Суббота, 30.05.2020, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Педагогические особенности развития личных качеств сотрудника полиции в системе самосовершенствования

Н.А. Игошин, В.Г. Булавчик, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Педагогические особенности развития личных качеств сотрудника полиции в системе самосовершенствования

Статья посвящена рассмотрению принципиальных основ организации самостоятельной работы и видов познавательной деятельности, а также приёмов и способов, применяемых для самостоятельного изучения учебного материала в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: полиция, кадровая политика МВД России, принципы самостоятельной работы, виды самостоятельной работы, приемы и способы самостоятельной работы.

 
Современные педагогические взгляды, основанные на системном подходе, позволяют рассматривать самосовершенствование как один из системообразующих элементов образовательного процесса в образовательных организациях МВД России. В настоящее время организационные формы, методы, приёмы и техники личного интеллектуального труда обучающихся достаточно разнообразны и ориентированы на индивидуальный выбор, основанный на их психофизиологических особенностях. Вместе с тем овладение навыками и способами самостоятельной работы - достаточно длительный процесс, сопровождающий весь цикл обучения, и не только. Как правило, он начинается на младших курсах с выработки навыков публичных выступлений, овладения приёмами конспектирования и техникой быстрого чтения, которые базируются на постоянном самосовершенствовании.

Известно, что ведущее место среди средств общения людей принадлежит устной речи. Именно с её помощью сотрудник ОВД выдвигает требования, обусловленные его службой, отдает приказания и распоряжения, производит доклады, сообщения, принимает донесения, убеждает и воздействует на людей. Поэтому деятельность сотрудника полиции связана с постоянным использованием устной речи и немыслима без знаний основ ораторского искусства. Освоение навыков публичных выступлений необходимо начинать в стенах учебного заведения.

Культура речи представляет собой диалектическое единство содержания и формы устного общения людей между собой. Любая устная речь характеризуется тоном, темпом, громкостью и тембром. Тон, или эмоциональная окраска речи, должен в точности соответствовать решаемой с ее помощью задаче. Если вы отдаете приказ, тон речи должен быть спокойным, деловитым и обязательно категоричным. Если вы выступаете на семинаре, то уместен доверительный и доброжелательный тон.

Темп, или скорость речи, обеспечивает устойчивое понимание окружающими её смысла. Поэтому предельный темп речи составляет 2,5 слова в секунду, а длина одной фразы - 5-9 слов.

Громкость и тембр голоса иногда объединяют в понятии «звучность речи». Она даёт возможность оратору донести сказанное до всей аудитории. Звучность речи - это не только её громкость, но и выразительность, которая достигается правильным использованием ударений. Выразительность передает относительную важность того или иного слова, фразы в целом. Физической основой звучности является правильное дыхание при произнесении речи, т.е. сочетание глубокого, частого и контролируемого дыхания. Психологическую основу звучности составляет уверенность в себе, убеждённость в собственной правоте. Упражнения по постановке дыхания и улучшению звучания голоса приведены в подготовленном нами учебно-методическом пособии по повышению эффективности самостоятельной подготовки.

Не менее важным элементом культуры речи является продуманность её содержания. Для того чтобы научиться рациональному построению речи, стройте любое выступление по следующему алгоритму:

- чётко сформулируйте и выделите основную идею, главную мысль, старайтесь передать основное содержание достаточно кратко, в нескольких фразах, но без излишней категоричности;

- при необходимости приведите доказательство обоснованности основной идеи, не перечисляйте много аргументов, лучше выберите один-два самых сильных;

- обратите внимание на полезность предлагаемой идеи, покажите её преимущества, а также имеющиеся недостатки и объясните, чем они вызваны;

- изложите краткий вывод.

Культура речи - это прежде всего её правильность и чистота. Необходимо постоянно контролировать свою речь, выявлять недостатки и избавляться от них. В устной речи не следует употреблять слова- паразиты («при этом», «значит, так», «имею в виду», «вообще-то»), канцеляризмы и языковые штампы («в деле повышения», «при наличии отсутствия», «утрясти», «увязать вопрос», «имеет место быть»); необходимо следить за ударениями и произношением, избегать неуместного употребления иностранных слов, которые могут быть непонятны слушателям.

При подготовке к выступлению можно воспользоваться следующими рекомендациями специалистов.

1. В начале своей речи привлекайте внимание аудитории актуальностью темы и глубиной содержания. Не рекомендуется использовать назидательный тон, стремиться блеснуть своей эрудицией, употреблять малопонятные слова.

2. После краткого вступления переходите к рассмотрению основных вопросов. Начинайте с изложения сути, а затем приводите аргументы, доказательства, цифры и факты.

3. Для управления вниманием аудитории используйте новые и давно известные факты, сравнивайте, сопоставляйте их, т.к. раскрыть содержание нового явления - значит, выявить его схожесть с уже известными явлениями и определить их отличия. Добивайтесь постепенного логического раскрытия основной идеи, аргументированности доказательств её полезности и необходимости.

4. Заканчивайте своё выступление конкретными предложениями и выводами.

Для выработки навыков публичного выступления по тезисам можно воспользоваться кратким планом в виде решётки, с ячейками три на три, размещенном на одном стандартном листе бумаги. В верхнем ряду запишите три главных идеи своего выступления. Средний ряд займите основными аргументами, подкрепляющими ключевые положения, а в нижнем запишите дополнительные соображения. Такую решетку можно держать перед глазами во время выступлений. В дальнейшем надобность в ней отпадёт, т.к. она будет возникать в вашем сознании тогда, когда вы закончите подготовку к публичному выступлению.

Процесс усвоения информации при самостоятельном изучении основного учебного и вспомогательного материала, как правило, содержит в себе три этапа:

- восприятие и обобщение новой информации, её отождествление и установление отношений с уже имеющимися понятиями;

- запоминание или фиксация наличия новой информации в памяти с возможностью её дальнейшего воспроизведения;

- собственно усвоение или формирование способности использовать новую информацию совместно с имеющейся для уточнения или детализации тех или иных понятий.

Очевидно, что каждый этап усвоения информации может быть охарактеризован определёнными показателями, знание которых необходимо обучающемуся. Так, например, эффективность восприятия характеризуется быстротой и глубиной понимания информации в зависимости от формы её представления (текстовой, графической) в учебной литературе.

Усвоение учебного материала характеризуется рядом показателей, связанных с оптимизацией самостоятельной работы обучающегося:

1) достижением максимально возможного уровня усвоения за определённое время. Другими словами, достижением максимально возможного уровня знаний, навыков и умений;

2) минимальными затратами времени самостоятельной работы для достижения заданного уровня усвоения;

3) минимальными затратами средств для достижения намеченного уровня усвоения за определенное время.

Результатом изучения при традиционном методе самостоятельного освоения новой учебной информации, как правило, является конспект. Рассмотрим основные положения, относящиеся к конспектированию.

Конспектирование - это краткое изложение основного содержания, смысла какого-либо текста или устной речи. В данной статье мы остановимся на особенностях конспектирования текста, которое является основным методом самостоятельной работы с учебной литературой.

Во всяком учебном материале содержится информация трёх основных видов: главная, дополнительная и вспомогательная. Главной называется информация, имеющая наиболее существенное значение для усвоения данного материала. Дополнительная информация имеет назначением обеспечение более глубокого и целостного понимания главной информации. Назначение вспомогательной информации - помочь обучающемуся лучше усвоить данный учебный материал. Примером такой информации могут служить различные справочные таблицы.

Конспектирование является результатом усвоения информации, содержащейся в учебной литературе. Рассмотрим ряд этапов усвоения учебного текста традиционным методом, следование которым ускорит и углубит его понимание.

Первый этап - ориентировочное чтение, имеющее основной целью составить общее представление о содержании данного текста и определить время, необходимое для самостоятельной работы. На этом этапе может оказать помощь составление краткого плана дальнейшего изучения данного раздела учебного материала, причем структура такого плана не обязательно должна совпадать со структурой изложения содержания в тексте. При ориентировочном чтении обычно обнаруживаются определенные пробелы в ранее изученном материале, без ликвидации которых нельзя разобраться при дальнейшей работе с текстом.

Второй этап - медленное вдумчивое прочтение учебного текста и его конспектирование. Цель этапа - выделение главной информации, усвоение новых понятий, объединение их в систему с уже освоенными и, наконец, осознание основного смысла текста (сущности явлений) в единстве его главных логических элементов посылок, следствий, доказательств.

Третий этап - доработка конспекта, связанная с обобщением дополнительной информации в целях более глубокого осмысления изучаемого материала. На этом этапе важно установить связь изученных новых понятий с уже имеющимися, для чего используется мыслительная операция сравнения.

Заключительный этап - усвоение - состоит в переработке полученных сведений и их применении на практике.

Таким образом, одно и то же содержание при самостоятельном изучении традиционным способом фиксируется в сознании четыре раза: во-первых, при ориентировочном чтении учебного текста, во- вторых, когда при конспектировании происходит выделение главной информации, в-третьих, при обобщении дополнительной информации и, в-четвертых, когда теоретические знания превращаются в практические навыки.

Необходимость конспектирования постоянно возникает в практике тогда, когда сведения, которые необходимо воспринять и зафиксировать, имеют важное значение для профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Основные особенности конспекта в учебных заведениях МВД России:

- допустимость использования специфических обозначений;

- применение оригинальных приёмов записи;

- достаточно высокая скорость записи.

Конспект является учебным материалом, а это значит, что вид записи должен способствовать запоминанию информации, поэтому в конспекте применимы специальные приемы мнемотехники. Поскольку конспект - личный документ обучающегося, в нём правомерно применять индивидуальные системы записи, понятные составителю. Конспект предназначен для передачи смыслового содержания, поэтому записи должны быть краткими и понятными.

Существуют две принципиально отличающиеся друг от друга ситуации, когда нельзя обойтись без конспектирования:

- во-первых, конспект составляют при самостоятельной работе с книгой, учебником, руководящим документом;

- во-вторых, при слушании выступления или лекции руководителя, преподавателя.

Как известно, скорость записи значительно отстает от скорости восприятия информации по слуховому каналу. Для понимания материала лекции совершенно недостаточно механического записывания, необходимо обдумать, осознать смысл и селектировать услышанное. Другими словами, понимание невозможно без обработки информации. Каким же образом преодолеть возникающее противоречие между возможностями записи, пропускной способностью слухового канала восприятия и необходимостью обработки информации? Один из таких путей - овладение навыками скоростного конспектирования. Для этого требуется освоить технические приемы записей и научиться быстро обрабатывать услышанную информацию.

Рассмотрим некоторые приемы скоростного конспектирования.

Конспектирование терминов и слов. Значительно экономит время при конспектировании использование разного рода сокращений, стандартных обозначений, условных знаков, например:

- кванторов , или перевернутых первых букв наиболее распространенных слов-связок, например; К - командир, О - организация, Я - является. Переворачивание необходимо, чтобы отличить кванторы от обычных букв, используемых при записи устной речи;

- аббревиатур, образованных из начальных букв или начальных элементов словосочетаний. В юриспруденции приняты такие аббревиатуры как: УК - Уголовный кодекс, УПК - Уголовно-процессуальный кодекс, ГК - Гражданский кодекс, ГПК - Гражданский процессуальный кодекс, СИЗО - следственный изолятор, ИВС - изолятор временного содержания и многие другие сокращения.

- стандартных условных обозначений, принятых в математике, физике, химии и других науках, например: Д - дистанция, V - скорость, f - частота, t - температура;

- сокращений слов, основанных на исключении гласных букв, например: взмд - взаимодействие, прг - программа;

- пиктограмм, т.е. изображений предметов, событий и действий с помощью условных стилизованных знаков. Понятийными и доступными примерами пиктограмм в служебной документации ОВД являются условные обозначения, применяемые на картах и схемах (см. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации).

- знаковых сокращений вместо приставок, суффиксов и окончаний. Например, решено использовать волнистую черту вместо суффиксов -ный, -ной, -щий, тогда запись слов «скоростной», «частотный» и «температурный» будет иметь такой вид: V~, f~, t~.

Рассмотренные приёмы сокращения записей уверенно осваиваются даже после небольшой тренировки. Единственное требование при этом - постепенность: в первую неделю осваиваются 1-2 приёма, во вторую неделю к ним прибавляют еще 2-3 приёма и т.д.

Опыт показывает, что для достижения заметного ускорения записей вполне достаточно использовать 40-50 сокращений. Заведите свой «словарь» сокращений. Полное освоение этого приёма даёт ускорение записей в два, а иногда и в три раза, не ухудшая качества восприятия.

Конспектирование словосочетаний и фраз. К освоению конспектирования фраз рекомендуется переходить после освоения технических приемов ускоренной записи слов. Если применение последних может происходить автоматически, без особого напряжения, то приёмы конспектирования фраз более сложны. Это объясняется тем, что в их основу положена переработка услышанной речи. Рассмотрим некоторые приёмы такого конспектирования.

Применение пространственной записи. Самый яркий пример пространственной записи - это самостоятельное составление схемы, рисунка на основании воспринимаемой слуховой информации. Основной принцип пространственной записи: её порядок не обязательно должен совпадать с порядком восприятия. Для того чтобы научиться составлять схемы, надо начинать с простейшего рисунка в виде «вилки», который соответствует словосочетаниям: «подразделяется на ...», «состоит из ...», «включает в себя ...», «бывает следующих видов ...», «содержит элементы...».

Применение сокращенной записи, основанной на использовании контекста. В любом языке существует избыточность слов (в русском языке около 80 %), показывающая, какой процент от общего объема текста или речи служит для передачи смысла. Другими словами, сокращение записи за счёт пропуска элементов, не переносящих смысловую информацию, существенно не влияет на общую информативность конспекта. Контекст как законченный отрывок, передающий смысл того или иного понятия, позволяет при повторном чтении восстановить конспект в полном объёме. Например, если вы встретились с фразой «целью подготовки следователей, оперуполномоченных и участковых инспекторов является...», то в конспекте можно записать «цель - ...», а восстановить фразу при необходимости по контексту (о чём идет речь в отрывке). Этот прием не так прост, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что сокращенная запись требует понимания смысла конспектируемой речи и фиксации перехода от одного контекста к другому. Такая работа невозможна без умственного напряжения, она значительно активизирует всю мыслительную деятельность обучающегося.

Преобразование фразы. Сущность приёма заключается в передаче смысла не теми словами, которые вы слышите, а эквивалентными им, но более короткими и понятными. Применяя этот приём, нужно одновременно подобрать более короткий синоним услышанного и перефразировать весь текст, используя символы, например объединения (+), разделения (:) и др. При достаточной тренировке этот приём позволяет значительно (в 3-4 раза) ускорить запись. Вместе с тем преобразование фразы является наиболее сложным приёмом, и его освоение на первых порах может вызвать затруднение, поэтому следует переходить к нему, уже имея некоторый опыт применения других, более простых приёмов конспектирования фраз и словосочетаний.

Использование цвета предназначено для улучшения последующего восприятия конспекта. Заметного ускорения записей оно само по себе не дает. Рекомендуется использовать три-четыре цвета, например, для выделения главного содержания - красный, дополнительного - черный, вспомогательного - зеленый. Можно специально выделить новые для вас понятия, термины, слова.

Таким образом, последовательное и настойчивое овладение основными приёмами скоростного конспектирования позволяет значительно повысить скорость записей, освободиться от рутинной работы и получить резерв времени для осмысления и обработки конспектируемой лекции. Всё вместе взятое значительно повышает качество конспекта, а значит, и эффективность самостоятельной работы в целом.

Наряду с конспектированием существуют и другие методы самостоятельной работы с учебной литературой. К ним относятся: подготовка рефератов и докладов; выполнение курсовых работ. Кратко рассмотрим их.

Рефератом называется краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда по определенной заданной теме. Подготовка реферата ставит целью углубление, систематизацию и закрепление полученных знаний путём самостоятельного обобщения учебной или научной литературы. Рефераты выполняются как в обязательном, так и в инициативном порядке. Их тематика утверждается на заседаниях кафедры.

Подготовка реферата начинается с уяснения содержания темы и определения перечня необходимой литературы. Затем необходимо определить основные вопросы, подлежащие рассмотрению и составить план личной работы. После этого можно приступать к подбору литературы, для чего используется тематический (предметный) или алфавитный каталоги фундаментальной библиотеки образовательной организации. Каждая книга здесь имеет определенный шифр или индекс, который повторяется на библиографической карточке, расположенной в каталоге. В числителе шифра указывается тематический раздел, а в знаменателе - алфавитный авторский знак.

Поэтому, если известен автор и название необходимой книги, целесообразно обратиться к алфавитному каталогу. Если же известен только раздел, то лучше начинать работать с тематическим (предметным) каталогом. После подбора литературы необходимо её просмотреть и определить основные источники информации для разработки реферата. При работе с основными источниками рекомендуется делать выписки, пользоваться закладками и т.п. После изучения основных приступают к просмотру дополнительных источников информации, используя приемы техники быстрого чтения. Прежде чем приступить к письменному оформлению реферата, необходимо составить его развёрнутый план, включающий не только основные вопросы, но и подво- просы, пункты и приложения. Обычно в реферате рекомендуется выделять три раздела: вводную часть, изложение существа вопроса, заключение и выводы. После письменного оформления обязательно должна быть предусмотрена возможность одно- или двукратной доработки реферата за счёт заранее запланированного ресурса времени.

Применение персональных компьютеров (ПК) в процессе самостоятельной работы значительно расширяет возможности обучающегося по доступу к информации. Другими словами, ПК целесообразно использовать в качестве средства развития умственных способностей.

Овладение умением учиться продолжается в ходе обучения на старших курсах, где оно выражается уже в освоении методов самостоятельной работы. В первую очередь это касается методов работы с учебной литературой. По мере закрепления навыков самостоятельного умственного труда растет арсенал приемов личной работы. Это создает предпосылки к усвоению прогрессивных методов изучения учебных дисциплин. Однако было бы ошибкой сводить организацию самостоятельной работы обучающегося только к освоению техники и методов личного учебного труда. В любой педагогической системе всегда присутствует воспитание. Самообучение же сопровождается самовоспитанием - важным и сложным процессом постепенного изменения свойств и качеств личности на основе самосовершенствования. В то же время активная учебная работа помогает выявлению и развитию педагогических способностей и формированию основ методической подготовленности будущих руководителей ОВД. Таким образом, начинает складываться культура умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Важно подчеркнуть, что этот процесс постоянен, он не заканчивается с получением высшего образования, а продолжается в ходе службы в ОВД. Поэтому можно с определенной долей уверенности утверждать, что основы успешного исполнения многогранных функциональных обязанностей, служебного роста сотрудника в системе ОВД во многом закладываются в стенах учебного заведения. Вот почему так важно умение организовывать эффективную самостоятельную работу.

Список литературы

1. Бондарькова, А. М. Модель управления профессиональным саморазвитием студента // Высшее образование в России. - 2010. - № 8/9. - С. 141-143.
2. Рицкова, Т. И. Организация самостоятельной работы студентов на базе портативных технологий // Высшее образование в России. - 2010. - № 8/9. - С. 56-60.
3. Гарибян, С. Школа памяти. - СПб.: Максима, 1993. - 78 с.
4. Гецов, Г. Г. Работа с книгой: рациональные приемы / 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1984. - 120 с.
5. Гильбух, Ю. З. Как учиться и работать эффективно. - Минск: Высшая школа, 1985. - 141 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.05.2020)
Просмотров: 14 | Теги: кадровая политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь