Воскресенье, 19.08.2018, 06:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов

Е.Уваров

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов

Аннотация. В статье автором теоретически исследована проблема сущности, структуры и содержания ценностных ориентаций и определена степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Представлены разработанные педагогические условия формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на позитивное отношение юных хоккеистов к спортивной тренировке. Приводятся экспериментально обоснованные показатели эффективности формирования ценностных ориентаций юных хоккеистов к спортивной деятельности.

Ключевые слова: педагогические условия, ценностные ориентации, спортивная тренировка, хоккеисты.

 

Процесс становления личности характеризуется направленностью отношений к общечеловеческим ценностям, поэтому формирование ценностных ориентаций личности юного спортсмена — это, прежде всего, воспитание отношения к сущности человека. Успех учебно- воспитательного процесса определяется отношением, основанным на внутренних потребностях — мотивах в освоении знаний, умений и навыков [1, 4, 5].

Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между высокой значимостью ценностных ориентаций к спортивной подготовке юных хоккеистов для повышения эффективности и продолжительности занятий спортом, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий формирования ценностных ориентаций в условиях спортивной подготовки юных хоккеистов, с другой.

Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования ценностных ориентаций к спортивной тренировке юных хоккеистов?

Цель исследованиязаключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании педагогических условий, позволяющих формировать у юных спортсменов ценнностно-ориентированное отношение к спортивной тренировке.

Гипотеза исследования. Предположено, что процесс формирования ценностных ориентаций у юных хоккеистов будет осуществляться более эффективно, если:
— определить педагогические условия формирования положительных ценностных ориентаций юных хоккеистов к различным сторонам спортивной деятельности,
— осуществить формирование ценностных ориентаций через создание в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности педагогических условий для их возникновения, функционирования и развития,
— при формировании ценностных ориентаций учесть индивидуальные особенности их развития у каждого из спортсменов.

Для достижения цели исследования последовательно решались следующие задачи:
1. Теоретически исследовать проблему сущности, структуры и содержания ценностных ориентаций и определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.
2. Разработать педагогические условия формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на позитивное отношение юных хоккеистов к спортивной тренировке.
3. Экспериментально обосновать эффективность формирования ценностных ориентаций юных хоккеистов к спортивной деятельности.

Новизна исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Ценностная ориентация — это направленность личности на те или иные ценности, которая, в свою очередь, и выступает как обобщенный мотив деятельности, интегрирующий в себе характеристики всей системы мотивации потребностей, интересов, установок и целей. Через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Ценностные ориентации являются стержневым фактором самореализации личности, так как они отражают ее содержательную сторону и выводят на мотивы, цели и условия деятельности, в которой она осуществляется. Формирование ценностных ориентаций спортсмена придает смысл и особое значение целям, задают ракурс видения деятельности (действий, операций) и самого себя в процессе осуществления. Проведенный анализ позволяет определить общую направленность испытуемых на самореализацию в познании, творчестве и в спорте, что обусловлено спецификой учебно-спортивной деятельности, в которую они включены [2, 3, 6, 7].

Нами выделены шесть педагогических условий, различающихся по направленности на формирование благоприятных отношений спортсменов к различным сторонам спортивной жизни, а именно к:
• цели занятий спортом;
• успеху;
• своим возможностям;
• тренировочной деятельности;
• к команде и тренеру;
• соревновательной деятельности.

Каждое из этих условий реализуется через применение в учебно-тренировочном процессе соответствующих педагогических приемов.

Задача педагогического эксперимента заключалась в экспериментальном обосновании эффективности практической реализации выделенных нами педагогических условий формирования ценностных ориентаций у юных хоккеистов к спортивной деятельности (таблица).

Таблица 1
Показатели свойств личности испытуемых контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента, баллы (Х ± а)

У испытуемых обеих групп до и после педагогического эксперимента определялись с помощью методик психодиагностики показатели волевых качеств, ценностных ориентаций занятий спортом, интереса к занятиям хоккеем, соревновательной и тренировочной мотивации. Поэтому при реализации педагогических условий формирования ценностных ориентаций в экспериментальной группе учитывались индивидуальные психологические особенности испытуемых

Таким образом, при практической реализации этих педагогических условий в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов наблюдается: 1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативности; 2) ослабление значимости ценностной ориентации на получение эмоционального удовольствия, и повышение значимости ценностных ориентаций на достижение успеха, уверенности в себе и профессионального роста; 3) усиление соревновательной мотивации; 4) повышение уровня волевого и мотивационного компонентов интереса кзанятия хоккеем; 5) повышение активности на тренировках высокой интенсивности.

Литература:

1. Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности /
В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования, 2015.— № 2.— Ч.11.— С.2450- 2454.
2. Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева.— № 2.— Ч. 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru
3. Бурцев, В. А. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, А. С. Мартынова // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11. Ч.5.— С.1147-1151.
4. Бурцев, В. А. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом спортивной квалификации / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, В. Т. Нико- норов // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.2.— С.369-373.
5. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. —2015.— № 2. Ч.23. — С.5178-5182.
6. Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультур- но-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования. — 2015.— № 4.— Режим доступа: http://www.science-education.ru
7. Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. № 3 (31). 2012. С.140-146.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.07.2018)
Просмотров: 26 | Теги: хоккеист, спортивная тренировка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь