Четверг, 19.10.2017, 15:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Т.В.Жабакова

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта. Выделены критерии эффективного функционирования модели: оптимальность мотивационного комплекса; согласованность компетенций; удовлетворённость потребителей.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, самореализация личности студентов, физическая культура и спорт.

 
Актуальность проблемы апробации модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта определяется противоречием между потребностью современного общества в профессионалах, способных активно реализовать себя в профессиональной деятельности, и недостаточным уровнем готовности студентов педагогического вуза к самореализации в профессиональной деятельности. Фокус педагогической действительности сместился в сторону сущностного понимания личности выпускника: признания его активности, творческих способностей, инициативности, коммуникабельности, свободы выбора, уникальности и готовности к самоизменению с учётом необходимости быстрого реагирования на изменения внешней среды жизнедеятельности [3; 5; 6; 7].

Целью опытно-экспериментальной работы стало определение эффективности модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования. Экспериментальная работа по разработке и реализации модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры осуществлялась в виде последовательных этапов:
- констатирующий (анализ исходного уровня самореализации личности студентов высшей школы физической культуры Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ), определение критериев эффективности педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры, описание модели педагогического сопровождения);
- практическая реализация модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры;
- экспериментальная проверка эффективности модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры;
- рефлексивно-оценочный этап (экспертиза и коррекция эффективности модели, выявление динамики критериев педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры).

Методы исследования: организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод); эмпирические методы (психодиагностические методы), методы обработки данных (количественные и качественные).

Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы описали модель педагогического сопровождения самореализации личности студентов вуза в сфере физической культуры и спорта, которая включает мотивационно-целевой, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный компоненты и предполагает поэтапную структуру реализации педагогического сопровождения самореализации личности, включающей актуализационный, конативный, аналитический, интеракционный, перцептивный этапы.

В качестве критериев, определяющих эффективность педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры и спорта, мы выделили оптимальность мотиваци- онного комплекса; согласованность компетенций; удовлетворённость потребителей.

Успешность деятельности определяется максимальным соотношением поставленной цели и достигнутого результата или так называемым мотивационным комплексом. По данным А. А. Реана [4], удовлетворённость человека избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низ- кий—внешней отрицательной.

В качестве второго критерия — согласованности компетенций — мы рассматриваем сочетание трёх признаков, выделенных В. И. Байденко: концентрация, приоритет, избыточное напряжение, поддержание [1].

Третий критерий — удовлетворённость потребителей — описан по методике Е. А. Лебедевой [2] и включает три блока: предоставление информации, создание ориентировочной основы деятельности; активизация познавательной деятельности студентов; создание эмоционального настроя, регуляция поведения.

Для проведения опытно-экспериментальной работы были сформированы контрольная группа из 27 человек (КГ, обучение в традиционных условиях) и экспериментальная группа из 28 человек (ЭГ, использовалась модель педагогического сопровождения самореализации личности).
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях с 2013 по 2015 г. В эксперименте приняли участие 55 студентов высшей школы физической культуры ЮУрГГПУ. Нами отмечены качественные изменения, которые указываются в ЭГ по критерию «оптимальность мотивационного комплекса». Так, высокий уровень изменился в ЭГ — на 18,5. В КГ изменения представлены незначительно: увеличение количества испытуемых с оптимальным мотивационным комплексом на 7,1 %. Кроме того, в ЭГ выявлены количественные изменения показателей согласованности компетенций: уменьшение испытуемых, проявивших низкий уровень согласованности компетенций, на 29,6 %.

Удовлетворённость потребителей по первому блоку составила 80,4 %. Следует отметить, что 81,5 % респондентов понимают, с какой целью читается та или иная лекция; 79,7 % на лекциях узнают много нового, изучают дисциплину с интересом; 74,3 % могут выделить главное в курсе, представляют его структуру. Оценка разброса минимальных и максимальных баллов первого блока позволяет выделить, что ситуация затруднения у опрашиваемых связана с целеполаганием курса, следовательно, в качестве корректирующих действий следует усилить осознание цели и задач лекционных занятий.

Наиболее значимые изменения произошли по критерию «удовлетворённость потребителей». Так, 83 % принявших участие в опросе студентов указывают на систематическую обратную связь на лекции («если преподаватель задаст вопросы аудитории, я пытаюсь ответить, задумываюсь над ними»). Удовлетворены эмоциональным настроем, регуляцией поведения удовлетворены 69 %. Субъективное положительное восприятие преподавателя проявили 62 % студентов.

Для определения эффективности модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры и спорта работы необходимо доказать, что различия между группами не являются случайными. Для этого используем критерий X2r, который позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются. X2rэмп = 8, при с = 3, n = 2, р = 0,0046. Следовательно, различия в экспериментальных группах неслучайны, а являются результатом опытно-экспериментальной работы. Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута. Эффективность концептуальной модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов доказана.

В сфере физической культуры и спорта педагогическое сопровождение самореализации личности студентов приобретает не только особую значимость, но и наполняется новым смыслом: переход от «знаниевой парадигмы» к «компетентностно-ориентированной». Поэтому современный специалист должен получить такое образование, которое позволило бы ему быть не только конкурентоспособным, мобильным в реальных социально-экономических условиях, но и способным к самореализации в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. по - собие / В. И. Байденко.- М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.- 72 с.
2. Лебедева, Е. А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя» : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Лебедева.- Новосибирск, 2004.132 с.
3. Нежкина, В. Ю. Педагогическое сопровождение личности в спорте как условие успешной адаптации и самореализации после завершения спортивной деятельности / В. Ю. Нежкина, Г. Ц. Молонов, И. Ю. Лебединский // Вестн. Бурят. гос. ун-та.- 2011.- № 1.- С. 104-110.
4. Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие / А. А. Реан. - СПб., 2001.224 с.
5. Румянцева, О. М. Особенности самореализации личности в спорте / О. М. Румянцева // Акмеология.- 2006.- № 2 (18).- С. 23-27.
6. Румянцева, О. М. Ценностные ориентации как фактор самореализации личности в спорте : дис. . канд. психол. наук / О. М. Румянцева.- М., 2001.
7. Филимонова, С. И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности : автореф. . д-ра пед. наук / С. И. Филимонова.- М., 2004.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 4

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.06.2017)
Просмотров: 60 | Теги: педагогическое сопровождение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь