Воскресенье, 11.12.2016, 16:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

6.9. Пенсионное обеспечение должностных лиц органов и членов их семей

6.9. Пенсионное обеспечение должностных лиц органов и членов их семей

Статья 50 Закона о службе в таможенных органах (пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей):

"1. Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

2. Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)".

Статья 52 Закона о государственной гражданской службе (основные государственные гарантии гражданских служащих):

"1. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

<...>

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей".

Основной документ, регламентирующий условия и нормы пенсионного обеспечения за выслугу лет сотрудников таможенных органов и членов их семей, - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", действие которого распространяется на проходивших службу в таможенных органов на основании ст. 50 Закона о службе в таможенных органах. Особые условия пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов - одно из существенных отличий правового статуса двух категорий государственных служащих, проходящих службу в таможенных органах.

Право на пенсию за выслугу лет имеют: сотрудники таможенных органов, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; сотрудники, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в таможенных органах, военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм;

сотрудникам таможенных органов, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в таможенных органах, военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет - 1% указанных сумм денежного довольствия.

Среди вопросов, связанных с пенсионным обеспечением сотрудников таможенных органов, один из самых сложных - расчет срока выслуги лет, который осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям".

В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются:

а) время службы (работы):

в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы;

в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

в период, когда осуществлялась военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных;

б) время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания;

в) время работы в органах и центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в качестве руководителей и специалистов по профилю деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти;

г) время работы в органах и центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации в качестве руководителей и инспекторов по профилю работы указанного федерального органа исполнительной власти;

д) время работы (службы) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации;

е) время работы в качестве судьи;

ж) время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев;

з) иные периоды работы, кроме вышеперечисленных, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет (зачисленным в таможенные органы до 01.09.1997).

Руководителям и специалистам финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций, принятым на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, стаж работы в указанных организациях может быть засчитан в выслугу лет в таможенных органах председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Вопросы исчисления стажа сотрудников таможенных органов были предметом рассмотрения Конституционного Суда.

Первым примером является Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 по делу N 87-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Касько Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пунктом 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и пунктом 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации".

Поводом для обращения в Конституционный Суд в данном случае послужили нормы Положения "Об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103 и Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, установившего Положение "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".

В соответствии с данными актами установлено правило, в силу которого в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается и время отбывания наказания, и время содержания под стражей соответствующих лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности. При этом указанные периоды подлежат зачету на общих основаниях, т.е. в календарном исчислении. В противовес этому военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предусмотрен льготный порядок исчисления этого времени, т.е. из расчета один месяц службы за три месяца.

Позиция заявителя заключалась в том, что рассматриваемые нормативные положения могут считаться нарушающими конституционный принцип равенства и права на социальное обеспечение и тем самым вступающими в противоречие с Конституцией РФ.

В данном случае, с одной стороны, речь идет о необоснованном уголовном преследовании. Исходя из этого, моральный ущерб, нанесенный таким преследованием и заключающийся в нанесении вреда профессиональному статусу, должен быть компенсирован. С другой стороны, для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел льготное правило исчисления выслуги лет предусмотрено, а следовательно, может идти речь о дискриминации граждан, проходящих службу в таможенных органах.

Но Конституционный Суд в данном деле не усмотрел нарушений Конституции РФ. Делая такой вывод, он указал на то, что различия в условиях назначения и выплаты пенсий могут быть установлены исходя из особенностей того или иного вида службы, условий ее прохождения, специфики деятельности, осуществляемой государственными служащими. Именно поэтому дифференциация правового регулирования не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом, а также как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. При этом основания такой дифференциации должны быть объективными и справедливыми.

Другим примером обращения Конституционного Суда к вопросам, связанным с исчислением выслуги лет таможенных служащих, является Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 по делу N 1652-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Драган Натальи Григорьевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и подпунктом "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации".

Согласно подп. "ж" п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Данная норма была предметом рассмотрения Конституционного Суда в связи с тем, что, по мнению заявителей, данное положение является недостаточно определенным и, соответственно, может порождать возможность его произвольного толкования правоприменителями, что противоречит ст. ст. 19 и 39 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ не нашел поводов для рассмотрения данного дела. Причиной этому стало то, что данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права должностного лица таможенных органов, так как положения, предусматривающие возможность зачета в выслугу лет не связанного с прохождением службы периода, являются, по существу, льготой, позволяющей увеличивать выслугу лет для назначения пенсии.

Еще одним положением, порождающим вопрос о дискриминации таможенных служащих при начислении выслуги лет, является норма, содержащаяся в подп. "б" п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 103. Данная норма определяет возможность применения льготного порядка исчисления выслуги лет к отдельным периодам службы, в том числе к периодам службы в отдаленных местностях. Сама же проблема заключается в том, что Постановление Правительства РФ предусматривает такую возможность исключительно начиная с 21.07.1993.

Данный вопрос был рассмотрен Конституционным Судом в Определении от 14.07.2011 по делу N 977-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и положением подпункта "б" пункта 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации".

По мнению Конституционного Суда РФ, установление Правительством РФ даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в отдаленных местностях, само по себе не может рассматриваться как нарушение предписания ч. 2 ст. 39 Конституции РФ. Из содержания нормы подп. "б" п. 4 оспариваемого Положения не следует, что Правительство РФ, определяя такую дату, действовало произвольно, в противоречии с законодательными нормами, регулирующими пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, проходивших таможенную службу.

В связи с отсутствием закона, регламентирующего особенности пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, принятие которого предусмотрено Законом о государственной гражданской службе, в настоящий момент подлежат применению нормы Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 3, 6 - 9 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 37, п. п. 2 - 4 ч. 1 и п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе.

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), п. п. 3 и 7 ч. 1 ст. 33, подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 и п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), п. п. 6, 8 и 9 ч. 1 ст. 33, подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 37, п. п. 2 - 4 ч. 1 и п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе, до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее семи лет.

Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим таможенных органов устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.

_________________

6.7. Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

6.8. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта

6.9. Пенсионное обеспечение должностных лиц органов и членов их семей

6.10. Выплаты и компенсации увольняемым сотрудникам таможенных органов

6.11. Погребение сотрудников таможенных органов

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (25.03.2014)
Просмотров: 2335 | Теги: Пенсионное обеспечение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016