Четверг, 23.11.2017, 14:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ

С.Н.Талызов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ

Рассматриваются основные аспекты применения оздоровительных технологий в вузе на примере дополнительных занятий по предмету «Физическая культура», в том числе их классификация и сущность, а также способ применения и действенность оздоровительных технологий на примере дополнительных занятий туризмом.

Ключевые слова: физическая культура, оздоровительные технологии, дополнительные занятия, оздоровление, двигательная активность, туризм.

 
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека всегда была одним из важнейших вопросов. Существует множество концепций «правильного» здорового образа жизни, тем не менее в условиях ухудшения экологической обстановки и состояния окружающей среды, современного уровня урбанизации и развития глобализации в различных сферах жизни человека актуальной проблемой остаётся здоровье подрастающего поколения [9]. Система обучения в вузе кардинально отличается от школьной, увеличивается объём и сложность новых знаний, повышаются требования к усвоению этих знаний и к применению их на практике. Также в этот период продолжаются процессы изменений в организме и полового созревания, что повышает напряжение механизмов адаптации студента к новым условиям. Во многих случаях двигательная активность значительно снижается и результатом является ухудшение здоровья.

Основной целью данной работы является изучение применения оздоровительных технологий на дополнительных занятиях физической культуры в вузе. Были выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы оздоровительных технологий на дополнительных занятиях физической культурой в вузе.

2. Проанализировать влияние оздоровительных технологий на дополнительных занятиях с учащимися вуза.

Предметом исследования является физическая культура, объект исследования — оздоровительные технологии, применяемые на дополнительных занятиях физической культурой. Поскольку основной задачей работы является описание и изучение оздоровительных технологий в вузе, ведущим методом, используемым в работе, методологической основой исследования стали анализ научной литературы, а также дедуктивный и структурно- функциональный методы.

Учитывая разное состояние здоровья людей и разные потребности, выделяют несколько двигательных режимов, среди которых называют и оздоровительный режим. Его применяют к здоровым людям и людям с ослабленным здоровьем, которым не требуются особые медицинские средства физического воспитания. Его главная задача — укрепить здоровье, устранить остаточные явления дефекта телосложения или перенесённого заболевания, а также повысить сопротивляемость организма неблагоприятным условиям окружающей среды [4].

Под оздоровительными технологиями понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья [1].

Стоит подчеркнуть, что оздоровление направлено именно на укрепление и сохранение здоровья, на повышение сопротивляемости организма, что снижает потребность в лечебных мероприятиях. При анализе литературы стало ясно, что термин «оздоровление» часто связывается с понятием о здоровом образе жизни, что вполне объяснимо — любое изменение в функциях организма требует изменения в образе жизни человека. В основе понятия «оздоровление» лежит не просто сохранение здоровья, а улучшение здоровья в целом и определённых функций организма в частности. Требуется реальное улучшение показателей здоровья, тогда и образ жизни человека можно назвать здоровым [2]. Важную роль здесь играет двигательная активность. Движение является биологической потребностью организма. Однако в современных условиях обучения невозможно обеспечить достаточное количество занятий физическими упражнениями — в среднем в вузах они проходят только дважды в неделю [3]. На законодательном уровне под физическим воспитанием принято считать процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [5].

В Челябинском государственном университете физическая культура является одной из обязательных дисциплин. Студенты 1-2-х курсов занимаются физической культурой в объёме 4 ч в неделю в рамках регламентированных занятий по учебному расписанию, что закреплено в учебном плане для всех направлений. На третьем курсе объём снижается до 2 ч в неделю.

Стоит заметить, что именно учебные занятия являются основой физического воспитания. Кроме того, предусматриваются внеучебные формы занятия:
- физические упражнения в режиме учебного дня — к примеру, утренняя зарядка;
- занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам, которые организованы профсоюзом, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом;
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (спортивные соревнования, физкультурные праздники) [6].

В Челябинском государственном университете важным средством физического воспитания студентов являются дополнительные курсы, проводимые в форме секционных занятий более чем по 20 видам спорта: лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, лыжная подготовка, шахматы, плавание и многие другие. Также у занимающихся есть возможность стать членами спортивных сборных команд ЧелГУ и выступать на различных соревнованиях [8]. Разумно используя и комбинируя различные формы занятий, можно обеспечить достаточный уровень двигательной активности учащихся.

В последние годы среди дополнительных занятий физической культурой всё большее развитие набирает туризм, который в ЧелГУ представлен туристско-спортивным центром «Саламандр». Туризм можно разделить на две основные группы: «активный» (он же оздоровительный) и «пассивный» туризм (когда турист путешествует в каком-либо транспортном средстве, такой туризм не связан с двигательной активностью) [7]. В оздоровительном туризме один из самых новых и интересных видов деятельности — это спортивное ориентирование. Для достижения цели необходимы не только дисциплинированность, самостоятельность и настойчивость, но и высокая физическая подготовка. Не обошло оно стороной и подрастающее поколение: всё больше школьников и студентов посещают соответствующие секции, участвуют в соревнованиях и развивают свои способности. Походы выходного дня, экспедиции и туристские соревнования, их организация и подготовка играют не менее важную роль, позволяя студентам проявить свои способности в качестве организаторов и их помощников, а не просто участников. Команда Челябинского государственного университета участвовала в крупных всероссийских соревнованиях, серьёзных походах и экспедициях. Только в 2013-2014 гг. проведено более 160 мероприятий, от муниципального до всероссийского уровня, и более 500 чел. приняли участие в спортивных походах.

Одним из важнейших навыков в туризме является ориентирование, но оно же и выделяется в отдельную дисциплину.

Ориентирование — уникальный вид спорта, который сочетает в себе высокий уровень умственных и физических нагрузок.

Кроме прямого влияния, полезны также и упражнения, которые выполняются в качестве подготовки организма. Они позволяют снизить нагрузку во время самого ориентирования и при этом укрепляют сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную систему. Более того, важен психологический аспект: находясь в подобной среде, студенты приобщаются к здоровому образу жизни.

Таким образом, в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на оздоровление, снимается эмоциональное напряжение, а также восстанавливаются силы организма. Подобные дополнительные занятия, предоставляющие студентам возможность заниматься интересующим видом спорта, обеспечивают процесс формирования у студентов системы знаний о здоровом образе жизни, о сохранении и укреплении своего здоровья, о способах регуляции роста и развития с помощью физических упражнений.

Список литературы

1. Андреева, Е. Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития / Е. Б. Андреева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. — 2006. — № 2 (13), вып. 2. — С. 120-124.
2. Букин, В. П. Здоровый образ жизни студенческой молодёжи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Изв. вузов. Поволж. регион. Обществ. науки. — 2011. — № 2. — С. 105-113.
3. Матузов, Л. Е. Теоретические основы самостоятельных занятий физкультурой / Л. Е. Матузов. — Уфа : Китап, 2013. — 104 с.
4. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2002. — 384 с.
5. Федеральный закон № 329-ФЭ от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
6. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. — М. : Гардарики, 2000. — 448 с.
7. Хидиров, А. Х. Туризм: классификация, формы и значение в физическом воспитании студентов / А. Х. Хидиров // Вестн. спортив. науки. — 2011. — № 5. — С. 51-54.
8. Спортивный клуб ЧелГУ [Электронный ресурс] // Сайт Челяб. гос. ун-та. — URL: http://www.csu.ru/ centers/physicalculturecenter/physicalculturecenter.aspx
9. Олейник, В. А. Физическая и умственная активность как неделимое целое продуктивности и здоровья студентов / В. А. Олейник, С. А. Ярушин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Все- рос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 2. — С. 35-40.

Для цитирования: Талызов, С. Т. Оздоровительные технологии проведения дополнительных занятий по предмету «Физическая культура» в вузе / С. Т. Талызов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 18-21.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (09.09.2017)
Просмотров: 43 | Теги: туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь