Вторник, 23.10.2018, 05:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.И.Суслов, А.С.Евсюнин, О.Л.Лебедева, Т.А.Куликова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О педагогическом потенциале много пишут в профессиональной научной литературе, но все это, как правило, имеет вид деклараций и редко становится предметом серьезных научных изысканий. Для того чтобы отыскать точное научное определение педагогического потенциала противодействия, необходимо, прежде всего, уточнить исходное, лингвистическое значение известных и широко употребляемых в научной литературе слов «потенциал» и «потенциальное», которые являются ключевыми для искомого нами определения педагогического потенциала противодействия в учебно-тренировочном процессе.

Савченко и Смагин считают, что потенциал в широком смысле это возможности, средства и запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определенной цели [1].

В.Г. Рындак в своём кратком педагогическом словаре определяет потенциал с точки зрения философии как источник, возможность, средство, запас, что может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. В данном словаре так же говорится, что педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности. Потенциал соотносится с той работой, которая еще не выполнена, но может быть сделана [2]

Исходя из этих соображений, обобщим понятия потенциала или потенциального применительно к теме нашего исследования. Потенциалом противодействия в учебно-тренировочном процессе является совокупность педагогических свойств, которые содержатся в противодействии, но не реализуются или реализуются не полностью в учебно-тренировочном процессе; свойства, которые полностью реализуются в процессе тренировки, но еще слабо развиты и требуют дальнейшего развития; свойства противодействия, необходимые для успешной подготовки к соревновательной деятельности студентов- футболистов, но в данный момент времени отсутствующие, которые могут проявиться при определённых условиях.

Свойства, характеризующие потенциал противодействия, необходимо отличать от тех свойств, которые у него достаточно развиты и полностью реализуются в практической деятельности. В такое общее понимание педагогического потенциала, соответственно, не включается то, что в структуре противодействия уже существует, достаточно развито и полностью реализуется в учебно-тренировочном процессе.

Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствует о недостатке решений вопросов формирования технико- тактической готовности студентов-футболистов к соревновательной деятельности. В современных литературных источниках более детально разработана методика развития технико-тактических качеств у профессиональных футболистов. В методике управления технико- тактической подготовкой остается открытым ряд вопросов, в частности - об оптимальном использовании и разработке новых методов эффективного формирования готовности студентов-футболистов к соревновательной деятельности, о рациональном использовании противодействия как метода в технико-тактической подготовке студентов футболистов [5, 6, 8].

В эксперименте принимали участие 30 студентов-футболистов в возрасте 17-18 лет. По данным врачебного контроля отклонений в состоянии здоровья не было. Экспериментальная и контрольная группы составляли по 15 человек. Отличие в методике проведения учебно- тренировочных занятий футболистов в экспериментальной группе состояло в том, что в течение учебного года, использовалась система целенаправленных средств и методических приёмов управления технико- тактической подготовкой, в которой учитывались: возрастные особенности физического развития студентов; психолого-педагогические принципы совершенствования двигательных действий спортсменов; характер и дозировка нагрузки. В контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике без учета противодействия. Контрольное тестирование проводилось в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.

Для определения начального уровня технико-тактической подготовленности занимающихся и подтверждения однородности групп по развитию технико-тактического мастерства был проведен констатирующий эксперимент.

Основой эксперимента являлись стандартные двигательные тесты, определяющие развитие технико- тактической подготовленности студентов-футболистов: жонглирование мяча ногами; жонглирование мяча головой; ведение мяча с обводом стоек; ведение мяча с последующим ударом в цель (засчитывается в случае попадания); передачи в парах в обозначенном коридоре в одно касание; удар по воротам с 20 метром при условии, что мяч должен пересечь линию ворот в воздухе. По данным наших исследований достоверных значений в показателях, характеризующих технико-тактическую подготовленность студентов-футболистов не обнаружено (t критерий от 0,16 до 0,39).

Важнейшее качество творческого мышления состоит в его дивергентности - способности рассматривать объекты и явления с разных сторон, выявлять все многообразие их проявлений, в способности генерировать множество разнообразных решений. В ситуациях противодействия и борьбы заложена установка на потенциально бесконечное разнообразие, усложнение и упрощение создаваемых ситуаций и выходов из них, поскольку целью каждой из сторон является поиск неожиданного выпада, не предсказуемого для противника. В ситуации поддерживающего обучения эта установка на разнообразие присутствует меньше, если имеется вообще. (Однако она может быть введена специально) [10].

Поведение неустойчивых систем (а активно конфликтующие структуры относятся к неустойчивым системам) непредсказуемо. Исходя из этого общенаучного положения, а также учитывая активную установку субъектов противодействия на создание разнообразных и неожиданных ситуаций и выходов из них, А.Н. Поддьяков приходит к следующему очень важному заключению о соотношении помощи, противодействия и развития. Помощь имеет тенденцию изменять направление развития заранее предусмотренным (желательным для помогающего) образом.

Противодействие же имеет сильную тенденцию изменять направление развития непредсказуемым образом [9].
Для более успешного освоения и совершенствования технико- тактического мастерства, что подтверждается исследованиями многих авторитетных учёных [4,5,6,8], необходимо использовать противодействие в учебно-тренировочном процессе.

Использование противодействия в нашем эксперименте заключалось:
- в препятствовании развитию устаревших явлений в футболе: остановка мяча на месте (в современном футболе на месте ничего не делается), излишнее передерживание мяча одним футболистом в обстановке, где необходимо сыграть через передачу партнёру;
- в регулируемом противодействии, которое выступает как средство помощи в тренировке и развитии необходимых в современном футболе качеств: принятие наиболее верного решения в кротчайший промежуток времени, применение импровизации и нестандартных решений, повышения качества технико-тактических действий футболистов и эффективное применение их в соревновательной деятельности.
- В обучении футболистов эффективно применять в соревновательной деятельности как ведущую ногу, так и «слабую».

Метод противодействия проявляется в выполнении специальных упражнений в противодействии с соперником и в двусторонних играх с какими-либо ограничениями.

Обучение технико-тактическому мастерству целесообразно начинать ведущей ногой до тех пор, пока ученики не усвоят основные навыки и не начнут успешно применять их в игровой обстановке. Впоследствии в равной степени используются обе ноги.

К основным средствам метода противодействия относятся:
- Соревновательные средства (официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры)
- Специализированные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом)

Противодействие проявляется в выполнении специальных упражнений в противодействии с соперником и в двусторонних играх с ограничением касаний мяча, с обязательным выходом за середину поля при атаке на чужие ворота.

Рассмотрим основные методические приёмы, применяемые нами на занятиях в экспериментальной группе.

Обучение и совершенствование ударов. Как известно овладение действиями с мячом начинается с ударов. Понятие «удары» включает в себя передачи партнёру (короткие, средние, длинные), удары по воротам, удар по мячу головой. При обучении и совершенствовании ударов по мячу ногой следует обращать особое внимание на выполнение последнего шага в разбеге и постановку опорной ноги. При ударе по мячу головой акцент делается на шаг перед прыжком в сторону летящего мяча и удар в момент наивысшей точки взлёта. На начальных этапах обучения удары производятся преимущественно ведущей ногой, но по мере освоения основных способов ударов, время, уделяемое на их совершенствование, выравнивается. Главная цель при обучении и совершенствовании в ударах - достижение максимально возможной результативности ударов по воротам и точности передач. Часто в условиях соревновательной деятельности, время, отведённое на удар или передачу, сильно ограничено, и это необходимо учитывать и моделировать регулируемое противодействие соперника в учебно-тренировочном процессе.

Передачам необходимо уделять особое внимание, ведь пас партнёру должен идти под дальнюю от соперника ногу, поэтому в упражнениях с использованием передач необходим соперник, оказывающий сопротивление. Таким образом, игроки начнут быстрее понимать, как сделать более качественный пас партнёру, куда пас должен идти, чтобы соперник оказался в невыгодном положении. Только с пониманием этого у игроков начнёт вырабатываться так называемая «культура паса».

Методические приёмы метода противодействия:
- При выполнении упражнения удар по воротам через стенку с партнёром необходимо что бы партнёр после того как «поставил» мяч бьющему сразу начал оказывать ему сопротивление, которое заставит бьющего быстрее сделать эффективный удар по воротам или же сыграть нестандартно и попытаться обыграть партнёра.
- Упражнения в парах с передачами мяча и последующим ударом в ворота целесообразно выполнять в противодействии одного защитника. Присутствие его в данном упражнении заставит пару выполнять более точные передачи друг другу и произвести удар в условиях приближенных к тем, с которыми они столкнуться в будущей соревновательной деятельности.

Но в тоже время противодействие должно быть регулируемым. Если у футболистов не получается преодолеть противодействие защитника, то ему должна быть дана установка - оказывать не полное сопротивление или совершать имитацию отбора. По мере освоения основных навыков противодействие должно увеличиваться. При выполнении упражнений на месте защитника не должен постоянно находиться один и тот же человек.

Эти меры приблизят учебно-тренировочную деятельность к реальным условиям игры. Во время футбольного матча при передачах партнёрам и выходе на ударную позицию время ограниченно жесткими временными рамками и необходимо произвести максимально качественные действия за короткий промежуток времени (пока соперник не отобрал мяч и не разрушил атаку).

Обучение и совершенствование остановки мяча. Обучение остановкам мяча обычно начинается одновременно с обучением ударам. Вначале осваиваются остановки катящегося и летящего мяча подошвой и внутренней стороной столы. Затем приступают к изучению остановок прыгающих и летящих мячей бедром, грудью, средней частью подъема [11]

В современном футболе полной остановкой мяча пользуются всё реже, поскольку она замедляет темп игры, вследствие чего теряются время, неожиданность и часто практическая целесообразность предполагаемых действий. Динамика современной игры и её характер требуют от футболистов принятия решения и о возможных дальнейших действиях ещё до приёма мяча. Поэтому используют остановку мяча с уходом. Использование таких остановок позволяет не только погасить скорость полёта мяча, но и целенаправленно изменить направление движения мяча для выполнения дальнейших действий будь то удар по воротам, передача мяча партнёру или дриблинг. Суть метода противодействия при обучении и совершенствовании остановок мяча заключается в том, чтобы игрок понимал: как наиболее эффективно обрабатывать мяч в условиях современной игры.

Для этого используются методические приёмы противодействия: -в игровых упражнениях остановку мяча на месте засчитывать как нарушение правил
- в специальных упражнениях, где необходимо применять приёмы остановки мяча, в зависимости от уровня технико-тактической подготовленности обучаемых, применять регулируемое противодействие соперника. Игрок при остановке мяча, должен применять импровизацию в зависимости от действий защитника.

Обучение и совершенствование ведения мяча. Начальное обучение ведению мяча начинается на низкой скорости. Важно что бы обучаемые поняли, как происходит сам процесс, и приобрели первичный навык ведения различными частями стопы. Наиболее универсальным способом является ведение мяча внешней частью подъёма.

Передвижения с мячом выполняются прямой, с резким изменением направления движения, движение с мячом змейкой и по дугам. Затем осваивают прямолинейное ведение мяча средней частью подъема и ведение по кругу внутренней частью подъема. Большинство студентов-футболистов владеют первичными навыками ведения мяча, поэтому начальное обучение не должно занимать много времени учебно-тренировочных занятий.

Поскольку уровень техники ведения мяча, достигнутый на низкой скорости, при переходе на более высокие скорости движения обычно не сохраняется, то после нескольких успешных повторений ведения на невысоких скоростях необходимо начинать выполнять упражнение на скорости, близкой к максимальной ("контролируемой"), но при которой не искажается техника. Мяч при этом не надо отпускать дальше 1 -2 м, и контролируется он преимущественно периферическим зрением. Так же нужно закреплять в сознании начинающих футболистов то, что ведение мяча обязательно выполняется дальней ногой от соперника.

Для более быстрого понимания и освоения всего вышесказанного можно использовать методические приёмы метода противодействия:
- В специальных упражнениях используется регулируемое противодействие соперника. Ведение мяча при давлении защитника наглядно покажет и закрепит в памяти игрока необходимость ведения дальней от соперника ногой и невозможность в игровой ситуации отпустить мяч при ведении на слишком большое расстояние от себя.
- При двусторонних матчах ограничение касаний мяча одним футболистом на своей половине поля позволит закрепить выход из обороны в атаку через пас. И занимающиеся быстрее начнут понимать, что ведение мяча целесообразней использовать на чужой половине поля.

Обучение и совершенствование обманных движений. Обманные движения подразумевают под собой единоборство с соперником, то есть - противодействие. Поскольку задачей соперника, не владеющего мячом, является - отбор, то задача игрока владеющего мячом - преодолеть сопротивление соперника и создать необходимые условия для дальнейшего ведения игры.

Обучение начинается с обманного движения «уходом. В основе выполнения данного приёма лежит принцип неожиданного для соперника и быстрого изменения выполнения движения. Обманные движения «ударом» и «остановкой» осваивают по мере успешного применения в игровых ситуациях ударов и остановок мяча.

Поскольку в соревновательной деятельности все финты выполняются в непосредственном единоборстве с соперником, то обучение основам техники обманных движений и их структуры должно проходить без использования противодействия только на этапе начального разучивания, если уровень подготовленности группы студентов требует данного этапа. На последующих этапах обучения и совершенствования применяются упражнения с пассивным, ограниченным и полным сопротивлениям. Так же необходимо сформировать у студентов понимание необходимости применения дриблинга в различных игровых ситуациях.

Методические приёмы метода противодействия:
- В специальных упражнениях применяется регулируемое противодействие соперника. Например: упражнение в парах по всему полю - один игрок с мячом с задачей сохранить мяч у себя как можно дольше, второй с задачей отобрать мяч. Сопротивление игрока отбирающего мяч необходимо регулировать по мере совершенствования футболистов приёмов обводки.
- При применении соревновательных средств, для закрепления понимания ситуаций в которых можно воспользоваться дриблингом или необходимо сыграть по-другому применяется ограничение число касаний мяча на своей половине поле. Многие начинающие футболисты, как только у них начинают получаться определённые обманные движения стараются использовать их в любой возможной ситуации, не редко это происходит во вред своей команде. Для этого вводится ограничение касаний мяча одним игроком на своей половине поля, поскольку в современном футболе применения финтов актуально вблизи чужых ворот.

Обучение и совершенствование отбора мяча. Одновременно с обучением финтам студентов-футболистов знакомят и с отбором мяча. Успешность отбора во многом обусловливается способностями игрока точно оценивать расстояние до соперника и до мяча, скорость их передвижения, момент атаки и т.д. Поэтому при изучении способов отбора наиболее эффективны единоборства и игровые упражнения. Вначале осваивают отбор мяча "ударом" и "остановкой", затем отбор в выпаде и подкате [11].

В современном футболе при отборе мяча главную роль играет выбор позиции игроков обороны, умение «читать игру». Наиболее распространённой ошибкой у начинающих футболистов является потеря позиции и как следствие - чрезмерное использование подкатов.

Методические приёмы:
- В игровых упражнениях и двусторонних матча ввести запрет на подкаты. Это заставит игроков правильно выбирать позицию на поле и находить более совершенные способы отбора мяча.
- Активное использование в упражнениях персональной опеки и введение умеренного наказания (например10 сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа) при каждом удачном действии игрока или команды соперника. Приведём пример, игровое упражнение «квадрат 4х4», вводится персональная опека, тренер объявляет: кто кого опекает персонально и ставит цель для команд - сделать 10 точных передач, по факту решения поставленной цели одной из команд - соперники несут объявленное заранее наказание. Несмотря на то что персональная опека в современном футболе встречается всё реже, она позволяет совершенствовать отбор в учебно-тренировочном процессе

В результате эксперимента произошли достоверные изменения (Р<0,05 - 0,001) в 5 из 6 показателях технико-тактической подготовки в экспериментальной группе среди них: жонглирование мяча ногами;; ведение мяча с обводом стоек; ведение мяча с последующим ударом в цель (засчитывается в случае попадания); передачи в парах в обозначенном коридоре в одно касание; удар по воротам с 20 метром при условии, что мяч должен пересечь линию ворот в воздухе.

В этой связи можно отметить, что активное использование противодействия в технико-тактической подготовке студентов- футболистов обладает большим педагогическим потенциалом и является одним из наиболее перспективных направлений для дальнейших исследований.

Список литературы

1. Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование)
2. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь -М. «Педагогический вестник», 2001 г.
3. Виноградов П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в РФ / А.П. Виноградов, Ю.В. Окуньков. М.: издательство «Советский спорт», 2013. - 144 с.
4. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико- тактического мастерства юных футболистов / А.П. Герасименко. — Волгоград : ВГАФК, 2002. 87 с.
5. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Дивизион, 2006. - 112 с.
6. Губа В.П. Теория и методика футбола / В.П. Губа, А.В. Лексаков - М.: Издательство «Советский спорт», 2013. - 536 с.
7. Иорданская Ф.А. Мониторинг физической и функциональной подготовленности футболистов в условиях учебно-тренировочного процесса / Ф.А. Иорданская. - М.: Издательство «Советский спорт», 2013. - 180 с.
8. Лексаков А.В. Организация учебно-тренировочного процесса футболистов различного возраста и подготовленности: учебное пособие /
А.В. Лексаков, В.П. Губа. - М.: Издательство «Советский спорт», 2012. - 176 с.
9. Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопр. психологии. 2002. № 5. С. 79-89.
10. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Б.и., 2000. (Электронная версия: http://www.oim.ru, раздел "Монографии")
11. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999. — 254 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 102 | Теги: футбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь