Четверг, 14.12.2017, 03:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Педагогические подходы к формированию тактических умений к выполнению групповых действий в нападении волейболисток подросткового возраста

А.А.Гераськин, Т.А.Кузнецова,С.Ю.Григорьев

Педагогические подходы к формированию тактических умений к выполнению групповых действий в нападении волейболисток подросткового возраста

Аннотация. Рассматриваются особенности современного волейбола и методы формирования тактико-технической подготовленности юных волейболисток к выполнению групповых действий в нападении. Методика подготовки юных волейболисток должна содержать учёт особенностей развития детского организма, индивидуальных различий спортсменок и применение педагогических воздействий направленных на повышение интеллектуального потенциала и развития способностей к индивидуальной, групповой и командной деятельности в нападении.

Ключевые слова. Развитие волейбола, юные волейболистки, методика подготовки к групповым действиям в нападении.

 

Актуальность исследования. Современный волейбол характеризуются высокой конкуренцией. Для достижения победы важное значение имеет комплексная подготовленность играющих, включающая интеллектуальную, физическую, техническую, тактическую стороны такой подготовленности. Анализ соотношения техники и тактики современного волейбола выявляет закономерность увеличения атакующих действий. Для их организации, необходима специализация тактической и технической подготовленности игроков с учетом выполнения ими игровых функций [3].

Вопросы совместимости и взаимодействия участников спортивной деятельности - одни из актуальных и слабо разработанных в психологии и педагогике спорта. Каждый вид спорта имеет свои специфические особенности. Здесь совместимость и уровень взаимодействий (срабатываемость) партнеров зависит от конкретных индивидуально-психологических особенностей спортсмена. Исследования, направленные на выявление критериев совместимости и срабатываемости, проведены лишь в отдельных видах спорта [1]. Из-за отсутствия достаточного числа научно-методических разработок, в спортивной практике комплектование спортивных звеньев и команды осуществляется тренерами интуитивно, без учета индивидуальных особенностей спортсменов. При этом, в основном принимается во внимание уровень спортивной подготовленности спортсменов и их ростовые данные. Мы солидарны, со взглядами школы Г. Д. Бабушкина, считающего, что формирование игрового состава должно основываться на уровне совместимости играющих. По данным авторов этой школы совместимость лежит в основе формирования взаимопонимания, межличностного взаимодействия, взаимоотношений и срабатываемости взаимодействующих спортсменов. Сочетание же личностных характеристик, положительно влияющих на результаты совместной деятельности, определяется как совместимость спортсменов. Основным компонентом совместимости является субъективная удовлетворенность участников группового взаимодействия, а срабатываемость определяется как единство взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве положительных признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованность действий, благоприятные межличностные взаимоотношения, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения [2].

В плане нашей работы, срабатываемость мы определяем как высокий уровень предпосылок к групповым взаимодействиям, взаимопониманию волейболисток при игре в нападении в условиях соревновательной деятельности. Примерами этому могут быть взаимодействия нападающего и связующего игроков, взаимодействия нападающих между собою при выполнении игровых комбинаций, взаимодействия нападающих спортсменов и защитников, осуществляющих страховку при отскоках мяча от блока соперников для выполнения повторных атак и т.д.

Тактическое мастерство в спортивных играх основано на конкретных умениях и навыках, которые позволяют игроку действовать как индивидуально, так и с помощью взаимодействий с партнерами. Изучение состояния тактической подготовленности, возможности её совершенствования у нападающих игроков, совокупности развития специальных для деятельности физических и психических качеств, учета индивидуальных различий занимающихся, позволяет находить новые пути для совершенствования системы подготовки волейболистов.

Изучение литературы свидетельствует о том, что зрелой игры в нападении, умения взаимодействовать с партнёрами и эффективно участвовать в реализации групповых действий волейболисты достигают в достаточно позднем возрасте. Это требует длительных педагогических воздействий. В связи с этим, решение вопросов ускорения процесса формирования тактических умений в групповых и командных действиях обусловлено необходимостью поиска подходов к решению существующей проблемы, то есть, формирования тактической подготовленности с началом такого процесса в юном возрасте [5].

Анализ литературы обнаруживает проблемную ситуацию. Она содержит достаточную разработку подходов по формированию индивидуальной технико- тактической подготовленности волейболисток 10-12 лет при игре в нападении и слабой разработки вопросов формирования тактической подготовленности в этом возрасте.

Проблемная ситуация: в доступной литературе достаточно раскрыты вопросы подготовки волейболисток юного возраста к индивидуальным тактико- техническим действиям в нападении слабо раскрыты вопросы подготовки к действиям групповым.

Проблема исследования содержит недостаточность научных знаний о возможностях ускорения процесса формирования способностей юных волейболисток к выполнению групповых действий к нападению волейболисток 10-12 лет и необходимость разработки новых подходов к формированию специальных способностей игроков с учётом особенностей развития детского организма и особенностей игровой деятельности .

Цель исследования: изучить эффективность комплексной методики формирования тактических умений к выполнению групповых действий к нападению волейболисток 10-12 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по подготовке юных волейболисток.

Предмет исследования: формирование тактических умений волейболисток 10¬12 лет к выполнению групповых действий в нападении.

Рабочая гипотеза: предполагается, что применение психолого-педагогического анализа содержания игровой деятельности позволит разработать методику формирования тактических умений к групповым действиям в нападении юных волейболисток

Задачи исследования:
1. Выполнить анализ проблемы формирования тактических умений к выполнению групповых действий в тактических умений к выполнению групповых действий в нападении волейболисток 10-12 лет.
2. Разработать методику формирования тактических умений к выполнению групповых действий к нападению волейболисток 10-12 лет.
3. Изучить эффективность разработанной методики формирования тактических умений к выполнению групповых действий в нападении юных волейболисток.

Методы исследования: анализ научной литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, разработка методики формирования тактических умений к выполнению групповых действий в нападении волейболисток 10-12 лет.
Специалистами волейбола признаётся, что нападающие игроки выполняют основную нагрузку по завершению атаки, поэтому индивидуальные тактические действия являются показателем тактического мастерства. Значительное число литературных источников посвящено разработке методических рекомендаций по обучению и совершенствованию выполнения технических приемов, с использованием традиционных подходов и применения тренажерных средств [7].

В основе тактической деятельности лежит теоретическая подготовленность спортсмена, которая как бы отодвигается на задний план на начальном этапе подготовки. В связи с этим, логично предположить, что разработка теоретической модели тактической деятельности и адекватных методов развития тактических умений на этапе начальной подготовки в значительной степени позволит ускорить процесс обучения как техническим навыкам, так и тактическим умениям.

Одним из ведущих методов изучения и совершенствования игровой деятельности в настоящее время является теория деятельности и деятельностного подхода. В отечественной психологии под деятельностью, принято понимать специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру. Её содержание направлено на целесообразное сознательное изменение и преобразование внешних условий в интересах людей. Неотъемлемыми частями деятельности являются: цель, средства, результат и сам процесс её осуществления. Отсюда деятельность имеет неразрывную связь с практикой, несёт органическое единство чувственно-практических и теоретических её форм. Такое единство предполагает содержание деятельности: материальное, целеполагающее ведущее к освоению и преобразованию объективной деятельности. Деятельность содержит и определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности, где человек противополагает себе объект деятельности, как материал, который должен получить новые формы и свойства изменения в продукт деятельности [4]. Здесь просматривается аналог деятельности игровой, где противодействия соперников и представляют собой образно, тот "материал", который должен быть преобразован нападающими волейболистками в результате их групповых действий по преодолению сопротивления соперниц, путём применения индивидуальных и групповых тактико-технических действий.

Спортивно-игровая деятельность правомерно рассматривается как один из видов деятельности экстремальной, выходящей за пределы привычного для конкретного человека «коридора» психофизиологического напряжения. Она требует от исполнителя предельного или околопредельного напряжения психофизических сил. Длительное перенесение подобных напряжений в жизни приводит к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса индивида и даже к развитию психосоматических заболеваний [ 1 ]. В то же время, достижение желаемой цели сопровождается высоким уровнем положительных эмоций, существенно снижающих состояние усталости и перенапряжений. Такой эффект проявляется даже в условиях многодневных турниров и конечно является своеобразным положительным стимулом для восстановления спортсменов после предельных напряжений в выигранном матче.

Понятие «экстремальная ситуация», в психологии принято понимать как усложнение условий деятельности, которое приобретает для отдельного человека, либо группы людей особую значимость. Любая ситуация содержит максимальную включенность в неё участника деятельности, в связи с чем, экстремальная ситуация представляет собой единство объективного и субъективного. При этом объективное - это крайне усложненные внешние условия и процессы выполнения деятельности, а субъективное - это психологические состояния, установки, способы действий в резко изменяющихся обстоятельствах. Авторами отмечается близость спортивно-игровой деятельности к профессиональной, например к деятельности операторов в ответственных видах работ, где психическое состояние прямо связывается с переживанием личностью конкретного отношения к прогнозируемым результатам актуальной деятельности, а конкретность отношения определяется кругом наличия мотивов и силой мотивации [ 1 ].

По отношению к деятельности в волейболе это можно рассматривать как высокую ответственность к выполнению деятельности отдельного игрока, так и к деятельности группы спортсменов, складывающихся в групповую или командную деятельность, например, в нападении [8].

Заключение. Данные работы свидетельствуют, что одним из необходимых условий эффективности физического воспитания и спортивной подготовки юных волейболисток является необходимость учета возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков, предрасположенности их к ведению групповой игровой деятельности.

Такой подход необходим при спортивном отборе, выборе педагогических воздействий для подготовки спортсменов, индивидуализации и варьировании нагрузки в процессе обучения и развития необходимых для деятельности умений и навыков.

Литература:

1. Бабушкин, Г. Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности / Г. Д. Бабушкин, Е. В. Кулагина. - Омск: СибГУФК, 2001,- 110 с.
2. Девяткина, Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005. -24с.
3. Ершов, А. А. Психологическая соактивность людей / А. А. Ершов. - М.: Знание, 1992.-31 с.
4. Маслакова, О. С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток: автореф. дисс. ... канд. пед. наук Тобольск, 2005. - 24 с.
5. Обзов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обзов - Л.: ЛГУ, 1979. - 151с.
6. Рыцарев, В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. -М.: 2005. - 384с.
7. Таер, Храйс Командные тактические действия волейболистов и методика их совершенствования / Храйс Таер: автореф. канд. дис. - М. - 2002. - 23с.
8. Травина, А. П. Особенности комплектования спортивных команд с различной формой организации совместной деятельности / А. П. Травина // Тез. док. 10-й Всесоюз . научно-практическая конференция психологов спорта. - М., 1988. - С. 54-55.
9. Эртман, Ю. Н. построение процесса совершенствование подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств / Ю. Н. Эртман , А. А. Гераськин // Омский научный вестник .- 2013 №1(115) - С. 156 - 160.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (22.11.2017)
Просмотров: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь