Понедельник, 05.12.2016, 07:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ РЫНКА, ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВТО

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ РЫНКА, ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВТО

Последние десятилетия XX в. и в начале нового тысячелетия мировая фармацевтическая промышленность и соответственно мировой рынок фармацевтической продукции демонстрируют динамичное развитие. Фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстроразвивающихся секторов мировой экономики: "темпы его роста составляют 8 - 14% в год, чистая прибыль достигает 18% от общего дохода, тогда как в других сферах этот индекс равняется около 5%" <1>. Современный фармацевтический рынок по своим объемам уступает только рынку продовольствия, и, по некоторым прогнозным оценкам, уже в ближайшем будущем его доля увеличится до 30 - 35% от общего объема потребительского рынка <2>.

--------------------------------

<1> Фармацевтическая отрасль: обзор рынка, тенденции, прогнозы // http://planetahr.ru/publication.

<2> См.: Иванов А.И., Хабриев Р.У. Теоретический подход к определению структуры фармпредприятий России // Ремедиум. 2008. N 5. С. 51 - 54.

 

Рост продаж лекарственных средств обусловлен действием нескольких различных факторов, связанных с ростом экономики, развитием науки и технологий. К наиболее значимым факторам относятся <1>: повышение уровня жизни в странах с быстро развивающейся экономикой, таких как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Россия, где правительства тратят значительные средства на развитие здравоохранения, а рост уровня доходов населения приводит к использованию более дорогостоящих и качественных препаратов; тенденция "старения населения" в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и в Японии; рост заболеваемости в мире из-за усиливающегося влияния техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки <2>.

--------------------------------

<1> См.: Чененова Р.И., Макарова Н.В. Развитие инновационных форм бизнеса // Экономика региона. 2009. N 3(19). С. 100 - 107; Дорошенко С.В. Стратегическая адаптация как императив инновационного развития региональной социально-экономической системы // Экономика региона. 2010. N 3(23). С. 59 - 66.

<2> См.: Романова О.А. Промышленная политика: эволюция механизма реализации // Современная конкуренция. 2008. N 6. С. 32 - 44.

 

Согласно предварительным данным, опубликованным исследовательским агентством IMS Health, в 2011 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 880 млрд. долл. США (для сравнения: в 2004 г. - 550 млрд. долл.). Его лидерами являются США (доля продаж составляет 26% мирового рынка), ЕС (15%) и Япония (10%). По объему продаж среди мировых фармацевтических корпораций выделяются лидирующие фирмы: Johnson & Johnson и Pfizer (США), Roche Holding и Novartis (Швейцария), GlaxoSmithKline и AstraZeneca (Великобритания).

Наиболее значимой чертой современной фармацевтической промышленности является ее наукоемкостъ. В начале 1990-х годов ОЭСР выполнила подробный анализ прямых и косвенных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в 22 отраслях промышленности десяти стран - США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Канады, Италии, Нидерландов, Дании и Австралии. К числу наукоемких, среди прочих, была отнесена фармацевтическая промышленность. Перечень наукоемких технологий и товаров, разработанный Статистическим управлением США (U.S. Bureau of the Census), также однозначно подтверждает высокую степень наукоемкости фармацевтической промышленности. В данном перечне первые две позиции занимают собственно фармацевтика и связанные с ней виды технологий и производств медицинского оборудования.

Наукоемкость фармацевтической продукции поддерживается высокой и ежегодно возрастающей стоимостью НИОКР. В 1987 г. величина расходов, требовавшихся на разработку нового лекарственного средства (с момента открытия нового химического вещества до момента вывода нового лекарственного препарата на рынок), составляла в среднем 231 млн. долл. США; в середине 1990-х годов аналогичная сумма равнялась, по разным оценкам, от 3,5 тыс. долл. до 500 млн. долл.; в середине 2000-х годов средняя цена разработки одного нового молекулярного соединения с последующим выводом его на рынок в качестве лекарственного препарата составляла 802 млн. долл., и, по прогнозам экспертов, эта сумма в скором будущем превысит 1 млрд. долл. США. При этом инвестиции в исследования и разработки в сфере лекарственных препаратов являются высокорискованными. На каждый новый препарат, вышедший на рынок, приходится от 5 до 10 тыс. вариантов новых химических соединений, разработанных в научных лабораториях и прошедших проверку в рамках фармацевтических компаний. Из этого огромного числа новых соединений только 250 в среднем выходят на уровень доклинических испытаний. Из них, по статистике, лишь 2% смогут успешно пройти первую фазу тестирования. Дальнейший же отсев приведет к тому, что только один из пяти новых препаратов, прошедших все испытания, будет официально одобрен и получит доступ на рынок <1>. Тем не менее разработка и внедрение успешных лекарственных препаратов для ведущих мировых фармакологических компаний являются приоритетным направлением. Ежегодно объемы инвестиций компаний, направленных на разработку более эффективных препаратов, не снижаются, а рекордно увеличиваются; сейчас эта цифра превысила 70 млрд. долл. США.

--------------------------------

<1> См.: Капусткин В.И., Родионов П.П. Особенности развития мирового рынка фармацевтической продукции и интересы России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2007. Вып. 1. С. 77 - 86.

 

Результатом активной инвестиционной деятельности ведущих фармацевтических компаний является постоянное появление на рынке новых продуктов, внедрение которых стало тем потенциалом, который лежит в основе движущей силы этой отрасли. "В результате фармацевтический рынок является рынком дифференцированного продукта с большим разнообразием лекарственных средств, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности. Так, по некоторым экспертным оценкам, общее количество фармацевтических препаратов промышленного производства на международном рынке превышает 110 тыс. позиций (из них более 60 тыс. производится в США), контроль на национальном рынке за числом продуктов, осуществляемый разными странами, варьируется от 2,2 тыс. позиций в Норвегии до 23 тыс. в Германии и 43 тыс. в США. При этом хорошим терапевтическим диапазоном для одной страны является перечень препаратов из 1,5 - 2 тыс. позиций" <1>.

--------------------------------

<1> Кулагина С.В. Место российской фармацевтической промышленности на мировом фармацевтическом рынке // Экономика и управление. 2010. N 12. С. 98.

 

По данным IMS Health, к 2015 г. объем мирового фармацевтического рынка составит порядка 1,1 трлн. долл. США. Прогнозируется, что среднегодовой темп прироста ведущих европейских рынков фармацевтической продукции в 2012 - 2015 гг. будет на уровне 2,1% в долларовом эквиваленте и к концу 2015 г. общий объем фармацевтических рынков стран этого региона составит свыше 240 млрд. долл. Компания IMS Health прогнозирует следующие тенденции развития мирового фармацевтического рынка в период 2012 - 2015 гг. (рис. 1).

 

 

Тенденции развития мирового фармацевтического рынка в период 2012 - 2015 гг.

 

Дальнейшее сокращение доли "брендовой" продукции

 

Большое количество истекающих патентов на оригинальные препараты принесет так называемые патентные дивиденды на развитые фармацевтические рынки

 

Появление принципиально новых методов лечения

 

Фармацевтические рынки быстро развивающихся стран будут расти высокими темпами

 

Политика правительств в области здравоохранения определит долгосрочные перспективы развития мирового фармацевтического рынка

 

Быстрое развитие биосимиляров при довольно медленной адаптации их на рынке

 

 

Рис. 1. Тенденции развития мирового фармацевтического

рынка в период 2012 - 2015 гг.

 

Фармацевтический рынок Российской Федерации, по оценкам экспертов, составил по итогам 2011 г. 667 млрд. руб. (включая налог на добавленную стоимость), что равно примерно 3% объема мирового рынка. Российский рынок развивается динамично, темпы роста объема рынка лекарственных средств (в денежном выражении) в течение последних 10 лет оставались достаточно высокими, в 2004 - 2010 гг. ежегодный прирост рынка достигал в среднем 14%. Однако при общей положительной динамике рыночных показателей в развитии отечественной фармацевтической промышленности имеются существенные недостатки: доля отечественной продукции в общем объеме потребления на внутреннем рынке является недостаточной, отечественные производители присутствовали в основном в сегментах рынка с низкой добавленной стоимостью (дженериковые препараты), кроме того, большая часть лекарственных средств, произведенных на территории России, изготавливалась из импортного сырья. Потребительский спрос в значительной степени удовлетворяется за счет импортной продукции - по состоянию на 2011 г. 76% лекарственных средств (в денежном выражении) было произведено за рубежом. В 2011 г. отечественные производители обеспечивали производство лишь 63% наименований препаратов, являющихся стратегически значимыми и жизненно необходимыми <1>, - показатель, свидетельствующий о значительной зависимости потребительского рынка от импортной продукции в критически важных с точки зрения национальной безопасности отраслях. В табл. 1 приведен баланс производства и потребления лекарственных средств в Российской Федерации в 2010 г.

--------------------------------

<1> Перечень стратегически значимых лекарственных средств (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2010 г. N 1141-р); Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. N 2199-р).

 

Таблица 1

 

Баланс производства и потребления лекарственной продукции

в России в 2010 г., млрд. руб. <1>

 

--------------------------------

<1> Данные Росстата, UN Comtrade, ЦМИ Фармэксперт, оценка ДСАР ВЭБ.

 

1. Произведено в Российской Федерации, всего 144
из них:  
поставки на внутренний рынок 133
поставки на экспорт 11
2. Импорт 338
Итого внутреннее потребление 471

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что более трех четвертей всего объема лекарств (в денежном выражении) на российском рынке формируются за счет импорта <1>. В отличие от рынков развитых стран Запада российский фармацевтический рынок характеризуется малой долей присутствия на нем инновационной продукции. Внутреннее потребление лекарственных средств в России (розничная продажа, льготное лекарственное обеспечение, госпитальные закупки) отличается преобладанием бренд-дженериков, в основном иностранного производства. В целом, по оценкам специалистов, доля зарегистрированных дженериков в Российской Федерации в настоящее время составляет до 80% рынка, в то время как в США она не превышает 25%, в Японии - 20%. Кроме того, статистические данные свидетельствуют о преобладании внутренних производителей в сегментах рынка с низкой добавленной стоимостью, тогда как сегменты с высокой добавленной стоимостью заняты преимущественно импортной продукцией. Согласно данным доклада Внешэкономбанка <2> отечественная фармацевтическая промышленность в целом является догоняющей по отношению к мировой отрасли. Несмотря на то что за последние годы список производимых торговых марок лекарственных средств пополнился рядом оригинальных российских разработок и современных дженериков, до сих пор в России второе место по объему производства занимает натрия хлорид (физраствор). Большинство препаратов, которые производятся в России, уже давно производятся во всем мире, а часть препаратов являются устаревшими. По данным Росстата, доля инновационной продукции в общем объеме фармпроизводства на протяжении 2006 - 2010 гг. не превышала 4 - 7%. В результате российская фармацевтическая промышленность практически не представлена на международных рынках. Экспорт готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций из Российской Федерации составляет менее 0,04% от общемирового объема продаж фармацевтической продукции. Доля экспортной продукции в 2010 г. составила всего 7% от общего объема производства в России лекарственных средств. Основными рынками для российской фармацевтической продукции являются страны СНГ, на которые в 2010 г. пришлось 77% всего российского экспорта. По итогам 2010 г., три четверти всего экспорта российской фармпродукции в странах СНГ приходились на четыре страны - Украину (31%), Узбекистан (18%), Казахстан (13%) и Азербайджан (13%). При этом большинство стран СНГ имеют собственные производства дженериковых препаратов, поэтому дальнейшее увеличение объемов российского экспорта в этих странах будет зависеть от способности отечественных производителей производить конкурентоспособные продукты или аналоги уникальных сложно-воспроизводимых препаратов.

--------------------------------

<1> См.: Андрианов В., Горст М., Торопылин Ю., Шварева Н. Российская фармацевтическая промышленность: состояние и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. 2012. N 11-12. С. 67.

<2> Современное состояние и перспективы развития российской фармацевтической промышленности: Доклад Внешэкономбанка (Департамент стратегического анализа и разработок) (июль 2012 г.) // http://www.fingazeta.ru/pdf3/doclad_farma.pdf.

 

Кроме недостатка инвестиций в НИОКР, в российской фармацевтической отрасли существует еще ряд системных проблем, которые не только ограничивают доступ отечественных производителей на мировые рынки, но и в целом тормозят развитие инновационной фармацевтики России. Так, в докладе Внешэкономбанка выделены следующие проблемы: недостаточное развитие финансирования долгосрочных и рискованных по своей природе разработок инновационных фармацевтических препаратов; отсутствие эффективных механизмов коммерциализации и внедрения разработок в промышленное производство; высокая сырьевая зависимость отрасли от зарубежных поставщиков; дефицит высококвалифицированных кадров для фармацевтической отрасли; недостаточная проработка технического регулирования отрасли.

Тем самым современная российская фармацевтическая отрасль пока не способна не только занять достойные позиции на внешнем рынке, но и обеспечить внутренний рынок основной номенклатурой современных лекарственных препаратов, весь цикл производства которых находился бы на территории России. При этом отрасль существует в условиях экспансии в сфере технологий и интеллектуальной собственности западных транснациональных корпораций, а также ценового давления со стороны Индии и Китая. В этой связи большое значение приобретает факт вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Целью вступления России в ВТО является обеспечение доступными и эффективными препаратами населения страны и выход на мировые рынки сбыта, в первую очередь на рынки быстро развивающихся стран в нише воспроизведенных лекарственных препаратов, а также в нише инновационных продуктов с собственными технологиями на поздних этапах разработки <1>. Это, безусловно, отразится на развитии отечественной фармацевтической индустрии. Пока нельзя дать однозначной оценки того, как вступление России в ВТО скажется на развитии российской фармацевтики. "Членство в ВТО исключает продвижение политики импортозамещения, предполагающей замещение импорта национальными товарами посредством использования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также субсидирования производств внутри страны. <...> На практике это влечет для российской фармацевтики право пользоваться выгодами от международной торговли, для российского государства - обязанность обеспечивать добросовестную конкуренцию на фармацевтическом рынке, устранять препятствия в международной торговле и не применять дискриминационных ограничений для доступа на рынок иностранных производителей" <2>. По мнению экспертов Минпромторга России и Минэкономразвития России <3>, практические последствия присоединения России к ВТО коснутся, главным образом, трех элементов отечественного рынка лекарственных средств: импортных пошлин, охраны интеллектуальной собственности и условий регистрации лекарственных средств.

--------------------------------

<1> Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы" (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. N 2057-р).

<2> Плиева М. Мы ждем перемен. Отмена торговых барьеров ведет к снижению себестоимости иностранной продукции // Российская газета. Специальный выпуск. N 5717. 2012. 1 марта.

<3> См.: Батенева Т. Двери откроются для всех. Вступление России во Всемирную торговую организацию рождает новые надежды // Российская газета. Специальный выпуск. N 5717. 2012. 1 марта.

 

Импортные пошлины. Пошлины постепенно будут снижены (фармацевтическая отрасль, как и ряд иных чувствительных отраслей экономики, защищены переходным периодом от трех до семи лет), снижение составит: с 15 до 6,5% - на лекарственные средства, с 5 до 2 - 3% - на фармацевтические субстанции и медицинское оборудование. Ожидается, что основным выгодоприобретателем в свете предстоящих изменений должен стать потребитель товаров, поскольку снижение торговых барьеров неизбежно ведет к снижению цены импортной продукции за счет сокращения расходов на ввоз, а усиление конкуренции между зарубежными и отечественными производителями обеспечит повышение качества реализуемой на рынке продукции. В то же время снижение пошлин на импортные лекарства и медицинское оборудование увеличит приток импорта и может привести к закрытию ряда малоэффективных производств или к их поглощению зарубежными компаниями, но этот фактор нельзя считать однозначно отрицательным, поскольку перспектива конкуренции с мировыми брендами должна стимулировать российские предприятия к модернизации, оптимизации системы управления, внедрению энергосберегающих технологий, бережному отношению к ресурсам, созданию эффективных производств.

Охрана интеллектуальной собственности. Правила ВТО затрагивают не только торговлю товарами, но и рынок услуг и охрану прав интеллектуальной собственности. В последнем случае речь идет о Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), положения которого уже частично нашли отражение в российском законодательстве. Присоединение России к ВТО, по мнению экспертов Внешэкономбанка, повлечет за собой вступление в силу ряда норм по охране интеллектуальной собственности, закрепленных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В частности, это касается так называемой защиты эксклюзивности данных. Указанные нормы запрещают в течение шести лет с момента регистрации оригинального лекарственного препарата осуществлять регистрацию дженериков, ссылаясь на данные доклинических и клинических исследований референтного препарата. Гарантии такой защиты будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности российского рынка для ведущих зарубежных фармацевтических компаний и сделают работу в России более прогнозируемой. Защита также станет дополнительным стимулом для фармацевтических компаний, работающих в России, к проведению дорогостоящих исследований по разработке инновационных лекарств.

Условия регистрации лекарственных средств. В этом же направлении будут действовать и новые правила регистрации лекарственных средств, установленные Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В частности, Закон обязывает отечественных производителей перейти на европейские стандарты качества к 2014 г. Учитывая мнение экспертов и опыт стран, вступивших в ВТО раньше России, этот акт будет иметь для отечественной экономики два основных последствия. Во-первых, возникнет приток прямых инвестиций, что послужит стимулом для ее развития; во-вторых, вступление в ВТО обеспечит постепенный переход к конкурентному рынку. Интеграционные процессы сделают инвестиции в отрасль более прогнозируемыми, а участие мировых лидеров в модернизации российской фармацевтической промышленности сможет сделать ее конкурентоспособной.

Эффективное использование преимуществ членства России во Всемирной торговой организации с одновременным нивелированием негативного воздействия должна обеспечить Государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы". В результате реализации Программы на территории Российской Федерации возможна модернизация ведущих предприятий фармацевтической отрасли, что позволит обеспечить разработку и производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынке, значительно снизить зависимость от зарубежной сырьевой составляющей. Реализация Программы позволит насытить развивающийся российский внутренний рынок лекарственных средств качественными препаратами.

Тем самым российский фармацевтический рынок имеет значительные перспективы как внутреннего, так и внешнего роста. В частности, согласно прогнозам экспертов в ближайшее десятилетие этот рынок станет одним из крупнейших в Европе. Потенциал роста обусловливается сравнительно высокой численностью населения Российской Федерации, а также прогнозами долгосрочного увеличения потребления лекарственных препаратов на душу населения. Значительный потенциал роста внутреннего производства лекарственных средств может быть сформирован как за счет увеличения эффективности производств, так и за счет изменения структуры ассортимента выпускаемой продукции в направлении технологически сложных, наукоемких и инновационных лекарственных препаратов.

Татаркин А.И.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (06.04.2014)
Просмотров: 679 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016