайшее время выглядят доста-
точно туманными.
Библиографический список:
1. EU budget 2010 - Financial Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2011.
2. European Commission. Communication from the commission to the European Parliament, the
Council, the European economic and social Committee, the Committee of the regions and the national
parliaments. The EU Budget Review. COM (2010) 700 of 19.10.2010.
3. European Commission. Communication from the commission to the European Parliament, the
Council, the European economic and social Committee, the Committee of the regions. Taxation of the
Financial Sector. COM (2010) 549 of 7.10.2010.
4. European Commission. Commission staff working paper. Financing the EU Budget: report
on the operation of the own resources system. Proposal for a Council Decision on the system of own
resources of the European Union. COM (2011) 510 final.
5. The Official Journal of the European Union. Budgets. European parliament. Definitive adoption
of amending budget No 4 of the European Union for the financial year 2011. (2011/748/EU, Euratom).
6. The Official Journal of the European Union. Definitive adoption of amending budget No 4 of the
European Union for the financial year 2011. (2011/748/EU, Euratom).














 

 

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 641 | Теги: коррекционный механизм, Льготы Великобритании, выплаты от ВНД, взносы от ВНП | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь