Четверг, 26.04.2018, 22:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Спивак Ю.П., Добровольская Н.А., Ясько Г.В., Годз Л.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Дан анализ теоретико-методических основ развития интеллектуальных возможностей студентов в процессе физического воспитания. Раскрытые психолого-педагогические и профессиональные аспекты интеллектуального развития студентов в процессе физического воспитания. В статье раскрыты общее положение, требование, дано обоснование методики формирования оптимальной структуры и организации учебного процесса.

Ключевые слова. Учебный процесс, студенты, педагог, тренер, интеллектуальные качества личности.

Актуальность. В настоящее время развитие интеллектуальных способностей студентов-спортсменов, позволяющих им более успешно овладевать культурным потенциалом общества и, следовательно, иметь большие возможности для самореализации по завершению активной деятельности является актуальным. Физическое воспитание активно воздействует и на духовное развитие человека.

Анализ практики физического воспитания студентов свидетельствует, что наиболее уязвимой его составляющей является низкий уровень интеллектуальной активности студентов в этой сфере, сущностных характеристик её развития. Как следствие, отсутствует управление этим сложным личностным образованием, ограничивается освоение культурного содержания практической деятельности. Поэтому, исследования, направленные на качественное преобразование ситуации, сложившейся в физическом воспитании, являются актуальными.

Цель и задачи исследования. Теоретическую основу данного исследования составляют идеи и положения, которые подчеркивают, что об интеллектуальном развитии студентов с практическим (моторным) интеллектом можно судить не только по уровню мыслительных процессов, но и по качеству развития его двигательных возможностей. Для полноценного интеллектуального развития важно создание психолого-педагогических условий для формирования познавательных способностей и умственных возможностей. Источником развития личности её потребности, которые активизируются в сознании и оформляются мыслительной деятельностью. Мотивацией является энергетическая основа познания, мышления. Эффективность и характер мыслительной деятельности зависит от характера мотивов, включенных в эту деятельность [1]. Интеллект развивается в спортивной деятельности как социально-ценностная целеустремленность и ответственность при созданных для этого необходимых социально-педагогических условиях. Развитие интеллекта рассматривается как целостный процесс, как система, в которой все составные части находятся в определенных связях и отношениях в процессе спортивной деятельности. Этот процесс имеет определенные этапы своего развития, обусловленные качественными характеристиками взаимодействующих компонентов.

Содержание каждого этапа характеризуется применением педагогически целесообразных ситуаций, которые ставят учащегося в такие условия, в каких он проявляет и приобретает недостающие мыслительные качества, уровень интеллектуальных возможностей и степень осознания умственных потребностей.

Методы и организация. Студенты, увлеченные спортом, в основном, развиваются односторонне. Одностороннее развитие обуславливает не всегда полноценное развитие личностных качеств. В этой связи на основе проведенного исследования разработана концепция организационно-педагогического обеспечения интеллектуального развития студентов, увлеченных разными видами спорта. Целью ее создания стала необходимость преодоления одностороннего развития учащихся с двигательным (моторным) интеллектом в ущерб развитию других интеллектуальных качеств, мыслительных способностей, умственных сил и возможностей.

Индивидуальная работа со студентами-студентами предполагает опережающие формирование следующих социальных качеств и черт личности: общественной направленности как совокупности социально-значимых целей, идеалов, ориентации и мотивов поведения; самостоятельности, инициативности, творческой и познавательной активности, интеллектуальных качеств, обеспечивающих каждому возможность проявлять свои способности и силы на основе социальной и жизненной позиции; целеустремленности, общественной инициативы, ответственности, объективной самооценки и требовательности к себе и интеллектуальных качеств, от которых зависит единство сознания и поведения, разумное использование своих учебно-спортивных возможностей и способностей [4]. Для разностороннего развития личности требуются специальные психолого-педагогические исследования компенсаторных механизмов и педагогических потенциалов, способствующих избежать деформации личности и стимулирующих её к большим проявлениям возможности адаптироваться в многообразном социальном мире.

Гуманизация студенческой жизни, её ориентация на потребности и способности учащихся в настоящее время стали одними из важнейших приоритетов образовательной системы, которые привили в движение её гуманизирующие и культурообразующие функции, реализация которых находит отражение в изменении содержания образования, в повышении требований к общекультурному развитию учащихся, в полной мере это относится к физической культуре - сфере образования и воспитания студентов. Реализация её культуросозидающей функции предполагает, в первую очередь, самоопределение личности в культуре физической, подчеркивает собственную культурную сторону организации их мышления, учения, быта, свободного времени, жизнедеятельности в целом [3]. Однако в физическом воспитании студентов еще наблюдаются кризисные явления, характеризующиеся преобладанием старого над новым в освоении ценностей физической культуры, массового репродуктивного подхода над личностно-ориентированным. Это диктует необходимость внесения научно обоснованных изменений в физическое воспитание студентов, в его содержание и процессуальные характеристики, педагогические воздействие и самовоздействие, которые запустят механизм сознательной и активной деятельности студентов в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик выступает потребностно-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте [1,2].

В процессе физкультурно-спортивной деятельности проявляются как сильные, так и слабые стороны качеств студентов. На начальной стадии работы студентов она хорошо помогает выполнять диагностические функции в определении степени умственной зрелости студентов. На более поздних этапах работы физкультурно-спортивная деятельность сохраняет свои диагностические возможности, позволяет развивать те общественно значимые качества личности, которые отсутствуют у воспитанников или требуют своего совершенствования.

Сущность изучаемого процесса состоит в следующем. Превращение цели занятий в реально действующий мотив воспитанников означает вместе с тем воспитание у них интеллектуальных способностей как потребности в умственном развитии. Этот процесс, в свою очередь является как бы мотивационным механизмом для становления интеллектуально ценных мыслей, чувств, действий спортсмена как важнейших компонентов его интеллектуальных качеств [1,2].
Результаты исследований. В ходе опытно - экспериментальной работы установлены различные уровни сформированности интеллектуальных способностей. При определении этих уровней учитывались содержания и действенность каждого из компонентов интеллектуальных качеств, характер их соотношения, а также степень проявления субъективности личности спортсмена в реализации разной степени сложности ситуации.

Исследование, подтвердив детерминирующую роль спортивной деятельности в процессе интеллектуального воспитания, одновременно позволила определить специфическую способность взаимодействия их участников в педагогической системе «студент-педагог-тренер-спортивный коллектив» при одних характеристиках следует действовать на личность формально, при других - способствовать максимальному раскрытию её творческих сил и возможностей. Такая функция взаимодействия осуществима при определенных условиях в педагогической системе «студент-педагог-тренер-спортивный коллектив».

Функции взаимодействия:
- использование специальных приемов педагогического воздействия на студентов с целью ослабления их сопротивления к предъявляемым требованиям: обусловленные ограничения выполняемой работы по времени и объему; поддержание высокого эмоционального тонуса в течении всего занятия; использование в процессе занятий элементов игры или других, приятных для студентов действий [3].
- создание условий педагогами-тренерами для достижения заметных успехов в деятельности и в спорте. В таких условиях процесс воспитания студентов протекает успешнее.

Интеллектуальные качества, сформированные в спортивной деятельности под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретают способности к самосознательному проявлению и в других видах жизнедеятельности. Знание вскрытых закономерностей позволяют управлять процессом интеллектуального воспитания личности студентов в спортивной деятельности. Важнейшим источником формирования личности студента, развития его индивидуальных интеллектуальных возможностей является общественно полезная деятельность вообще и общественно-организационная в частности.

Одним из эффективных условий определяющих успешность обучения студентов с развитым моторным интеллектом является рационализация режима их жизнедеятельности, которая возможна, когда: обучение организовано как личностно-ориентированное образование, обеспечивающее прохождение студентами программы по индивидуальному плану и графику, развивая творческую и познавательную их активность; рациональное сочетание спортивной деятельности с учебной, художественной, общественно-полезной, досуговой.

Выводы: Интеллектуальное развитие обуславливается широким применением на занятиях по физической культуре и спорту методов и приемов, развивающих на ряду с моторикой индуктивное и дедуктивное мышление, логические рассуждения и абстрагирование, аналитические способности. Увеличение потенциала самостоятельности в активной учебной, внеучебной и спортивной деятельности ведет к заинтересованности, к обогащению мотивации участников взаимодействия. Самостоятельность обеспечивает самоутверждение и самовыражение личности студента в разнообразных делах и способах поведения, позицию студента, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности.

Интеллектуальное развитие личности студента в процессе спортивной деятельности представляет собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которых возникает и нарастает расширение мотивационной сферы студентов, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамки узко-спортивных интересов для преодоления их одностороннего развития и осознания ими необходимости овладение разносторонними знаниями.

Выполненное исследование открывает возможность для разработки конкретных методик, направленных на организацию воспитания интеллектуальных качеств личности и деятельности, взаимодействия как обмена умственными отношениями, составляющих сущностную особенность их физкультурно-спортивной деятельности, на изучение и корректировку каждого из основных интеллектуальных качеств личности.

Литература

Иортнягин И.И. Интеллектуальное развитие учащихся-спортсменов М.: Академия. 1999, 35,56, 96с.
Караковский В. Общечеловеческие ценности-основа учебно-воспитательного процесса. Воспитание студентов. 2003. 3-12 с.
Матвеев Л.И. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература. 1999, 316-318 с.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. / A.M. Максименко. -М., 1999.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (05.04.2018)
Просмотров: 22 | Теги: Учебный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь