Пятница, 20.09.2019, 21:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН

А.А.Зайцев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Калининградского государственного технического университета
П.П.Литасов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры тактико- специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН

Агрессия, гендерные признаки, профессионально-прикладная физическая подготовка, уровень физической подготовленности, физическое состояние женщин.

В статье производится сравнительный анализ гендерных различий, связанных с агрессией: как в физических формах ее проявления, так и в физиологическом и психофизиологических аспектах. Результаты исследований свидетельствуют о том, что мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений об агрессии, противоположных моделей и теорий о ее функциях. Делается вывод о том, что сотрудники органов внутренних дел, сталкиваясь в различных ситуациях с агрессией со стороны правонарушителей мужчин и женщин, должны учитывать характер проявления агрессии у тех и других.

 
Анализ половых различий (дихотомий) позволяет признать реальность существования их не только в физиологическом и психофизиологическом аспектах, но и в педагогическом и социальном. Рассмотрим несколько примеров, свидетельствующих об этом.

Результаты исследований В. Джентри, М. Хар- риса и др. привели ученых к следующим утверждениям:

- к открытой физической агрессии в большей степени склонны мужчины;

- половые различия агрессивного поведения наиболее заметны в физических формах агрессии;

- стремление мужчин показывать более значительные уровни агрессии наблюдается после сильной провокации.

Для агрессии у мужчин и женщин характерно различие установок. Чувство вины и тревоги мужчины испытывают в меньшей степени. Женщины же беспокоятся о последствиях агрессии для них самих. Исследования психологов показали, что мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений об агрессии. Р. Бэрон и Д. Ричардсон отметили, что женщины рассматривают агрессивное поведение как экспрессию - как способ снятия стресса, выражения гнева, высвобождения агрессивной энергии. Мужчины видят в агрессии модель поведения для получения различного материального и социального вознаграждения [1].

Существует несколько гипотез относительно гендерных различий агрессивности. Биологи считают, что эти различия обусловливаются в большей степени генетическими факторами. С учетом этого предположения принято считать, что для мужчин свойственен более высокий уровень физической агрессии.

Сотрудники органов внутренних дел, сталкиваясь в различных ситуациях с агрессией со стороны правонарушителей мужчин и женщин, должны учитывать характер проявления агрессии у тех и других.

Обозначая немаловажность гендерных различий в агрессивном поведении, ряд исследователей выдвинули гипотезу о том, что различия могут быть обусловлены особенностями хромосомных наборов мужчин и женщин. Ученые рассматривают два варианта гипотезы о влиянии хромосом на ген- дерные различия в агрессивном поведении:

1) гипотеза лишней Y-хромосомы, согласно которой наличие ее у мужчин приводит к более агрессивному поведению;

2) гипотеза лишней Х-хромосомы, согласно которой наличие ее у женщин приводит к менее выраженному проявлению агрессивности.

Еще одним фактором в пользу биологической предрасположенности мужчин к разнообразным формам агрессии может являться связь между уровнем тестостерона (мужского полового гормона) и проявлением агрессивности. Считается, что более высокие концентрации тестостерона соотносятся с более высоким уровнем агрессии.

Следовательно, проводя занятия по физической подготовке, следует учитывать особенности женской психологии и давать установки на выполнение того или иного задания в ходе отработки приемов рукопашного боя: педагог должен обосновывать необходимость использования того или иного приема в служебно-боевых ситуациях [3].

Еще один пример, иллюстрирующий важность учета гендерных различий, касается такого понятия, как физическая подготовленность. Хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности в большей степени зависят от физической подготовленности. В свою очередь, физическая подготовленность есть производное от уровня развития физических качеств. Всего выделяют пять основных физических качеств: выносливость, гибкость, сила, быстрота, ловкость. Совокупность их оптимального развития обеспечивает хорошую физическую подготовленность.

У женщин сила мышц на 10-30% меньше чем у мужчин. Более слабыми являются сгибатели и разгибатели. У мужчин сила мышц-разгибателей туловища (становая сила) равна 160 кг, у женщин - 100 кг. За период от 8 до 18 лет сила мышц-сгибателей кисти у девочек увеличивается на 212%, а у мальчиков - на 257%.

Женщины отличаются высокоразвитой способностью согласовывать движения, хорошей выразительностью, пластичностью движений, чувством ритма, обладают отличной гибкостью.

Меньшая сила мышц и способность в течение длительного времени производить усилие ограничивают возможную физическую работоспособность женщин при силовых и статических усилиях. Поэтому напряженные силовые движения и упражнения статического характера могут в большей мере оказать неблагоприятное воздействие на организм женщин.

С возрастом (до 17 лет) увеличивается выносливость при таких статических позах и усилиях, как «упор», «вис», «угол», «приседание», но у девушек по сравнению с юношами подобные изменения выражены в меньшей степени.

Уровень физической подготовленности позволяет судить о том, как запас физических сил человека может быть реализован в двигательной деятельности. Требования к физической подготовленности отражены в программах по физической подготовке соответствующих кафедр образовательных организаций МВД России. Сравнение данных физического состояния женщин с этими нормами позволяет оценить их физическую подготовленность и особенности ее динамики [2].

Обращает внимание на себя тот факт, что у курсантов женского пола нередко в таких упражнениях, как бег на 100 м, 500 м, прыжок в длину с разбега, средние показатели ниже нормативов, соответствующих положительной оценке. Анализ результатов выполнения контрольных и зачетных нормативов курсантами-девушками образовательной организации МВД России и студентками технических и гуманитарных вузов показывает, что на первом году обучения у тех и других результаты в скоростно-силовых упражнениях по сравнению с учащимися старших классов школ улучшаются значительно. Это общая тенденция. А вот прирост в силовых упражнениях (сгибание-разгибание рук в упоре лежа) небольшой. Наименьшие изменения претерпевают показатели гибкости и в беге на 100 м. Следовательно, начиная с первого курса девушкам необходимо больше уделять внимания упражнениям, направленным на развитие гибкости и выносливости. Недостаток работы над этими качествами ощущается до четвертого курса включительно.

 

Библиографический список:

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1999. 352 с.
2. Зайцев А.А., Коваленко Т.Г., Сорока Б.В., Ульянов Д.А. Особенности содержания программ по физическому воспитанию студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 2017. № 2. С. 103-104.
3. Зайцев А.А., Литасов П.П., Сорока Б.В. Современные тенденции определения содержания профессионально-прикладной физической подготовки в вузе // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43). С. 140-144.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (50) 2017.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.07.2019)
Просмотров: 36 | Теги: Физическая подготовка, профессионально-прикладная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь