Вторник, 23.07.2019, 22:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ М. А. АРИАРСКОГО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КУЛЬТУРА»

И. А. Ивлиева, доктор педагогических наук, профессор
Л. В. Полагутина, кандидат педагогических наук

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ М. А. АРИАРСКОГО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КУЛЬТУРА»

Национальный проект «Культура» устанавливает приоритет культуры как базового фактора модернизации всех сфер жизнедеятельности и областей духовной жизни российского общества, как магистрального курса «на инвестиции в человека». В статье раскрывается теоретико- методологический потенциал педагогической культурологии в решении актуальных проблем отечественной культуры, которые нашли отражение в Национальном проекте. Анализ научного наследия М. А. Ариарского в контексте реализации Национального проекта «Культура» позволил авторам: дать оценку входящим в него федеральным проектам с позиции обоснованности их целей и ожидаемых результатов; раскрыть механизмы вовлечения человека в мир культуры и условия её активного личного освоения; выявить роль менеджеров социально- культурной деятельности как специалистов новой формации, способных стать субъектами реализации Национального проекта.

Ключевые слова: культура, Национальный проект «Культура», педагогическая культурология, наследие М. А. Ариарского, механизм вовлечения человека в мир культуры, культурная среда, креативно-информационная цивилизация, менеджер социально-культурной деятельности как специалист новой формации.

 
Сегодня перед Российской Федерацией стоят задачи в предельно короткий срок осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на внешние вызовы. Руководством страны выражено понимание того, что полноценное развитие государства и общества невозможно без духовного, нравственного развития каждого человека. «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилиза- ционным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала» (В. В. Путин).

Вызовы информационного общества и ориентация страны на социально-культурную модернизацию актуализируют проблемы сохранения культурно-исторического наследия страны, мобилизации сил на оказание поддержки в развитии отечественной культуры, принятия мер по преодолению критического положения, сложившегося в некоторых областях современной культурной жизни страны. Установленные государством приоритеты в сфере культуры обуславливают поиск новых механизмов формирования ценностного отношения к национально-культурному достоянию и сохранения исторически оправданных способов вовлечения человека в мир культуры, возвышения его духовных потребностей.

Впервые за много лет культура возведена в ранг национального проекта, особого государственного приоритета, важнейшего фактора роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залога динамичного социально-экономического развития, гаранта сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России [7; 8; 9].

Национальный проект «Культура» (в числе других национальных проектов) разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года. Идеология проекта направлена на установление «курса на инвестиции в человека» на основе обеспечения максимальной доступности граждан к культурным благам, всемерное их вовлечение не только в процессы потребления, но и создания культурных ценностей. Особое внимание в проекте уделено необходимости укрепления российской гражданской
идентичности, осознания личностью своей принадлежности к сообществу граждан государства на основе духовно-нравственных ценностей, идеалов, норм и образцов поведения народов России [6; 9].

Отчётливо сознавая актуальность Национального проекта «Культура», масштабность его задач, следует признать и необыкновенную сложность его воплощения. Для реального их достижения необходим поиск механизмов эффективного менеджмента в сфере культуры, интеграции научного знания и передовых технологий как в обосновании предпринимаемых преобразований, так и в объективной оценке их последствий.

Благодаря усилиям таких российских учёных, как М. А. Ариарский, Ю. Д. Кра- сильников, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и других, накоплен огромный научный потенциал, позволяющий объяснить и переосмыслить явления и процессы, происходящие в социально-культурной сфере,спрогнозировать развитие социально-культурной практики в условиях вызовов информационного общества. Созданный уникальный «банк научной информации» обеспечивает не только системное видение происходящих в стране социально-культурных трансформаций, но и обуславливает расширение влияния социально-культурной деятельности на происходящие в сфере культуры процессы.

Теория социально-культурной деятельности прошла достаточно долгий путь развития от создания основ внешкольного образования до разработки методологии изучения «феноменов духовно-творческой активности, ценностного самоопределения личности, социальной активности человека на разных возрастных этапах, в различных ситуациях социальной, досуговой, творческой, образовательной деятельности» [10, с. 305].

Высоко оценивая вклад российских учёных в становление и развитие теории социально-культурной деятельности, хотелось бы отметить особую роль научного наследия М. А. Ариарского в решении актуальных задач отечественной культуры, которые нашли отражение в Национальном проекте.

М. А. Ариарский (1928-2018) - блестящий учёный, талантливый педагог, известный просветитель, выдающийся организатор, внёс неоценимый вклад в разработку стратегии и тактики культурно-просветительской работы, теории и методики социально-культурной деятельности; в осмысление педагогической культурологии как отрасли научного знания, раскрывающей закономерности вовлечения человека в мир культуры; в создание научной школы, объединяющей учёных и практиков различных сфер формирования культуры личности. За 43 года работы в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, из них 25 лет - в качестве заведующего кафедрой социально-культурной деятельности, М. А. Ариарский - доктор культурологии, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Учитель и общепризнанный лидер профессионального сообщества, опубликовал 380 научных работ, подготовил 122 кандидата наук и 16 докторов наук, провёл большое количество международных конференций, научных семинаров, «круглых столов» по популяризации своего научного направления - педагогической культурологии.

Педагогическая культурология как область научного знания и социальной практики строится на понимании культуры как базового фактора модернизации всех сфер жизнедеятельности и областей духовной жизни общества; как генератора успешного развития государства, ведущей созидательной силы общества; как условия достижения нового, более высокого качества жизни. По мнению М. А. Ариарского, «именно культура может и должна принять на себя функции создания благоприятного нравственно-психологического климата, стимулирующего развитие креативности людей и их гражданской ответственности за судьбы Отечества; именно она призвана обеспечить формирование духовных ценностей, которые порождали бы атмосферу общественного подъёма, способствовали единению народов России в решении вставших перед ними исторических задач» [5, с. 12].

Анализ методолого-теоретических основ педагогической культурологии в контексте реализации Национального проекта «Культура» позволил дать оценку составляющим его федеральным проектам с позиции обоснованности их целей и ожидаемых результатов.
Национальный проект «Культура» состоит из трёх федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».

Федеральный проект «Культурная среда» направлен на повышение качества жизни граждан на основе модернизации инфраструктуры культуры и реновации её объектов, учреждений и в крупных мегаполисах, и сельских домах культуры, формирующих культурное пространство страны. В рамках проекта муниципалитеты получат не менее 660 модельных библиотек, 1 200 современных кинозалов, 500 отремонтированных Домов культуры. В результате проекта жители городов и сёл получат 1 239 новых и модернизированных объектов культуры, современное оборудование получат 3 600 организаций культуры. Драйверами станут 39 Центров культурного развития (ЦКР), которые будут построены по типовым проектам в городах с количеством жителей до 300 тыс. человек. Центры культурного развития - это многофункциональное культурное пространство с концертным залом, му- зейно-выставочными площадями, библиотекой, помещениями для занятий творчеством и кинозалами для детей и взрослых, сервисными зонами (кафе, сувенирные киоски). В результате реализации проекта доступ к современным услугам ЦКР получат около 5 млн. человек [6].

Такой мощный толчок развитию инфраструктуры, особенно для малых городов и поселений, безусловно, позволит решать многие задачи в процессе реализации культурной политики регионов.

Однако, как неоднократно подчёркивал в своих работах М. А. Ариарский: «... культурная среда - не только и не столько объективная база, позволяющая извлекать духовные ценности. В гораздо большей мере это то, что интериоризовано, освоено человеком, что влияет на его облик, порождает в нём высокие нравственно-эстетические чувства ... Мало окружать себя атрибутами культуры, нужно уметь ими эффективно пользоваться» [1, с. 336]. Иными словами, речь идёт о том, что недостаточно развивать культурную среду только с точки зрения совершенствования инфраструктуры, но и необходимо её наполнять социально значимым, высоким ценностно-смысловым содержанием и обеспечить условия для его активного личностного освоения. Следовательно, создавая развивающую социально-культурную среду, необходимо учитывать особенности того отношения к этой среде, которое каждый человек формирует самостоятельно; среда без личностного освоения человеком не является фактором социального развития и культурной динамики.

В связи с этим совершенно логично, что основной задачей второго Федерального проекта «Творческие люди» является поддержка творческих инициатив населения. По словам директора Департамента государственной поддержки народного творчества Минкультуры России Оксаны Косаревой, приоритетом данного проекта станет поддержка детей. В рамках нацпроекта народным коллективам впервые будут выделены гранты. Основным результатом реализации национального проекта должно стать увеличение числа посещений учреждений культуры к 2024 году на 15% [6].

Однако количественных показателей результативности проекта недостаточно, чтобы оценить достижение главных его целей - формирования культуры личности, её духовно-нравственных ориентаций, гражданской идентичности, социальной активности. Тем более что в настоящее время явно прослеживается тенденция в изменении статуса учреждений культуры от восприятия их как социальных институтов, основной деятельностью которых является предоставление населению культурно-развлекательных услуг, до отношения к ним как к ведущей сфере формирования культуры личности, развития её креативности. Услуга тиражирует сервисного человека, в то время «как социально-культурная деятельность, которая основана на триединстве ценностей культуры, свободной активности личности и досугового общения, формирует инновационное, креативное общество» [11, с. 132].

Становление педагогической культурологии как нового направления науки и социальной практики в первую очередь было направлено «на разрешение противоречия между способностью культуры отражать и формировать гуманистическую картину мира, синтезировать нравственно-эстетические ценности человечества, духовно обогащать современное общество и реальным уровнем реализации её созидающего потенциала...» [3, с. 8]. Соответственно, в качестве предмета данной области научного знания выступает «социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством её вовлечения в систему социально-культурного просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновлённая культурная среда и новые, социально значимые качества людей» [1, с. 8].

Идея неотделимости культуры от педагогики, для которой она выступает как цель, стержневая основа и ведущее средство просвещения, обучения и воспитания, постижение которой имеет свою природу и специфику, свои условия и характер, проходит красной нитью через все работы М. А. Ариарского. Он неустанно обращал внимание на всепроникающий характер культуры, широкий диапазон культурных ценностей, который охватывает все стороны человеческого бытия, настоятельно доказывал необходимость в качестве предмета воспитания рассматривать формирование культуры общественной жизни во всём её диапазоне - от политической культуры до культуры повседневности.

В своих работах М. А. Ариарский особое внимание уделял вопросу эффективного использования созидающего потенциала культуры на основе вовлечения населения разных возрастных групп в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические качества личности, включающую её в процесс социально-культурного творчества не столько как объекта культурного воздействия, сколько как субъекта культурного творчества. Эти положения обуславливают поиск адекватной системы оценки достижения целей национального проекта, которая должна включать в себя не только количественные, но и качественные показатели, позволяющие оценить изменения, происходящие в духовной сфере развития личности, влияние культурной среды на её креативность, возвышение духовных потребностей, постижение образов и смыслов культуры.

Третий федеральный проект «Цифровая культура» направлен на расширение доступа жителей всех регионов к ключевым мероприятиям культурной жизни страны. Благодаря проекту появится 500 виртуальных концертных залов, будет организовано 600 онлайн-трансляций. Национальная электронная библиотека получит 48 тыс. оцифрованных книжных памятников. Будет развиваться и проект дополненной реальности "Artefact". И так же, как и в двух предшествующих проектах, обозначен количественный результат - за период с 2019 по 2024 год число обращений к культурным цифровым ресурсам должно увеличиться в пять раз [5].

Серьёзные изменения в сфере культуры невозможны без профессионального развития сотрудников учреждений культуры. Можно отремонтировать театры, Дома культуры, оснастить их новейшим оборудованием, но прежде всего необходимо подготовить специалистов, владеющих технологиями постижения культуры и методиками оценки их эффективности, средствами создания медиапространства и виртуальной культурной среды. Именно поэтому представляется очень важной задача переподготовки и повышения квалификации 200 тыс. работников культуры, заявленная в рамках проекта «Творческие люди». Принципиальное значение в его реализации имеет профессиональная подготовка кадров новой формации, способных в качестве менеджеров социально-культурной деятельности не только воплощать в жизнь федеральные проекты, но и принять на себя функции повышения квалификации работников культуры.

Становление педагогической культурологии способствовало утверждению принципиально нового подхода к профессиональной подготовке специалистов социально-культурной сферы. Марк Ариевич Ари- арский писал: «В современных условиях сама жизнь диктует необходимость формирования у всех без исключения слоёв населения умений и навыков успешного функционирования в креативно-информационной цивилизации, а это достигается не директивами и приказами, а последовательным и целенаправленным воспитательным воздействием, в процессе которого личность сохраняла бы полную свободу выбора содержания и форм развития своих творческих качеств. Наиболее адекватной решению этих задач выступает социально- культурная деятельность, основу которой составляет формально не регламентированная, сверхнормативная самодеятельность и инициатива людей. Стимулируя развитие творческих потенций личности в условиях досуга, в коллективе художественной самодеятельности и, главным образом, в органах общественного самоуправления, она формирует креативные качества, которые люди могут реализовать и в сфере производства, и в политической жизни, и в самоорганизации повседневного быта. А это значит, что эта базовая специальность, обеспечивающая стимулирование креативных качеств человека и развитие гражданского общества, ныне оказалась на острие механизмов формирования гражданина, способного проявлять инициативу, социальную активность и эффективно включиться в процесс модернизации российского общества» [5, с. 11-12].

Раскрывая педагогическую культурологию как область практического преломления закономерностей культуры и культурной деятельности, М. А. Ариарский обосновал модель профессиональной подготовки специалистов, призванных выявлять, удовлетворять и развивать духовные потребности разных групп населения, проектировать целевые культурные программы и технологии их реализации, владеть механизмами управления социально-культурной деятельности, стимулировать развитие социально-культурного творчества на основе интеграции традиционных и инновационных форм его организации.

Таким образом, заканчивая анализ наследия М. А. Ариарского в контексте реализации Национального проекта «Культура», необходимо отметить силу его научного предвидения и активной гражданской позиции. Идеи, научные положения, выводы Учёного в условиях достижения целей и задач федеральных проектов приобретают сегодня особое значение, поскольку:

• обосновывают механизм становления человека как субъекта культуры в условиях информационного общества;

• актуализируют общие проблемы культуры как явления духовной жизни и формирования человека как её носителя на этапе становления креативно-информационной цивилизации;

• доказывают необходимость тесной связи науки с решением задач государственной культурной политики и преодолением дискретности информационного пространства в процессе внедрения достижений науки в социально-культурную практику.

 
Примечания

1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология: [в 2 томах] / Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Санкт-Петербург : Концерт, 2012-. Том 1 : Методология и методика постижения культуры. 2012. 400 с.
2. Ариарский М. А. Педагогическая культурология: [в 2 томах] / Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Санкт-Петербург : Концерт, 2012-. Том 2 : Социально-культурная деятельность и технологии её организации. 2012. 448 с. : ил., табл.
3. Ариарский М. А. Педагогическая культурология как средство интеграции философской антропологии, культурологии и педагогики постижения культуры // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2013. № 2 (14). С. 4-16.
4. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. Санкт-Петербург, 2008. 792 с.
5. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России : сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции 24-25 января 2013 г. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2013. С. 8-15.
6. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/projects/ project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-kul-tura&category=culture
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р [Электронный ресурс] // Гарант. ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/
8. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https:// base.garant.ru/70828330/
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71837200/
10. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 - Социально-культурная деятельность / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва : МГУКИ, 2013. 455 с.
11. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2012. № 6 (50). С. 130-134.

Для цитирования: Ивлиева И. А., Полагутина Л. В. Педагогическая культурология М. А. Ариарского в контексте реализации Национального проекта «Культура» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 106-114.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.05.2019)
Просмотров: 123 | Теги: Культура, культурология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь