Пятница, 09.12.2016, 16:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Н.В.Луговская, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены аспекты, связанные с анализом феномена «идентичность» как одного из базовых понятий современного социально-гуманитарного знания. Дано научное обоснование образовательных и воспитательных возможностей социокультурных институтов как ресурса для формирования российской идентичности детей и взрослых.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идентичность, самоидентификация, социальная идентичность, российская идентичность, социокультурная идентичность, диверсификация.

 

Актуальность проблематики российской идентичности и сопровождения процесса ее становления обусловлена рядом причин, в числе которых лежат как проблемы мирового масштаба, так и внутриполитические процессы нашей страны. Усиление миграционных потоков в условии экономического кризиса; присоединение Крыма (территории площадью 27.000 км. кв. и населением 2.327.309 жителей) и включение его населения в современную общероссийскую систему отношений и ценностей. Многие проблемы современного общества являются причинами нестабильности передачи от поколения к поколению норм, ценностей, образцов поведения и размывания социального слоя носителей российского социокультурного опыта. Отметим, что все это происходит в условиях исторически затянувшегося поиска российской идентичности, обусловленного большой территорией страны и резкой сменой общественно-экономических формаций (исторических типов общества).

В формировании стабильных отношений между гражданами и государством большую роль играют неформальные социокультурные институты, которые, находясь в рамках неформального (неосновного) образования, способны включать в свою систему разные слои современного общества и дополнять своей деятельностью содержание и технологии современного образовательного института. При условии, что сегодня в науке и практике идет активный поиск форм и способов формирования идентичности, проявляется противоречие между образовательными возможностями социокультурных институтов и недостаточным их использованием в качестве ресурса для формирования российской идентичности детей и взрослых.

На наш взгляд, в формировании российской идентичности среди широкого поля социокультурных институтов сегодня выделяются семья, музей и конфессиональные организации. На основе их взаимодействия представляется возможным выстроить целостную систему творческой деятельности, направленную на формирование российской идентичности детей и взрослых. На основании проведенного исследования нами предложен диверсифицированный образовательный маршрут, который строится на основе взаимодействия учреждений культуры, общественных структур с образовательными организациями, но проходит за рамками основного образования. Он направлен на формирование семейных традиций и ценностей и создает дополнительные условия для продолжения трансляции достижений российской культуры, что является значимым, например, для молодых семей, формирующих новые российские традиции [1, с. 34].

Для разработки модели диверсифицированного маршрута, ориентированного на формирование российской идентичности, прежде всего, проанализируем следующие педагогические понятия: «идентичность», «российская идентичность», а также сопряженные с ними понятия «социальная, личностная идентичность» и «самоидентичность». Понятие «идентичность» рассматривается учеными различных научных областей. Так, в социальной психологии оно определяется как переживание и осознавание индивидом самотождественности, целостности, неделимости в пространстве, а также постоянства во времени (Э. Эриксон). В психоаналитике идентичность рассматривается в виде результата частичного отождествления с образом «другого» (3. Фрейд); как растворение обществом личностного своеобразия (К. Юнг), как отчуждение индивида от своей подлинной сущности (Ж.Лакан) и соответствие действий индивида и его способа сознавания ситуации (Р. Лейнг) [2].

Американский психоаналитик А. Ватерман выделил ценностные аспекты феномена «идентичность». По его теории главные элементы идентичности у человека: четкое самоопределение, выбор целей, ценностей и убеждений. Отсюда видно, что идентичность складывается в ходе процесса самоидентификации личности, который осуществляется по разным основаниям и на разных уровнях. Человек вынужден определять себя и свое место в мире всегда, а тем более в условиях постоянно меняющейся ситуации. Идентифицировать себя ему приходится постоянно, независимо от определенности той общности, к которой он себя относит. Ведь сама эта общность есть величина меняющаяся. Самоидентификация представляет собой открытый процесс, а идентичность является открытой системой, вбирающей в себя различные виды идентичности. Таким образом, феномен «идентичность» является собирательным и многогранным, вбирающим в себя содержание множества разных идентичностей.

В отечественной психологии Л.С. Выготский сформулировал идею о том, что процессы человеческой психики основаны на межличностных отношениях, в которых понимание «Я» происходит в русле «социальной ситуации развития». В трактовке С.Л. Рубинштейна сущность человека принципиально межсубъектна, то есть изначально представляет соотнесенность с другими объектами. Главным критерием самоопределения С.Л. Рубинштейн считал активность жизненной позиции. Идентичность - это восприятие себя человеком в ситуации «Я» и «Он», «Я» и «Они» или группой людей в ситуации «Мы» и «Он», «Мы» и «Они».

Обратимся к историческому опыту нашей страны, который показывает, что российская идентичность не должна стать простой ассимиляцией - растворением и утратой национального самосознания; это не может быть экоцид - уничтожение природной среды расселения малых народов, которое ведет к уничтожению этноса. Такие модели не могут рассматриваться в качестве базовых для страны, на территории которой проживают разные народы, сохраняющие свой язык, культуру, историческую память [3, с. 48]. Обратимся к ситуации в Содружестве Независимых Государств. СНГ сегодня - это многонациональное пространство, разделенное на территории независимых государств, обособленных традициями, языком и культурой, однако объединенных общей историей, взаимопроникновением традиций и культурными связями. Человек не может жить без взаимодействия, сотрудничества с другими людьми. Эта способность обеспечивается принадлежностью человека к тому или иному сообществу. В связи с этим важнейшей проблемой современного российского общества является проблема формирования российской идентичности в условиях существования России в многонациональном пространстве СНГ. В решении проблемы национального самоопределения народов осуществляется переход от практики патернализма и протекционизма к идее социального партнерства. Это означает, что государство начинает отходить от решения национальных проблем и передает эти функции структурам гражданского общества. При проведении соответствующей политики партнерство будет способствовать внедрению в общественное сознание ценностей гражданского общества. Кроме этого, в условиях, когда российские народы не готовы к гражданской инициативе, ответственности, наличие государственного протекционизма будет создавать необходимые условия сохранения и развития их истории, культуры, языка и российской идентичности в целом.

Так, в СНГ в результате трансформации социокультурных условий усложняется структура и расширяются границы российской идентичности, современными исследователями идентичность рассматривается с разных сторон в разных научных областях.
Усиление междисциплинарного подхода в изучении идентичности представляется наиболее эффективным, т.к. позволяет рассмотреть проблему с различных позиций, способствует не только объективной оценке социальных процессов, но и осмыслению идентичности в контексте прошлого, настоящего и будущего. Следует интегрировать психологический, педагогический и исторический подходы для системного анализа феномена идентичности, чтобы сформировать российскую идентичность граждан, проживающих на территории одной большой и многонациональной страны.

В работах современных педагогов - исследователей идентики, обращающихся к изучению идентичности личности, в качестве основных используются три сопряженных понятия - М.В. Шакурова выделяет три уровня идентичности: социальную, личностную (персональную) и самоидентичность [4, с. 40]. Образ россиянина и гражданина (российская идентичность) имеет свои особенности формирования и складывается сегодня из территориальной, гражданской, этнической идентичности [4, с. 43].

Российскую идентичность в новых условиях можно рассматривать как принадлежность человека к общности граждан России, имеющей для него значимые смыслы и ценности.

Прежде всего, отметим, что для граждан одной страны идентичность не является исторической заданностью, имеющей статичный характер. В этой связи можно сказать, что идентичность вписана в определенный социокультурный контекст, формирующий ее содержание. Термином «социальная идентичность индивидуального субъекта» определяют результат отождествления себя индивидом с большой социальной группой (условной или реальной) - возрастной, профессиональной, национальной, религиозной и т.д. [5, с. 150]. В педагогике социальную идентичность также называют «идентичностью принадлежности», хотя в последние годы чаще используется термин «социокультурная идентичность» [4, с. 40].

Как утверждает М.В. Шакурова, идентичность человека является элементом его самосознания. И если речь идет о групповой идентичности, а также идентичности более широких общностей, то «самосознание группы», «самосознание общности» является результатом коллективного осмысления и самоощущения «Мы» [4, с. 38].

В условиях многонационального общества, проживающего на большом геополитическом и многообразном социокультурном пространстве Содружества, важен комплексный анализ изучения феномена идентичности. Российская идентичность - одно из базовых понятий современного социально- гуманитарного знания, связанное с усилением интереса к проблемам становления самосознания, самовыражения, индивидуального выбора во всех сферах жизненного пространства, возможности поддерживающих и корректирующих процедур становления и развития идентичности личности на различных этапах возрастного развития.

Понятие «российская идентичность» в педагогической литературе ассоциируется с иными понятиями: гражданская, национальная, отечественная и др. В свою очередь, российская гражданская идентичность является подвидом социокультурной идентичности личности - об этом свидетельствуют исследования А.Н. Махинина, М.В. Шакуровой (Воронежский педагогический университет). По мнению А.Н. Махинина, социокультурная идентичность выступает одним из видов идентичности личности, что в свою очередь определяет логику анализа этой проблемы от общего к частному, т.е. от изучения идентичности как таковой к изучению социокультурной идентичности [6, с. 10].

Междисциплинарный анализ выводит на целостное осмысление феномена идентичность, позволяя понять его трансформацию на разных уровнях, что в свою очередь актуализирует проблему формирования российской идентичности в тесной связи общеобразовательных и социокультурных институтов (музеев, библиотек, воскресных школ и института семьи). Использование образовательных и воспитательных возможностей социокультурных институтов в качестве ресурса для формирования российской идентичности детей и взрослых открывает широкие возможности для работы социальных, музейных и православных педагогов в данном направлении.

В настоящее время на формирование российской идентичности активно влияет дополнительное образование и внешкольная работа. Как отмечает А.Н. Махинин, эффективным средством процесса формирования российской гражданской идентичности является внеучебная деятельность, поскольку она открывает широкие пути освоения всех сфер жизнедеятельности благодаря различной предметности ее видов [6, с. 8].

Особенностью современного состояния общества, проживающего на территории СНГ, является то, что состоит оно из людей - представителей абсолютно разных, часто противоположных убеждений, что связано с формированием их личности в разный исторический период жизни государства. На территории Содружества есть поколение тех, кто был представителем «советской молодежи». В ходе перестройки 90-х годов часть из них сохранила свои убеждения и приверженность понятиям и образовательным практикам советского периода, другая часть эти убеждения утратила. С другой стороны, за постсоветский период сформировало свои взгляды на жизнь иное поколение. Еще одна категория - это современные дети и подростки стран Содружества, которые живут в условиях бесконечных миграционных потоков (термин последних лет - «дети мигрантов»). Их взгляды на жизнь и себя как часть жизни общества еще только формируются. Следовательно, для объединения различных социальных групп, для приведения их к общим ценностным ориентациям гражданина СНГ требуется внеполитический, внеэкономический, но очень мощный стимул. Как показала практика последних десятилетий, при формировании идентичности личности в пространстве СНГ имеет значение религиозное мировоззрение граждан. Таким образом, общегосударственная политика, экономика, родственные связи в сочетании с новыми образовательными и воспитательными задачами, значимостью религиозного мировоззрения оказывают ощутимое влияние на формирование российской идентичности личности в пространстве СНГ.

Сегодня созданием условий для развития и формирования личности человека занимаются разные образовательные и традиционно необразовательные институты. Значимо их взаимодействие в рамках совместных программ. Связующим звеном здесь могут стать интегрированные педагогические программы, составленные с учетом потребностей общества и возможностей педагогов, представляющих разные институты. Сейчас стало востребованным интегрирование в систему работы со взрослыми и детьми педагогических программ, разработанных на основе музейной педагогики с участием религиозных структур (например, воскресных школ). Музей в современных условиях помогает не только организовать досуг, но и организовать деятельность, которая способствует развитию личности ребенка и взрослого, в том числе формированию российской идентичности. Организованная музейными и школьными педагогами программа позволяет включить всех посетителей в творческий процесс и сделать их активными участниками.

Чтобы добиться результатов по формированию российский идентичности, мы объединили деятельность музеев, библиотек, воскресных школ, при активном участии семьи и разработали экспериментальный маршрут, построенный на основе диверсификации. Диверсификацию здесь мы рассматриваем как меру разнообразия в совокупности (от лат. di- versus - «разный» и facere - «делать»). Отметим, что диверсификация образования - это, прежде всего, вариативность и гибкость образовательных программ, видовой плюрализм и институциональная активность [7].

Рассмотрим диверсифицированный маршрут, разработанный для программы «Пасхальная радость» (реализованной на разных площадках Санкт- Петербурга). Программа включала: 1. Конкурс детских творческих работ (рисунки, аппликации), который проходил в несколько этапов, лучшие работы выставлялись на нескольких площадках Санкт- Петербурга. 2. Концерт детских коллективов (Малый зал Государственной Капеллы). 3. Встречу с православным священником в храме Апостолов Петра и Павла на территории РГПУ им. А.И. Герцена.

Алгоритм построения данного маршрута выглядит следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1 - Алгоритм построения дифференцированного образовательного маршрута

Участники программы могли пройти весь маршрут или выбрать то, что было для них наиболее приемлемо или вызывало особый интерес: вид деятельности (конкурс рисунков, выступление на сцене); форму участия (артист, зритель, посетитель музея); место действия (площадка, на которой проходила часть маршрута). Конкурс детских творческих работ стал основой всего мероприятия. Ребята заранее готовили рисунки, узнавали о празднике Пасхи и православных традициях, связанных с ним. Конкурс проходил в несколько этапов. Подготовительный этап в образовательных организациях начинался с беседы об истории праздника Пасхи, его особенностях. Затем ребята делали работы (рисовали, клеили аппликации) и отдавали их на выставку, которая проходила в образовательных учреждениях. Завершением подготовительной части конкурса стала выставка детских творческих работ в Государственном музее театрального и музыкального искусства. Лучшие работы были выставлены на стенде, в течение нескольких дней все посетители музея могли на них посмотреть. Затем, на второй пасхальной неделе лучшие работы, отобранные после первой части конкурса, представлялись на последующих мероприятиях, которые проходили в рамках Пасхальных торжеств. Одним из таких мероприятий стал концерт детских творческих коллективов, который проходил в Малом зале Капеллы. На концерт собрались ребята из Петербурга и Ленинградской области и их родители. Посетители могли быть как участниками концерта, так и зрителями. Лучшие рисунки конкурса «Пасхальная радость» украшали помещения Государственной Капеллы во время Пасхального концерта. Завершением программы и последней площадкой маршрута стало посещение храма Апостолов Петра и Павла на территории РГПУ им. А.И. Герцена. Для детей и их родителей было организовано чаепитие, беседа с православным священником, награждение победителей конкурса творческих работ (лучшие рисунки и аппликации украшали помещения храма).

Для проведения эксперимента была сфомрирована фокус-группа, которая представляла собой смешанное детско-взрослое сообщество, членами которого были дошкольники (воспитанники детских садов); школьники (учащиеся начальной и средней школы); взрослые (родители, педагоги). Особенностью фокус-группы было то, что участники не проходили предварительный отбор. Могли попробовать свои силы семьи с православными и светскими традициями; семьи мигрантов.

Фокус-группа, которая прошла по этому маршруту (родители и педагоги), показала, что важной была ориентация на семью. Для дошкольника и младшего школьника именно семья закладывает основы социализации. В результате оценки мероприятия родителями и педагогами было решено проводить самоанализ участников, например, в форме беседы. В качестве тем для размышления дошкольникам и школьникам предлагались следующие вопросы: Кто и о ком проявляет заботу в вашей семье? Как вы думаете, может ли ваше поведение повлиять на отношения между родителями? Друзьями? Каким образом? Что изменится в обществе, если каждый человек будет делать только добрые дела? Такая беседа была проведена для участников конкурса «Пасхальная радость» на встрече с православным священником. При наблюдении за ходом беседы нами было отмечено, что в начале беседы дошкольники и младшие школьники воспринимали себя как объект опеки взрослых (родителей, педагогов), а в конце беседы, размышляя над поставленными вопросами, каждый участник программы начал воспринимать себя как субъект межличностных отношений. Школьники и старшие дошкольники высказывали в ходе беседы мнения, что уже сейчас их поведение влияет на климат их семьи, а со временем будет влиять и на жизнь общества. Получение нового культурного опыта дарит детям ощущение семейной близости, душевной радости и возможность самораскрытия, как отмечали родители и педагоги. Результаты участия в программе представлены в таблице 2.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что приобщение представителей разных культур к традициям православной (российской) культуры в условиях неформального общения; расширение кругозора и словарного запаса создают условия для жизни в российском социуме, а также способствуют формированию российской идентичности детей и взрослых. Использование образовательных возможностей социокультурных институтов будет эффективным в качестве ресурса для формирования российской идентичности детей и взрослых, т.к. грамотно выстроенное их взаимодействие в рамках диверсифицированного маршрута помогает получать результаты, необходимые индивиду (ребенку и взрослому) для идентификации себя как части российского общества.

Таблица 2 - Результаты участия в программе, построенной на основе дифференцированного образовательного маршрута

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Якушкина, М.С. Взаимодействие социокультурных институтов: диалог в пространстве неформального образования [Текст] / М.С. Якушкина // Теоретико-методические основы развития образовательных практик для взрослых в системе неформального образования (Санкт-Петербург, 2013): сборник научных статей (под ред. Якушкиной М.С.). - СПб. : Лема, 2013. - 112 с.
2. Самуэлс, Э. Юнг и постъюнгинианцы [Текст] / Э. Самуэлс. — М. : Добросвет, КДУ, 2012.
3. Смирнова, Т.М. Национальность — питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX веке [Текст] / Т.М. Смирнова/ - СПб : Сударыня, 2002. - 584 с.
4. Шакурова, М.В. Педагог как субъект формирования российской идентичности школьников : учебно- методическое пособие [Текст] / М.В. Шакурова, Т.В. Сырых, Е.В. Алехина, Ю.В. Кудирова. — Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2013. — 76 с.
5. Гайдар, К.М. Феномен групповой идентичности в контексте организационной психологии [Текст] / К.М. Гайдар - Воронеж : Вестник ТГПУ, 2009. - Вып. 11(89).
6. Махинин, А.Н. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности в образовательном учреждении: монография [Текст] / А.Н. Махинин, М.В. Шакурова. — Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2012. - 108 с.
7. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. — (http: //social_pedagogy. academic/ru).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.09.2016)
Просмотров: 44 | Теги: педагогический | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016