Пятница, 20.10.2017, 11:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ

А.С.Петелин, доктор педагогических наук, профессор, Лу Хуачжао. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена изучению педагогических условий организации обучения вокалу студентов педагогического вуза. Подробно рассматриваются проблемы певческого дыхания, освещаются вопросы психолого-педагогического сопровождения обучения вокалу в контексте личностно ориентированного образования, затрагиваются некоторые аспекты использования различных форм обучения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические условия, вокал, методы обучения вокалу, формы обучения.

 

В современной научной традиции понятие «условие» принято трактовать как категорию, отражающую отношение какого-либо объекта к окружающим явлениям, без которых невозможно его функционирование и существование. Непосредственно среда, в которой возникает, существует и развивается то или иное явление, и составляет условия его развития. Условие - это «компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [1, с. 707].

Условия являются теми реальными «обстоятельствами, установленными правилами» [2, с. 729], которые определяют мотивацию к обучению, а также дидактическую обработку учебного материала специальных дисциплин через согласование с целями подготовки специалистов, законами, принципами, правилами обучения [3].

По мнению В.Н. Алексеевой, педагогические условия - это результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [4, с. 124].

Согласно современным педагогическим представлениям условия обучения - это факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Так, А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева и другие ученые-педагоги рассматривают педагогические условия как фактор, способствующий успешному протеканию образовательного процесса, как педагогически комфортную среду для обучающегося [5].

Вокал - это искусство, которое позволяет исполнителю выражать мысли и чувства через голос, музыкальный литературный язык, живо передавать эмоции в мелодии. Цель обучения вокалу - формирование умений и навыков пения для создания целостного художественного образа в музыкальном произведении. Пение - это сложный процесс, требующий преподавания на высоком уровне и систематических тренировок. В случае неверно выбранной стратегии преподавания ученик может потерять голос, а результатом неправильной тактики обучения может стать болезнь горла обучающегося. Поэтому для продуктивного обучения вокалу необходимо учитывать ряд обстоятельств:
1. Специфические и общие возрастные и физиологические особенности обучающегося

2. Состояние артикуляционного аппарата.

3. Состояние дыхательной системы обучающегося.

4. Учет языковой среды, в которой воспитывался студент.
5. Психические и психологические проявления обучающегося.
6. Интеллектуальные способности.
7. Артистические способности.
8. Общемузыкальные способности.
9. Стрессоустойчивость и др.

Учитывая всё вышеизложенное, можно утверждать, что для успешного обучения вокалу необходимо создать определенные педагогические условия.

На разных исторических этапах вокал как искусство постоянно совершенствовался. При этом в любые времена считались важными следующие составляющие обучения профессиональному пению:

1. Обмен опытом между разными направлениями и школами вокального искусства, что позволяет обогащать систему педагогических приемов, так как вокальные методы, как правило, в каждой стране и регионе разные, но цель одна и та же: научить петь проникновенно, эмоционально, красиво. Эффективности обучения способствует сочетание различных методик, монометод дает куда более скромные результаты в обучении вокалу. В связи с этим целесообразно глубокое, масштабное изучение имеющихся методик.

2. Главный принцип обучения вокалу - «от простого к сложному». В основе длительного обучения вокальному искусству лежат различные методы обучения пению. Наиболее эффективным среди них является щадящий метод постепенного усложнения заданий, позволяющий обучающемуся осваивать азы вокального мастерства, поэтапно переходить к более сложным упражнениям, совершенствовать технику исполнения. Данный процесс можно сравнить с взрослением ребенка: сначала он учится ползать, сидеть, стоять, и лишь после этого - ходить, то есть имеет место постепенное усложнение программы обучения, основанное на знаниях и умениях, приобретенных на предыдущем этапе обучения. Так, обучающийся должен сначала освоить средний регистр, а затем переходить к изучению нижнего и верхнего регистров исполнения.

3. Формирование верного певческого дыхания. Игнорирование этого условия - наиболее распространенная ошибка педагога. Вокальное дыхание - непростое. Для того чтобы сделать звук красивым, целенаправленным и последовательным, необходимо контролировать его глубину и продолжительность, освоить методы и приемы правильного дыхания. Не последнюю роль в этом процессе играет умение расслабляться. Естественное, свободное состояние, релаксация являются наиболее благоприятными для профессионального пения.

Необходимо научиться правильно дышать и лишь потом можно попытаться овладеть певческим мастерством.

Важную роль для певца имеют резонаторы. Резонатор является одним из главных механизмов пения. Он придает голосу яркость, силу, окраску, делает звук ярким, проникновенным. Резонатор определяет качество звука. При обучении пению необходимо уделять особое внимание постановке корпуса: студенты должны принимать определенную позу - тело находится в вертикальном положении, максимально сосредоточенно, взгляд направлен ввысь и вперед, грудь держится прямо, плечи свободны, мышцы не напряжены. На лице допускается легкая улыбка при пении.

4. Музыкально-теоретическая подготовка певца, то есть освоение таких дисциплин, как сольфеджио, история музыки, теория музыки и так далее, играет значимую роль в будущей профессиональной деятельности вокалиста. Чтобы познать искусство пения, нужно заложить прочный фундамент теоретических знаний, а также систематически тренироваться в вокале на практических занятиях. В этом случае можно добиться желаемых результатов.

5. Каждый студент-вокалист имеет свои индивидуальные отличительные особенности, позволяющие реализовать его творческий потенциал. Ориентация на принцип индивидуализации позволяет в ходе обучения преподавателю учитывать возможности студента для исполнения того или иного вокального произведения, а также использовать подходящие методики для развития его способностей. Так, например, необходимо соотносить психологические и физиологические возможности студента с теми элементами вокального искусства, которые позволяют создавать выразительный художественный образ. Способность творчески подойти к интерпретации исполняемого произведения есть не у каждого обучающегося, поэтому преподавателю необходимо обращать внимание на умение студента выражать свои мысли и чувства в песне, передавать настроение исполняемого произведения и т.д.

По мнению П.В. Симонова, необходимо оберегать творческие порывы обучающихся от давления ранее накопленных знаний, опыта наставников, стереотипов, поддерживать интуитивную манеру исполнения, это позволит создать условия для творческих находок. В противном случае, как считает ученый, творчество невозможно [6].

6. Созданию высокохудожественного музыкального образа в процессе пения способствует освоение азов актерского мастерства. Это позволяет повысить творческий потенциал как студентов, так и преподавателей. Связь с аудиторией во время пения дает ученикам много новых ощущений и опыта и таким образом развивает художественный вкус, повышает уверенность певца в себе как исполнителе.

7. Голос - инструмент искусства и нуждается в соблюдении правил управления им, поэтому преподаватель должен внимательно наблюдать за изменениями голоса студента, объяснять ему механизмы правильного пения. Обучение включает в себя несколько этапов:
- первый этап: прослушивание правильного произношения звуков, восприятие звука с помощью стандартных методик, ознакомление с методами и приемами обучения вокалу;
- второй этап: пение простых мелодий, увеличение времени на тренировочные упражнения студентов, консультации преподавателей по сложным вопросам вокального искусства;
- третий этап: переход к разучиванию сложных произведений (романсов, оперных арий и т. д.), время занятий выбирается произвольно и определяется физическим состоянием студентов.

8. Личностно ориентированное обучение. На диалогическом принципе взаимодействия педагога и студента в процессе обучения делают акцент многие выдающиеся педагоги-вокалисты. Так, например, Е.Е. Нестеренко считает правильным создание дружелюбной, доброжелательной атмосферы в классе, где проводится урок по вокалу. «Все это способствует жизнерадостному, приподнятому настроению ученика, необходимому для занятий пением» [7, с. 71].

9. Психолого-педагогическое сопровождение обучения вокалу. При обучении вокалу важно анализировать психологическое состояние певца и оказывать ему поддержку в случае необходимости.

Д.Л. Аспелунд использует для обозначения этого феномена термин «психология пения», который включает в себя особенности ощущения, восприятия звука, создания образа в процессе исполнения, зависимость качества звука от эмоционально- психологического состояния вокалиста, от его готовности выйти на публику. Ученый считает, что все голосовые проявления человека всегда психологически обусловлены [8].

Чтобы свести к минимуму потери в обучении из- за неблагоприятного психологического фона, обучающемуся вокалу необходимо создать непринужденную, приятную атмосферу, оказывать ему в случае необходимости психологическую поддержку, чтобы вселить в него уверенность в своих силах.

В науке всегда признавалось важным значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако если раньше внимание обращали на отрицательные эмоции, возникающие вследствие страха перед наказанием или неудачей, то современные ученые рассматривают возможности «положительного воздействия эмоциональных переживаний на воспитательно-образовательный процесс» [9, с. 28].

В преподавательской среде справедливо распространено убеждение, что надо чаще хвалить студентов, поощрять их, помогать им найти себя, а не сводить процесс обучения к карательным мерам. В основе уроков вокала должны лежать гармоничные отношения, взаимное уважение преподавателя и студентов. В этой гармоничной атмосфере студенты имеют больше шансов понять принципы правильного пения и найти свою собственную творческую манеру исполнения. Гнетущая атмосфера в классе не вызывает энтузиазма у обучающихся и тормозит их творческое развитие.

В позитивной обстановке проявляются уверенность и личная значимость каждого студента, они делают человека способным справляться с трудностями и наслаждаться жизнью, оказывают стимулирующее влияние на познавательные процессы. Студент приобретает способность более верно оценивать свои действия и действия окружающих, что облегчает взаимодействие в системе «педагог - студент» и усиливает отзывчивость учащегося. Л.M. Митина считает, что регулярное получение студентом позитивных эмоций повышает его шансы на быстрое преодоление возможных трудностей в обучении и достижение поставленных целей, «придаёт уверенность и мужество, успокаивает, снимает напряжение и чрезмерное возбуждение» [10, с. 117].
Обучение вокалу на многих этапах проявляется в повторении однотипных упражнений, поэтому многие студенты считают, что это скучно, неинтересно. Необходимо находить различные режимы обучения, способы повышения интереса к пению у студентов, напоминать студентам, чтобы они не забывали заботиться о своем собственном голосе, делали необходимые упражнения, избегали усталости.

10. Использование различных форм обучения является необходимым условием совершенствования вокальной подготовки: индивидуальные занятия, групповые занятия и мастер-классы.

Индивидуальные занятия наиболее подходят для раскрытия персональных данных обучающегося и позволяют реализовать его скрытые творческие возможности.

Групповые занятия позволяют создать условия для лучшей коммуникации между студентами, развития способностей студентов к сотрудничеству и взаимодействию.

Мастер-классы представляют собой эффективное общение с мастерами вокала, которые позволяют показать вокальные достижения студентов и услышать подробные рекомендации по специфике освоения вокального искусства от признанных педагогов и мастеров-вокалистов.

Таким образом, обучение вокалу - сложный и трудоемкий процесс, который требует наличия определенных педагогических условий, соблюдения принципов обучения, использования в работе разнообразных педагогических приемов, которые, обеспечивая индивидуальный подход к каждому обучающемуся, позволяют ему раскрыть свой творческий потенциал, а также сформировать позитивную мотивацию к обучению.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-кол.: С.С. Аверинцев [и др.]. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
2. Карпов, М.В. Фонд «Новые технологии обучения» : учеб. пособие [Текст] / М.В. Карпов, В.А. Громов. — М., 1991.
3. Свириденко, О.А. Условия формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в педагогическом вузе : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.А. Свириденко. — Челябинск : ЧГУ, 1995. - 181 с.
4. Алексеева, В.Н. О психолого-педагогических основах организации личностно-ориентированного обучения [Текст] / В.Н. Алексеева // Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии. - М., 1997.
5. Качалова, Л.П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л.П. Качалова. — Екатеринбург, 1995. — 187 с.
6. Симонов, П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознания [Текст] / П.В. Симонов // Хрестоматия психологии художественного творчества. — М. : ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. - С. 112.
7. Нестеренко, Е.Е. В классе профессора Ленинградской консерватории В.М. Луканина [Текст] / Е.Е. Нестеренко // Вопросы вокальной педагогики : сборник статей. — Л. : Музыка, 1982. — Вып. 6. — С. 70—75.
8. Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса [Текст] / Д.Л. Аспелунд. — М.-Л. : Госуд. муз. изд., 1952. — С. 126.
9. Голубев, П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам [Текст] / П.В. Голубев. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1963. — 88 с.
10. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л.М. Митина. — М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.02.2017)
Просмотров: 165 | Теги: вокал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь