Пятница, 20.10.2017, 11:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

О.Н.Емельянова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ. В статье представлен анализ базовых понятий, формирующих проблемное поле педагогических технологий, проанализированы ведущие точки зрения исследователей на понятие педагогической технологии в целом и информационных технологий в частности. Автор обобщает основные подходы к пониманию сущности и содержания педагогических технологий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технология, педагогическая технология, информационная технология, технология обучения, образовательная технология.

 

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно школы и вузы готовят человека к активной деятельности в разных сферах общества. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий. В качестве источников информации все шире используются электронные средства (радио, телевидение, компьютерные технологии). В последнее время все большую популярность набирает сеть Интернет [6].

Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить, что современная система образования диктует новые требования к организации учебного процесса. Неудовлетворенность многих стран результатами системы школьного образования привела к необходимости ее реформирования. Одно из требований современной образовательной системы заключается в необходимости использования информационно- коммуникативных педагогических технологий [10].

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и понятным. Тем не менее феномен «педагогической технологии» раз за разом завоевывает популярность, являясь предметом исследования для смежных с педагогикой областей знаний.

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации образования, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась до 70-х годов прошлого столетия [2].

Согласно М.В. Булановой-Топорковой в 70-е годы в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, которая вскоре привела к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности изучаемого феномена: педагогическая технология - это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. - Лондон - Нью-Йорк, 1978).

В педагогической литературе встречаются понятия: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения». Они соотносятся так же, как и категории: «педагогика», «образование» и «обучение». Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с
организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе [15]. Однако термин «технология» нельзя рассматривать в таком узком аспекте. У него есть много смыслов и значений, обусловленных различными подходами к пониманию содержания педагогических явлений.

Процессуальный подход рассматривает педагогическую технологию как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.

Инструментальным подход определяет педагогическую технологию как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания.

Личностный подход рассматривает педагогическую технологию как компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий.

Системный подход определяет педагогическую технологию как целостный образовательный процесс в учебном учреждении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система).

На наш взгляд, процессуальный подход наиболее точно отражает сущность педагогической технологии, поскольку подчеркивает процессуальную, деятельностную сторону педагогической системы. Различия в подходах отражены в определениях, сформулированных разными исследователями.

«Педагогическая технология - это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин).

«Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В.А. Сластенин).

«Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса». Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. Поскольку описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы, то педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике [7].

Г.К. Селевко трактует понятие «педагогическая технология» как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений различных авторов. Он утверждает, что педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами: научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным. Под научным аспектом Г.К. Селевко понимает педагогическую технологию как часть педагогической науки, изучающую и разрабатывающую цели, содержание и методы обучения и проектирующую педагогические процессы. Процессуально-описательный аспект вбирает в себя описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения. А процессуально-действенный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, можно сделать вывод о том, что «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [7].

Анализируя феномен педагогической технологии в научном и практическом аспектах, целесообразно прокомментировать родственные ему понятия.

«Технология обучения - это совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенной дидактической системы» (Е.С. Полат).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (Н.Е. Щуркова).
«Образовательная технология - это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий» (В.В. Гузеев).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов) [7].
Образовательная технология - это система деятельности педагога и учащегося, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования [1].

Образовательная технология - общепринятый термин для обозначения педагогической технологии. В отечественной современной педагогической науке понятие «образовательная технология» представлено в нескольких аспектах, основными из которых являются следующие:

1. Образовательная технология - это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

2. Образовательная технология - это решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

3. Образовательная технология - это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применяемых методов [22].

4. Образовательная технология - это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности, которая включает в себя индивидуально-групповую, ин<|
стирующую, организационно-! . Педагогические науки тельностно-эвристическую, духовно-гуманитарную и мотивационно-управленческую составляющие [3].

В последнем приведенном определении образовательной технологии ключевым понятием является
целостная педагогическая деятельность, а моделью - описание этой деятельности, отображающей ее в трех аспектах - концептуальном, содержательном и процессуальном. Следовательно, в структуру образовательной технологии должны входить концептуальная основа, содержательный и процессуальный компоненты.

Концептуальная основа - это целевые установки и ориентации, основные идеи и принципы, позиция обучающегося в образовательном процессе. Содержательный компонент - это цели обучения (общие и частные), содержание учебного материала, дидактическая структура учебного материала и формы его изложения. Процессуальный компонент - это особенности методов и средств обучения, мотивационная характеристика, организационные формы обучения, управление образовательным процессом. Ведущим компонентом в этом перечне является концептуальная основа. Освоив его, педагог осознанно может использовать образовательную технологию, адаптируя ее к конкретным условиям педагогической деятельности [3].

Анализ представленных определений позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке нет однозначного толкования термина «технология (педагогическая, образовательная, обучения»), что обусловлено разной направленностью путей реализации данного подхода в педагогической (образовательной) практике. Тем не менее «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», которые соотносятся так же, как и категории: «педагогика», «образование» и «обучение», о чем мы упоминали ранее, позволяют выделить некоторые общие признаки.

Основные характерные признаки любой технологии:
- является процессуальной категорией;
- может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
- направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

Специфические признаки, присущие именно педагогической технологии:
1. Диагностическое целеобразование.
2. Результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения).
3. Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в определенные сроки).
4. Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость).
5. Корректируемость (на основе постоянной обратной связи) [18].

Согласно Селевко Г.К., когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». «Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование)» [7, с. 126].

Разнообразие педагогических и информационных технологий в образовании позволяет учителю (преподавателю) самостоятельно выбирать методы и средства работы с обучающимися. К числу наиболее эффективных и познавательных педагогических технологий относят:
- интерактивные и мультимедийные технологии в образовании;
- инновационные технологии;
- активные методы учебного процесса;
- технологии учебных дискуссий;
- методы развития мотивации;
- методы деловых игр;
- дальтон-технологии и др.

Необходимость применения педагогических технологий в образовании обоснована в первую очередь тем, что расширяется круг возможностей для обучения и поступления в вузы. Во вторую очередь - необходимостью повышения конкурентоспособности и качества образования в России. Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить школьников и студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых школьники (студенты) не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Одной из главных задач системы образования является обучение компетентных и высокообразованных специалистов, которые смогут эффективно применять на практике полученные знания и навыки. А это практически невозможно без использования современных информационных технологий в общем и специальном образовании. Информационные технологии не могут реализовываться без информационно-коммуникативного оборудования.

Информационно-коммуникативное оборудование, начиная с портативного компьютера и заканчивая мультимедийными средствами, призвано:
- способствовать формированию информационной культуры у учащихся и педагогов;
- повысить квалификационный уровень будущих специалистов;
- способствовать развитию и закреплению навыков работы с компьютерными программами и информационным оборудованием;
- стимулировать развитие навыков самостоятельной разработки материалов и практических работ, которые являются итоговым результатом овладения специальностью. Например, выполнение дипломных и курсовых работ в электронном варианте, создание презентаций.

Использование информационно-коммуникативных и интернет-ресурсов расширяет круг поиска методов и форм преподавания, а также способствует повышению мотивации учащихся, для которых информационно-коммуникативное оборудование вызывает куда больший интерес, чем учебники и тетради.

Компьютерная технология базируется на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

«Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение "поддерживающей информации", наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы» [7].

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность понятия «педагогическая технология» (по Селевко) должна отвечать следующим требованиям: концептуальности (каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей), системности (педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью), эффективности (современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения) и воспроизводимости (подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами) [5].

Исходя из вышеперечисленного, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - С. 174.
2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Текст] / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под общ. ред. B.C. Кукушина. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н /Д: МарТ, 2004. - 336 с.
3. Горовая, В.П., Петрова Н.Ф. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая, Н.Ф. Петрова // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 10. - С. 35-36.
4. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В.В. Гузеев. - М. : Народное образование, 2000.
5. Пласкина, М.В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике [Текст] / М.В. Пласкина // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2014. - С. 9—11;
6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 1999. - 224 с.
7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998.
8. http://charko.narod.rU/tekst/an4/l.html.
9. http://en.wikipedia.org/wiki/Online_Learning_Consortium.
10. http://studynote.ru/studgid/sovremennoe_obrazovanie/pedagogicheskie_tekhnologii_v_spetsialnom_obrazova/.
11. http://ets.berkeley.edu/article/blended-learning-what-it-and-why-try-it.
12. http://www.teachthought.com/blended-learning-2/the-definition-of-blended-learning/.
13. http://en.wikipedia.org/wiki/Blended_learning.
14. http://wallstreetenglish.ru/services/metod_i_preimushestva/.
15. http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/met49/node3.html.
16. http://cito-web.yspu.Org/linkl/metod/met49/node53.html#ap2.
17. http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/met49/node54.html.
18. http://wiki.tgl.net.ru/index.php/% D0% 9A% D0% B0% Dl% 82% D0% B5% D0% B3% D0% BE% Dl% 80% D0% B8% Dl% 8F:% D0% 9F% D0% B5% D0% B4% D0% B0% D0% B3% D0% BE% D0% B3% D0% B8% Dl% 87% D0% В 5% Dl% 81% D0% BA% D0% B8% D0% B5_% D1 % 82% D0% B5% Dl% 85% D0% BD% D0% BE% D0% BB% D0% В E% D0% B3% D0% B8% D0% B8.
19. http://www.idahodigitallearning.org/Portals/0/Files/6% 20Blended% 20Learning% 20Models.pdf.
20. http://www.youtube.com/watch?v=2H4RkudFzlc&NR=l&feature=fvwp.
21. http://www.dreambox.com/blog/6-models-blended-learning.
22. http://www.e-reading.club/chapter.php/98165/24/Erofeeva_- _Obshchie_osnovy_pedagogiki konspekt_lekciii.html.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.12.2016)
Просмотров: 956 | Теги: педагогическая технология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь