Вторник, 23.07.2019, 11:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

 А.В.Вашкевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России
В.А.Смородина, кандидат юридических наук, доцент кафедры кадрово-воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Образование, воспитание, социокультурная среда, образовательный процесс, саморазвитие, компетентный специалист.

В работе рассматриваются основные педагогические аспекты формирования социокультурной среды в образовательных организациях МВД России. От сформированной с учетом педагогических технологий воспитывающей среды, в которой осуществляется целостный педагогический процесс, зависят эффективность современного образования и создание условий для развития и становления личности курсантов как сотрудников органов внутренних дел.

 
В настоящее время, когда в стране и в мире происходят радикальные перемены, особенно ощутима потребность в воспитании высокопрофессиональных специалистов, обладающих всем набором профессионально важных компетенций и личностных качеств, отвечающих потребностям современного общества. В связи с этим на современном этапе особые, повышенные требования предъявляются и к подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях системы МВД России.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Поэтому в существующем сегодня обществе нельзя рассматривать обучение и воспитание в качестве самостоятельных и независимых процессов [1].

Для того чтобы процесс получения образования курсантами и слушателями ведомственных образовательных организациях МВД России был эффективным, а также для их становления в качестве сотрудников органов внутренних дел и всестороннего развития их личности необходимы соответствующие условия. Одним из таких условий является воспитывающая среда, в которой осуществляется целостный педагогический процесс.

Обязанность вуза способствовать становлению обучающегося не только как профессионала, но и как личности была законодательно закреплена введением Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня создание условий для формирования общекультурных компетенций выпускников с помощью социокультурной среды впервые обозначено как необходимость [1].

Именно социокультурная среда современного вуза является тем фактором, который позволяет оценить влияние, оказываемое данной образовательной организацией на формирование личности ответственного и компетентного специалиста. Насколько отличаются условия функционирования вузов, в том числе региональные, исторические, национальные, настолько различными будут качественные характеристики подготавливаемых в этих вузах специалистов. Социокультурная среда ведомственного вуза системы МВД России также оказывает определяющее влияние на формирование профессиональной культуры будущего специалиста - сотрудника органов внутренних дел, - а также на развитие основных профессионально значимых характеристик его личности.

Понятие «социокультурная среда» довольно часто используется в современной литературе, однако в силу недостаточной разработанности характеристик социокультурной среды вуза и недооценки ее роли в становлении личности будущего специалиста оно не получило должного обоснования.

Более известно и разработано понятие воспитательной среды, которую можно рассматривать как совокупность окружающих курсанта (слушателя) социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению как в профессиональную среду, так и в современную культуру обстоятельств. Однако понятия «воспитательная среда» и «социокультурная среда» хоть и имеют много общего, но тождественными не являются.

Так, по мнению В.Д. Васильевой и Р.М. Петруневой, понятие «социокультурная среда вуза» отличается от понятия «воспитательная среда» более широким толкованием [1]. При этом они полагают, что понятие «социокультурная» включает в себя всю совокупность взаимоотношений субъекта (в данном случае - обучаемого) с социумом в целом, с коллективом, с профессией, с естественной средой жизнедеятельности и искусственно созданными объектами техносферы, с культурой в широком понимании этого слова и нацелено на формирование личности будущего специалиста как агента и носителя культуры в сфере профессиональной деятельности [2].

Социокультурная среда вуза рассматривается как многомерное пространство, в котором представлены все участники образовательного процесса и отражается вся совокупность условий жизнедеятельности вуза.

В ней можно выделить следующие сферы:

1) образовательная;

2) научная;

3) коммуникативная;

4) духовно-нравственная;

5) культурно-историческая;

6) профориентационная;

7) информационная;

8) художественно-эстетическая;

9) здоровьесберегающая;

10) досуговая (досуг как фактор самовыражения).

Разумеется, этот вариант не претендует на завершенность [4]. В соответствии с научными взглядами современных ученых-педагогов, развитие личности будущего специалиста должно проходить в пространстве профессиональной или квазипрофессиональной среды. Понятие квазипрофессиональной среды ввел в научный оборот А.А. Вербицкий при разработке технологии контекстного обучения. Термин «квазипрофессиональная среда» появился из-за невозможности перенесения реальной профессиональной обстановки в стены организации высшего профессионального образования. Квазипрофессиональная среда опирается на культурный опыт, традиции и ценности профессионального сообщества. Она не только сохраняет, тиражирует, воспроизводит этот опыт, но и творчески его преобразует, адаптирует к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности специалиста (Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев) [2].

Несколько по-другому складывается ситуация с курсантами и слушателями ведомственных вузов системы МВД России, поскольку уже с момента зачисления в высшее учебное заведение все они поступают на службу в органы внутренних дел и становятся действующими сотрудниками полиции. Для них учеба является не просто обязанностью, а должностной обязанностью, от качественного выполнения которой зависит не только их дальнейшая профессиональная карьера, но и размер денежного довольствия, наличие свободного времени (очередные увольнения) и т.д. Все это определяет особенности формирования социокультурной среды ведомственной образовательной организации системы МВД России. Она должна способствовать творческому самовыражению и самореализации личности курсантов и слушателей, сохранению и возрождению нравственных и культурных ценностей и традиций, воспитанию патриотизма, профессиональной надежности, уважения к закону.

Работа по созданию и развитию социокультурной среды образовательных организаций системы МВД России осуществляется посредством комплекса мероприятий по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Система морально-психологического обеспечения в образовательных организациях МВД России строится в соответствии с Руководством по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [5] и включает в себя воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу, работу по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава. Вся эта деятельность осуществляется в целях формирования и развития у сотрудников (курсантов и слушателей) государственно-патриотического мировоззрения, комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативно- служебной деятельности; достижения высокой степени морально-психологической готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки; выработки у сотрудников устойчивости к неблагоприятному информационно-психологическому воздействию [5].

Вопросы, связанные с деятельностью по формированию социокультурной среды в образовательных организациях системы МВД России, являются весьма актуальными с точки зрения подготовки специалистов, способных по своим личным и профессиональным качествам отвечать высоким современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов [3]. Необходимым компонентом работы по формированию социокультурной среды должен быть процесс определения существенных факторов этой среды, в наибольшей степени воздействующих на личность сотрудника (курсанта, слушателя). Осознание социально-педагогической, воспитательной значимости этих факторов, оценка степени их влияния на формирование и развитие личности сотрудника и, главное, возможность регулирующего воздействия на эти факторы дает возможность ставить вопрос о сознательном, целенаправленном формировании социокультурной среды [4]. Кроме того, необходимо учитывать, что молодежь восприимчива ко всему новому, поэтому в работе с курсантами и слушателями важно применять самые передовые технологии, использовать новые, современные формы работы.

Таким образом, социокультурная среда должна быть условием и средством для саморазвития курсанта, для свободного самоопределения личности в пространстве юридических и правоохранительных смыслов профессиональной деятельности [3]. Этот процесс рассматривается как необходимый аспект социализации субъектов образования, связанный с освоением культурно-исторического опыта предыдущих поколений и формированием личности компетентного специалиста. В результате происходит формирование социальной и профессиональной компетентности и мотивации специалиста.

 
Библиографический список:

1. Бородавко Л.Т., Смородина В.А. Организационные и правовые основы информационно- пропагандистской работы в органах внутренних дел: Монография. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 240 с.
2. Васильева В.Д., Петрунева Р.М.. Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 113-117.
3. Бялт В.С., Трипутин С.Н. Информационно-пропагандистская работа в образовательных организациях системы МВД России: состояние, актуальные проблемы, пути совершенствования // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 40. С. 116-120.
4. Диндяев С.В., Пчелинцева Е.В. Педагогические аспекты формирования социокультурной среды вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 332-336.
5. Приказ МВД России от 11.02.2010 № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно- служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Сайт «Военное обозрение» // URL: http://siliyan.ru/sevihcra/2996.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (47) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (20.06.2019)
Просмотров: 21 | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь