Вторник, 23.10.2018, 06:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Паралимпийский спорт: сущность, история и современное состояние

С.П.Евсеев
Департамент науки и образования Министерство спорта России (Москва, Россия)

Паралимпийский спорт: сущность, история и современное состояние

Аннотация. В статье рассматриваются история становления и перспективы развития паралимпийского спорта как социального явления; анализируются особенности адаптивного (паралимпийского) спорта с позиций идей олимпизма, основанных на правилах честной игры; приводятся факторы реабилитационно-социализирующего и воспитательного потенциала адаптивного спорта.

Ключевые слова: паралимпийский спорт, идеи олимпизма, адаптивная физическая культура, качество жизни, социальная адаптация и интеграция.

 

Паралимпийский спорт является важнейшим социальным феноменом современности, причем как в мировом, так и в национальном масштабах. Учитывая то, что в Российской Федерации это довольно молодой социальный институт, о содержании которого продолжаются дискуссии, имеются различные суждения, в данной публикации будут рассмотрены его сущность, история и современное состояние. Правильное понимание паралимпийского спорта позволит более эффективно развивать его в нашей стране, улучшит условия его внедрения в практику.

Разработка, внедрение и практическое использование образовательных стандартов по адаптивной физической культуре (начиная с 1997 года) знаменует собой начало нового этапа использование физических упражнений в работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, с учащимися и студентами специальных медицинских групп и другими категориями лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

В чем же сущность нового этапа?

Дело в том, что, в отличие от мировой практики, в Российской Федерации физические упражнения применительно к названной категории граждан использовались в подавляющем большинстве случаев в качестве средств и методов лечения и реабилитации.

Отлично зарекомендовавшая себя в нашей стране лечебная физическая культура (особенно в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов при восстановлении раненых солдат и офицеров) стала доминировать во всей системе работы с больными и, особенно инвалидами, предусматривающей использование средств и методов физической культуры и спорта.

Отдавая должное успехам лечебной физической культуры (ЛФК), развитие который проходило все-таки в рамках так называемый лечебно-госпитальной парадигмы системы здравоохранения, специалисты, развивающие теорию и методологию адаптивной физической культуры, адаптивного (в том числе паралимпийского) спорта (С. П. Евсеев, 1996, 2016; Л. В. Шапкова, 1998, 2000; С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, 2015, 2016 и др.), неоднократно подчеркивали необходимость ухода от узкой трактовки потенциала физической культуры и, особенно спорта (особенно паралимпийского), как средства формирования телесности и повышение эффективности функционирования «природного» (органического) тела человека. Тем более, что возможности физической культуры, спорта, адаптивного (включая паралимпийский) спорта как регуляторов процесса взаимодействия, взаимосвязи и взаимоотношений людей поистине неисчерпаемы.

Причем именно в процессе взаимодействия, взаимосвязи и взаимоотношений осуществляется удовлетворение материальных и духовных, личных и общественных потребностей людей в конкретных исторических условиях.

При этом оппоненты адаптивной физической культуры, паралимпийского спорта не в полной мере учитывают, что паталогические процессы, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма («природного» тела человека), а с другой, вызывают у него комплексы неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей личного достоинства, уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоизмом, а подчас и антисоциальными установками (В. А. Пономарчук, Ф. М. Ахмат Салих, 2011).

Поэтому сегодня речь должна идти не только о медико-биологической реабилитации средствами физической культуры и спорта, о содействии восстановлению и развитию физических возможностей инвалидов, о профилактике сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, возникающих в связи с вынужденной гиподинамией, но, прежде всего, об облегчении социальной адаптации и интеграции людей с инвалидностью в современное общество, повышении качества их жизни с опорой на потенциал адаптивной физической культуры и, особенно адаптивного спорта, как социальных институтов (С. П. Евсеев, 1998-2015; В. А. Пономарчук, Ф.М. Ахмат Салих, 2011 и др.).

В этой связи вполне убедительным является привлечение категории «качество жизни», широко используемой в мировой практике.

Качество жизни — разностороння целостная характеристика жизнедеятельности, включающая, прежде всего степень удовлетворенности конкретного человека осуществлением его жизненных планов и уровнем реализации его потребностей, которые соотносятся с ресурсами общества.

Понятно, что качество жизни определяется не столько патологией и медицинскими аспектами, сколько субъективным восприятием и самооценкой своего состояния, которые практически никогда не бывают одинаковыми даже при объективно равных отклонениях в состоянии здоровья. Другими словами, удовлетворенность качеством жизни определяется самооценкой и трактовкой своего состояния. Именно поэтому социальный аспект работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта объективного более важен, чем собственно медицинский, который безусловно необходимо учитывать в данной работе.

Продолжая логику изложения, обратимся к сущности и историческим аспектам спорта и адаптивного спорта, олимпийского и паралимпийского спорта.

Современный спорт — «это официально организованная и регулярно повторяющаяся, реализуемая в соответствии с принципом «честного соперничества», соревновательная — и самодостаточная в качестве таковой — деятельность, в пределах которой внутренняя диалектика человеческого существования представлена внешне-сюжетным образом, задана предельно концентрировано и определенно, что крайне остро ставит перед субъектом проблему полномасштабного деятельно-практического самоутверждения». (Н. Н. Визитей, В. Г. Манолаки, 2013, с. 66).

Полноценное самоутверждение в этом случае предполагает воссоздание жизни, где встречаются и противостоят друг другу важнейшие стремления и чувства человека (любовь и вражда, соучастие и индивидуализация) и где справедливость является итогом свершающихся событий.

Олимпизм — «это «философия жизни», предполагающая духовно-практическуюориентацию человека на максимально полное самоутверждение, связанное с обретением им в рамках активных действий, разворачивающихся во внешнем мире, статуса деятельного соучастника процессов и событий, которые составляют глубинную основу человеческого бытия, а именно — разделенность его на противоположные начала (любовь и вражда, соучастие и индивидуализация и т.п.) и активное сопряжение этих начал, то есть становление, предполагающее свершение истины и справедливости» (Н. Н. Визитей, В. Г. Манолаки, 2013, с. 66) .

Таким образом, олимпизм — это не только принцип, не только философия, в соответствии с которой строится какая-либо отдельная деятельность (в частности, исключительно спорт), это активная жизненная позиция человека, проявляющего себя в качестве рефлексивного и нравственного субъекта или, по-другому, — это базовый принцип самоутверждения человека в любом виде деятельности (Н. Н. Визитей, 2006, 2009; Н. Н. Визитей, В. Г. Манолаки, 2013). Какотмечает известный историк физической культуры и спорта Л. Кун: «Историки, философы, ораторы и драматурги считали главным показателем успеха в творчестве победу в «соревновании умов» на Олимпиаде» (Л. Кун, 1982, с. 70).

Олимпизм в спорте зримо воплощает позицию человеческого самоутверждения. Единство тела, воли и разума, о которых упоминает Олимпийская хартия при определении олимпизма, есть проявление и средство деятельности в процессе соревновательной практики.

При этом, как утверждают Н. Н. Визитей и В. Г. Манолаки: «В ликовании спортсмена-победителя вдохновенно и зримо ликует истина человеческого существования!» (Н. Н. Визитей, В. Г. Монолаки, 2013, с.66). Безусловно, философско-культурологические основы спорта и олимпизма и в, частности, идея человеческого самоутверждения, пронизывающая все стороны жизни и деятельности человека, огромный реабилитационный и социализирующий потенциал адаптивного спорта не могли быть не востребованы в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Базируясь на гуманистических идеалах, заложенных в олимпизме, паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское движения являются масштабными социальными явлениями настоящего времени. В них реализуется право каждой личности на занятия спортом, содействие развитию своих физических и моральных качеств, на участие в создании средствами спорта лучшего мира, без дискриминации по расовым, национальным, религиозным или политическим мотивам, на основе взаимопонимания, дружбы, солидарности, честной и равноправной борьбы.

Несмотря на то, что спорт инвалидов существует более 100 лет, его интенсивное развитие началось после Второй мировой войны, когда появилось огромное количество людей, получивших ранения и травмы, прежде всего опорно-двигательного аппарата. В поисках новых методов уменьшения последствий их неподвижности активизировалась идея спорта как важного средства комплексной реабилитации, социальной интеграции и повышения уровня качества жизни данной категории населения.

В настоящее время Международным олимпийским комитетом признаны Паралимпийские игры, Сурдлимпийские игры и Игры Специальных олимпиад, в названии которых отображено стремление ассоциировать свою деятельность с олимпийской, воплощать философские и культурные идеи спорта и олимпизма с учетом особенностей спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

Однако исторический анализ процесса становления идеологии паралимпийских игр показывает, что этот процесс прошел как минимум три этапа:
— адаптивный спорт рассматривался как обязательная часть комплексного лечения военнослужащих с повреждениями спинного мозга;
— далее адаптивный спорт стал рассматриваться как реабилитационный спорт, то есть как спорт, включающий в себя и элементы лечения (реабилитации) и элементы спорта как социального института;
— инвалидный спорт или адаптивный спорт как часть олимпийского движения инвалидов, как социальная практика, повышающая качества жизни инвалидов.

Начало первого этапа развития паралимпийского спорта обычно связывают с проведением в Сток-Мандевильском госпитале 28 июля 1948 г. под руководством доктора Людвига Гуттманна соревнований по стрельбе из лука среди инвалидов на колясках. Позже Людвиг Гуттманн писал, что организовывая эти соревновани, он в первую очередь имел целью физическое развитие и избавление больных от однообразной жизни в больнице. (Ю. А. Брискин, А. В. Передерий, 2010). Таким образом, лечебная физическая культура является первым, основополагающим этапом развития физкультурно- оздоровительного и спортивного движения инвалидов (Е. С. Ульрих, 1976; Б. В. Сермеев, 1976; В. И. Филатов, 1979; В. К. Добровольский, 1980 и др.) .

Начиная с 1960 года проводятся летние, а с 1976 года зимние Паралимпийские игры (хотя фактически в 1960 году проводились уже девятые — с 1948 года Сток-Мандевильские игры). Участниками первых игры были лица с поражениями спинного мозга, с 1972 года к ним подключились лица с поражением зрения, с 1976 года — с прочими повреждениями опорно-двигательного аппарата, с 1980 — лица с ампутациями и церебральными параличами и с 1992 — с интеллектуальными нарушениями. Таковы изменения общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: от отторжения и отстранение от соревнований до обеспечения равных возможностей и принятия личностно-ориентированной аксиологической концепции, в соответствии с которой они являются полноценными равноправными гражданами во всех сферах жизни, включая спорт.

Постепенный переход на третий этап развития паралимпийского спорта был обусловлен как спецификой, социальной сущностью самого спорта, так и происходящими процессами гуманизации общества, повсеместным внедрением идей олимпизма, основанных на правилах честной игры. Рассмотрим с этих позиций некоторые особенности адаптивного (паралимпийского) спорта.

1. Адаптивный спорт позволяет удовлетворить потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих возможностей, сопоставлении их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем (С. П. Евсеев, 2003, 2010) .

2. Положительное влияние занятия адаптивным спортом оказывают на воспитание психических качеств и способностей человека, его психической культуры в целом. Спортивная тренировка и соревнования выступают как «школа воли», «школа эмоций», «школа характера» (Л. П. Матвеев, 1991, 1997 и др.)

3. Адаптивный спорт играет выраженную роль в воспитании поведения, ориентированного на демократичные нормы и принципы, в формировании толерантности.

4. Говоря о людях с приобретенной инвалидностью и лицах с интеллектуальными нарушениями, более чем кто-либо нуждающихся в социализации, следует обратить особое внимание на возможности адаптивного спорта в развитии сознательной способности человека.

Состязательность или соревновательность являются важнейшим фактором самосознания (рефлексии), которые немыслимы без сопоставления человеком себя с другим человеком. Нельзя сказать о себе что-либо определенное, идентифицировать самого себя, не со- отнесся себя с иным субъектом, носителем такого же качества или такой же способности (Н. Н. Визитей, 2006, 2009). При этом человек с ограниченными возможностями здоровья, сопоставляясь с другим человеком, не может оставаться безразличным к развертыванию и, особенно к результату этого процесса. И процесс, и особенно результат всегда эмоционально переживаются, оцениваются, что усиливает эффект самопознания и самооценивания. Именно поэтому процессы социализации, связанные с формированием у лиц с ограниченными возможностями здоровья умений подчиняться общепринятым нормам поведения, с выполнением тех или иных социальных фикций и ролей, с овладением навыками социально-бытовой ориентировки, с обретением чувства собственного достоинства протекают во время занятий адаптивным спортом значительно более эффективно по сравнению с любыми упражнениями, искусственно моделирующими социальную среду.

5. Велика роль адаптивного спорта в формировании у занимающихся умений и навыков планирования различных мероприятий в тренировочной и соревновательной деятельности, перенос этих умений и навыков в жизнь. В спорте, включая адаптивный спорт, необходимо обучать занимающихся умениям формулировки целей, постановки задач, разумеется, с учетом способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно лиц с интеллектуальными нарушениями.

6. История спорта, в том числе адаптивного, дает немало ярких примеров нравственного поведения спортсменов в духе принципов честной игры. А это имеет неоценимое значение в деле воспитания детей и молодежи, формирования у них чувства «скромности победителя и достоинства побежденного».

Перечисление факторов реабилитационно-социализирующего и воспитательного потенциала адаптивного спорта можно было бы и продолжить, но, думается, и приведенных здесь достаточно, чтобы признать, огромные его возможности в этих видах деятельности. Таким образом, внедрение паралимпийского спорта в практику работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья будет способствовать их интеграции в общество, повышению уровня качества их жизни.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.02.2018)
Просмотров: 152 | Теги: паралимпийский спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь