Пятница, 09.12.2016, 12:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

А.А.Евсенкова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Освещены вопросы развития познавательной активности иностранных студентов в процессе изучения русской фразеологии. Представлены результаты исследования, связанного с обоснованием педагогических условий развития познавательной активности в процессе изучения ими русской фразеологии. Рассмотрена диагностика уровня сформированности познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, уровни познавательной активности, условия развития познавательной активности.

 

Специфика системы современного высшего образования состоит в том, что образовательная система должна быть способна не только давать знания обучающимся, но и вследствие скорого преобразования и обновления знаний формировать у них потребность в самостоятельном и непрерывном овладении новой информацией [5]. Отсюда исходит основная задача обучения - реализация принципа активности в учении: формирование оптимальных условий для выявления и развития способностей обучающихся, удовлетворение их интересов и потребностей, развитие познавательной активности и творческой самостоятельности. При этом традиционное образование, основанное на овладении знаниями, умениями, навыками, а также подготовке к будущей профессиональной деятельности, переосмысливается, приобретает еще один важный аспект - становление личности человека, обретение им самого себя, своей индивидуальности и духовности. Духовно-этическая ориентация познавательной активности позволяет в рамках учебного процесса направить познавательное развитие обучающихся на духовную, ценностно-смысловую сферу жизни [2].

Проблема развития познавательной активности - одна из приоритетных задач в педагогике. К ней обращаются психологи, педагоги и даже философы. Но, несмотря на то, что исследование познавательной активности имеет давние традиции, проблема нуждается в дальнейшем уточнении и переосмыслении. Мы проанализировали теоретические исследования в этой области и пришли к выводу, что необходимо усовершенствовать методику обучения иностранных студентов русской фразеологии, что может послужить средством развития познавательной активности. В связи с этим перед нами встал вопрос выбора технологий обучения и воспитания.

Среди технологий, направленных на эффективное формирование познавательной активности студентов в процессе изучения русского языка как иностранного, можно выделить три основных направления:
1. Личностно ориентированные технологии, технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения.
2. Активизирующие технологии: технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, игровые, проблемные и информационные технологии.
3. Духовно ориентированные технологии, направленные на развитие духовных ценностей обучающихся [4].

Применение данных технологий и планомерная работа преподавателя, направленная на формирование познавательной активности и самостоятельности студентов, приведут к достижению результата - повышению уровня сформированности указанного качества. наше исследование опирается на духовно ориентированную парадигму Т.И. Власовой, акцентирующую внимание на духовности человека.

Концепция духовно ориентированного воспитания, внедряющаяся в последнее время в практику учебных заведений, создает возможности осваивать культурно-эстетическое поле, органически усваивать вечные ценности и духовно-нравственные традиции мировой и русской культуры [3]. Решению этой задачи в немалой степени способствует работа по усвоению русской фразеологии и русского языка как иностранного, поскольку изучение языка не только является средством интеллектуального развития, но и дает возможность студентам обрести духовные смыслы в опоре на культурные традиции народа, преображающие и обновляющие духовный облик.

На занятиях по русскому языку как иностранному можно создать условия, способствующие развитию духовно-интеллектуального потенциала обучающихся. Для этого необходимо учесть ряд требований. Т.И. Власова выделяет следующие требования:
1. Актуализировать креативную составляющую учебно-воспитательного процесса, мак
симально приблизить деятельность обучающихся к творческому уровню.
2. Создавать атмосферу, в которой обучающийся чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать познавательный интерес обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться.
3. Затрагивать личность студента в целом, стимулировать его речевые, духовные, когнитивные, творческие способности.
4. Создавать ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой; студент должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными педагогом приемами обучения [2].

Очень важно для нас при создании условий, развивающих познавательную активность, стремиться к тому, чтобы учебно- познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения [8]. Процесс изучения фразеологии должен по всем признакам носить исследовательский характер. Реализация этого требования даст возможность достичь высшего уровня познавательной активности - творческого.

Важным условием является также создание комфортной, свободной атмосферы, в которой студенты будут чувствовать себя уверенно, а учеба станет не обязанностью, а насущной потребностью. Этого можно достигнуть, опираясь на принцип индивидуализации - организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов. Каждый студент индивидуален, его способности к обучению, личностные качества могут как способствовать учебному процессу, так и замедлять его. Однако личность студента должна являться главной ценностью для педагога [7].

Для того чтобы достичь главной цели нашего исследования - создание эффективных условий для развития познавательной активности у иностранных студентов, изучающих русский язык, на примере обучения русской фразеологии, - необходимо решить следующие задачи:
- выявить состояние познавательной активности студентов;
- определить условия развития познавательной активности учащихся.

Важным моментом является выбор измерительного инструментария, с помощью которого можно провести исследовательскую работу. Он должен соответствовать ряду требований. Во-первых, методы исследования должны взаимодополнять друг друга.

Во- вторых, информация, полученная в результате исследования, должна объективно отражать состояние сформированности познавательной активности, быть достаточной, полной.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы используем такие методы, как тестирование, анкетирование, наблюдение [8]. Существуют различные методики выявления уровня сформированности познавательной активности: диагностика Б.К. Пашнева, Е.Е. Туник, «Познавательная потребность» (В.С. Юркевич); «Уровень тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера) и т.д.

Однако аудитория иностранных студентов обладает своей спецификой, поэтому требуется внести изменения в уже существующую диагностику в соответствии с актуальными запросами. Нами была разработана входная диагностика уровней познавательной активности иностранных студентов. Мы опирались на исследования, проводившиеся ранее в области диагностики познавательной активности, в том числе на опросник Ч.Д. Спилбергера, направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

Основным методом диагностики было анкетирование. Мы соотнесли оценку, полученную в результате наблюдений за студентами в процессе теоретического обучения, и самооценку обучающихся. Для выявления сфор- мированности компонентов познавательной активности нами были составлены специальные анкеты. Мы модифицировали опросник Ч.Д. Спилбергера и сформулировали закрытые по форме вопросы, предполагающие фиксированные ответы по 3 шкалам. настоящий вариант состоит из 9 вопросов и определен нами как «Диагностика уровня познавательной активности».

Вопросы для опросника подбирались таким образом, чтобы они отражали три основных аспекта познавательной активности: познавательный интерес, психическую активность и волевое усилие. Данный опросник адресован иностранным студентам. Составлена оценочная шкала. Уровень познавательной активности оценивается по пятибалльной шкале путем суммирования баллов. Разработанная анкета приведена в табл. 1 на с. 21.

Мы выделили три уровня познавательной активности: интуитивный, практический и творческий. На первом (интуитивном) уровне студент постигает объект познания с помощью ассоциативного мышления. Студент узнаёт фразеологизм в потоке речи, опираясь больше на свою догадку, чем на знания. Это характерно для восприятия фразеологизма на неродном языке. Однако в дальнейшем студент будет следовать инструкции преподавателя и действовать строго по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, вопросов типа «Почему?».

Практический уровень характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, познанию связей между явлениями и процессами, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель - большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. В изучении фразеологии этот показатель будет проявляться в умении анализировать новый фразеологизм, находить ему практическое применение в высказываниях и текстах.

Творческий уровень характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Самым главным показателем сформированности данного уровня будут творческая активность, поиск новых путей и возможностей. В области изучения фразеологии этот признак проявляется следующим образом: студент самостоятельно создаёт высказывания и контексты с применением фразеологизмов, иллюстрирует фразеологизмы событиями из жизни и т.д.
Полученные в результате диагностики данные заносятся в табл. 2 результатов диагностики познавательной активности (см. с. 22).
9-26 баллов - интуитивный уровень познавательной активности.
27-36 - практический уровень познавательной активности.

37-45 - творческий уровень познавательной активности.

Таблица 1
Соотнесение уровней и содержания познавательной активности


 

На констатирующем этапе выявления уровня сформированности познавательной активности иностранных студентов показателями исходного состояния будут:
- количество студентов с интуитивным уровнем познавательной активности, выраженное в процентах от общего числа исследуемых;
- количество студентов с практическим уровнем познавательной активности;
- количество студентов с творческим уровнем познавательной активности.

После обработки и анализа результатов можно приступать к осуществлению учебного процесса, направленного на повышение уровня познавательной активности путем обучения русской фразеологии, после чего можно провести повторную диагностику.

Главным моментом в построении обучающей модели развития познавательной активности иностранных студентов является стремление поднять уровень познавательной активности до творческого. Среди наиболее эффективных условий для развития познавательной активности студентов при переходе к творческому уровню можно выделить следующие:
- грамотное педагогическое управление процессом развития познавательной активности;
- мотивация студентов к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности;
- преобладание активной познавательной деятельности над репродуктивным усвоением знаний;
- постоянное поэтапное усложнение содержания учебной деятельности [6].

Для определения эффективности данной методики обучения необходимо провести повторную диагностику и сравнить результаты с данными констатирующего эксперимента. Также показателями успешности проведенной работы станут: успеваемость студентов, выявляемая по традиционным нормам оценок, достигнутый уровень самостоятельности лингвистического мышления, достигнутый уровень активности студентов в процессе учебы.

Целью нашего исследования является развитие познавательной активности студентов, их готовности совершенствоваться не только в профессиональной, но и в духовной сфере на основе духовно-этической ориентации учебной деятельности посредством обращения к ценностям и смыслам обучающихся в процессе овладения русской фразеологией [1].

Для достижения поставленной цели (развитие познавательной активности иностранных учащихся) нужно создать соответствующие дидактические условия: отобрать учебный материал, создать систему разноуровневых обучающих заданий, выбрать адекватные формы и методы обучения, направленные на развитие исследуемого явления [3].

Мы разработали систему заданий, направленных на последовательный переход от интуитивного уровня к самому высокому - творческому уровню. Для этого были созданы благоприятные развивающие условия.

Таблица 2
Матрица-бланк диагностики познавательной активности, баллы

На подготовительном этапе работы необходимо установить, какие задания соответствуют ранее сформированным навыкам учебной деятельности. на основании этого при предъявлении нового материала студентам предлагаются задания более высокой сложности. Если студенты не справляются с такими заданиями, преподаватель возвращается к более простому варианту, дает пояснения, контролирует процесс выполнения заданий, задает вопросы, ориентирующие студентов на правильное выполнение.

На протяжении всего процесса обучения важно организовать учебную деятельность на основе личностно ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов. Педагогическая поддержка во время урока и после него немало этому способствует [7]. Под педагогической поддержкой мы понимаем создание положительного эмоционального фона на занятиях, доброжелательное отношение ко всем студентам, независимо от их успехов, позитивную оценку, использование игровых методик, направленных на взаимодействие обучающихся и преподавателя. Особенно важно учитывать это условие в группе иностранных студентов, т.к. всё обучение проходит на неродном для них языке, и это создает напряжение и вызывает ряд трудностей [6].

Итак, исходя из целей нашего исследования, мы решили следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень познавательной активности студентов. С этой целью нами была разработана собственная диагностика познавательной активности, основанная на уже существующих методиках, однако учитывающая особенности обучения иностранных студентов.
2. Выявить условия развития познавательной активности иностранных студентов. Основываясь на принципах духовно ориентированного воспитания Т.И. Власовой, мы выделили ряд условий, способствующих развитию духовно-интеллектуального потенциала обучающихся, и перенесли их в область обучения русской фразеологии.

Разработанная нами технология позволит самому студенту включиться в процесс поиска, постепенно переходя от заданий репродуктивного характера к заданиям творческой направленности [9]. При этом фразеология как предмет обучения является благодатной почвой для развития тех навыков и умений, которые студент может перенести впоследствии и в другие области учебной деятельности.

Список литературы

1. Власова Т.И. Современные проблемы профессионального образования: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д.: Изд. центр ДГТУ, 2015.
2. Власова Т.И., Базалий Р.В., Денисова Я.В. Содержание и технологии духовно ориентированного воспитания: учеб. пособие / под общ. ред. Т.И. Власовой. Ростов н/Д.: Изд. центр ДГТУ, 2013.
3. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: сб. науч. тр. / редкол. И. Л. Баскакова и др. М.: МГПИ, 1979.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
5. Зимняя И.А. Гуманизация образования (состояние проблемы, перспективы) // Гуманизация образования. 1995. № 8. С. 45-48.
6. Кракова И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000.
7. Маклакова Н.В. Индивидуальный фактор в обучении иностранному языку // Язык и методика его преподавания: материалы респ. науч.-практ. конф. Казань, 1999. С. 74-75.
8. Методы активизации познавательной деятельности студентов: сб. ст. по проблемам высшей школы / отв. ред. С.И. Дуров. Новочеркасск: НГТУ, 1993.
9. Turban R., Blanton R.L. Creating effective undergraduate research programs in science the transformation from student to scientist. N. Y.: Teachers College Press, 2008.

Известия Волгоградского государственного педагогического университета №1 (105) 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (25.07.2016)
Просмотров: 101 | Теги: познавательная активность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016