Четверг, 27.06.2019, 00:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЁЖИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОЛЕВЫХ ИГР

Н. А. Гекман

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЁЖИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОЛЕВЫХ ИГР

В статье исследуется проблема квалифицированной организации педагогического сопровождения развития лидерских качеств участников трёх различных типов объединений любителей ролевых игр. Поскольку объединения любителей ролевых игр относятся к неформальным объединениям, педагогическое сопровождение формирования лидерских качеств молодёжи важно для повышения эффективности воспитательного процесса для данных объединений, развивающихся стихийно, то есть вне зоны действия учреждений культуры, досуга, образования. В статье доказывается, что специфика педагогического сопровождения развития лидерских качеств молодёжи, участвующей в ролевых играх, зависит от разного типа игрового поведения участников игр «фэнтези», исторической реконструкции и игр активного действия.

Ключевые слова: типы игрового поведения, молодёжь, досуг, ролевые игры, педагогическое сопровождение, лидерские качества.
 

Полипарадигмальный подход к анализу социально-культурной деятельности, предполагающий, что в современной ситуации в России сложилась парадигма социальной активности личности на основе формирования либеральных ценностей, обусловливает новый взгляд исследователей на досу- говую активность различных категорий населения, включая молодёжь и её лидеров [9].

На современном этапе государству, обществу и культуре необходимы молодые лидеры. Это креативно мыслящие, инициативные молодые люди, умеющие не только успешно учиться и работать, но и организовать свой досуг, используя новые, современные его формы, особенно характерные для городской среды и связанные с интересом к игре. Именно на волне этого интереса в России возникло и распространилось до масштабов молодёжного движения увлечение ролевыми играми, корни которого находятся в зарубежной досуговой практике.

Российскую молодёжь привлекают ролевые игры направлений «фэнтези», исторической реконструкции и игры активного (живого) действия. Первые два типа ориентированы на воплощение роли своего персонажа согласно фантастическому или историческому сюжету игры. Третий - предполагает участие в командной игре приключенческо- соревновательного типа, но не в виртуальном, а в реальном формате. Игры «фэнтези» и исторической реконструкции требуют фантазии, выдумки, достаточно сложных умений, связанных с навыками изготовления костюма, оружия своего персонажа. В играх активного действия важны навыки виртуозного владения автомобилем, средствами связи и навигации, интеллектуально-креативные умения по разгадыванию кодов, обнаружению тайников и т.д., дающие ключ к выполнению игровых заданий и победе над командой противника [3]. Это очень важно именно для городской среды, отличающейся «профессионализацией деятельности населения, малой подвижностью образа жизни, преобладанием информационного общения над эмоциональным [4]».

С одной стороны, ролевые игры, обеспечивая рекреацию и развлечение, радость и игровое творчество их участников, развивают также и лидерские качества руководителей игровых команд, игровых групп, которые входят в состав игровых объединений, клубов, поскольку все разновидности ролевых игр (каждая в своей степени) нуждаются в квалифицированной их организации. Это требует определённого количества успешных, демократически, а не авторитарно настроенных, умелых лидеров движения ролевиков. Позитивные лидерские качества, формируемые в ролевых играх, влияют на работу, учёбу, жизненный успех российской молодёжи. С другой стороны, анализ прак
тики показывает, что ролевое движение и группы любителей-ролевиков - это достаточно закрытые для внешних влияний самоорганизующиеся структуры, которые, испытывая потребность в определённом количестве умелых и успешных лидеров (это показали социологические опросы движения ролевиков в Алтайском крае), не знают, как реализовать эту потребность в своём окружении, своими силами, а внешних вмешательств, в силу особенностей неформальной деятельности ролевых групп, ролевики не признают.

В связи с этим требуется адекватное педагогическое влияние на эту ситуацию в форме педагогического сопровождения, необходимого для развития лидерских качеств участников данных объединений. Но организация процесса педагогического сопровождения не будет квалифицированной, пока не будет выяснена сущность и специфика данного процесса в трёх различных типах ролевых игровых объединений. На основе педагогической классификации игр по поведенческим типам играющих, в которой выделяются: 1) игры-соревнования; 2) азартные игры с судьбой; 3) игры-иллюзии, игры-сказки; 4) игры-маскарады, - мы предлагаем классификацию наиболее популярных у современной молодёжи ролевых игр по их типам: 1) игры «фэнтези»; 2) игры исторической реконструкции; 3) игры активного действия [6]. У этих игр есть история возникновения и развития за рубежом и в России, их связь и отличия от схожих по сюжетам с ними компьютерных игр.

В наших исследованиях установлено, что сущностью педагогического сопровождения с целью развития лидерских качеств участников молодёжных объединений любителей ролевых игр является субъект-субъектный процесс, где сопровождение ведомых субъектов (потенциальных лидеров игровых групп, которые пока не обладают качествами успешного лидера) осуществляется ведущим субъектом этого процесса, находящимся в статусе «мастера» игр ролевых групп. Он разрабатывает и реализует систему организационно-педагогических условий,способствующих развитию ведомых субъектов как успешных лидеров ролевой игры [2].

Но какова специфика педагогического сопровождения развития лидерских качеств молодёжи в трёх различных типах ролевых объединений, а именно - в группах любителей игр «фэнтези», исторической реконструкции и в группах любителей игр активного действия? Решению этой проблемы посвящена данная статья.
 
На основе историко-культурологическо- го [7], философского [5] подходов к исследованию игры нами установлено, что ролевая игра - это вид деятельности и общения, содержащий релаксационное, развлекательное, творческое начала и имеющий событийную основу (сюжет, правила, в ходе которых игроки достаточно свободно импровизируют). Гедонистические, рекреационные, эвристические (творческие) функции игры [8], в том числе ролевой игры, крайне привлекательны для молодёжи в силу её возрастной настроенности на мажорный тон, радостное общение, творчество, поиск нового в досуговой деятельности. В связи с этим развёрнутые во времени и пространстве, то есть достаточно масштабные, ролевые игры уже сами по себе являются привлекательным для молодёжи событием, которое демократически настроенным лидерам игры надо умело организовать с целями гармонизации взаимоотношений игроков и укрепления контактов между играющими группами-командами, применяя умение добиваться победы, избегая конфликтов в общении. Для этого, кроме высокого уровня мотивации к лидерству, лидер ролевой игры должен обладать комплексом коммуникативных, интеллектуально-креативных, деятельност- но-волевых качеств, чтобы управлять игрой и группой-командой.

Классификация игр А. В. Соколова позволяет отследить различное содержание игровой деятельности в каждом из трёх типов объединений любителей ролевых игр [6]. Участники игр «фэнтези» воплощают типы игры-маскарада, игры-иллюзии, где игровое содержание выражается через художественный образ того персонажа, которого воплощает играющий (например, Гарри Поттер, персонажи произведения «Властелин колец» и т.д.). Это требует театрализации, ко- стюмирования, маскарадности игрового поведения в рамках иллюзорного сюжета игры, который игрокам под руководством «мастера» игры надо придумать, используя своё доскональное знание литературного или кинематографического произведения, являющегося основой сюжета игры.

Игры исторической реконструкции имеют в своей основе восстановительно-демонстрационный тип игрового поведения, когда игроки, разыгрывая историческое (Бородинское сражение 1812 года и т.д.) или бытовое (балы, пиры определённого исторического периода) событие, стремятся к максимальной исторической достоверности в изготовлении костюма, оружия и других аксессуаров своих персонажей, погружаясь в мир исторического прошлого на основе его изучения и демонстрируя затем на публику это историческое событие (точнее его реконструкцию). Событийными формами деятельности в играх «фэнтези» и исторической реконструкции являются фестивали костюмов (фестивали косплея), реконструкции рыцарских турниров, военных и бытовых событий, которые в определённой степени являются импровизированными театрализованными мероприятиями с приглашением публики. Организационная структура групп любителей «фэнтези» и исторической реконструкции мало проявлена, группы не сплочены, так как результат их игровой деятельности в основном не связан с выигрышем, победой над соперниками.

Совсем иная ситуация наблюдается в играх активного действия. Здесь наблюдается соревновательно-приключенческий тип игровых действий участников групп-команд, связанных с функцией этого типа ролевых игр, обозначенной нами как функция проверки игроков в специально осложнённых сюжетом игры-квеста экстремальных ситуациях, осуществляющихся часто в ночное время, при условии умелого использования игроками автомобиля, современного электронного оборудования и т.д., в процессе соревнования с командами- соперниками за победу в игре, итог и сюжет которой определяется «мастерами» игры, игровым штабом.

В предыдущих исследованиях мы представили анализ разновидностей игровых заданий, выполняемых участниками игр активного действия, что позволило сделать вывод о том, что функции и качества лидеров игровых команд активного действия наиболее сложны по сравнению с лидерскими качествами, необходимыми для игр «фэнтези» и исторической реконструкции. Лидер игр активного действия управляет группой-командой и экстремальной игрой-квестом, где эффективный результат игры подразумевает победу над командами соперников; значительная закрытость таких игровых групп предполагает, что для формирования высокой мотивации и качеств успешных лидеров (коммуникативных, интеллектуально-креативных, деятельностно- волевых) ведущий субъект должен находиться в статусе «мастера» таких игр, только тогда группа вступит с ним в партнёрское взаимодействие в процессе педагогического сопровождения развития качеств успешных лидеров игры.

Таким образом, исследование особенностей игрового поведения участников в трёх различных типах объединений любителей ролевых игр позволило сделать вывод

 

Примечания

1. Апинян Т. А. Игра как феномен культуры : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 17.00.08 / Апинян Тамара Антоновна. Санкт-Петербург, 1994. 39 с.
2. Гекман Н. А. Развитие лидерского потенциала участников ролевого игрового движения молодёжи: педагогический подход // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 68-71.
3. Гекман Н. А., Оленина Г. В. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико- практический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 130-137.
4. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Ленинград : Знание, 1983. 32 с.
5. РетюнскихЛ. Т. Онтология игры : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 17.00.08 / Ретюнских Лариса Тимофеевна. Москва, 1998. 40 с.
6. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
7. Соколов Э. В. Рациональное использование времени и культура досуга // Социология культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. Ленинград : ЛГИК, 1982. С. 15-25.
8. Столович Л. Н. Жизнь творчество человек: функции художественной деятельности. Москва : Политиздат, 1985. 415 с.
9. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник культуры и искусств. 2015. №4(44). С. 28--35.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 5 (85)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (31.05.2019)
Просмотров: 23 | Теги: досуг, молодёжь, ролевые игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь