Пятница, 22.06.2018, 21:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Л.Е.Ходулова

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация. К сожалению, оздоровительному воздействию физической культуры уделяется мало внимания в детских спортивных организациях, очевидно, в результате того, что спортивная практика априори предполагает набор детей, способных выдержать большие нагрузки, что абсолютно не согласуется с состоянием здоровья подрастающего поколения. Это вызывает тревогу в обществе и дальнейшее решение данной проблемы.

В ходе реализации программы оздоровительной направленности на учебно- тренировочных занятиях по плаванию у детей младших классов использовали умеренность в объемах и интенсивности, плавность нагрузок, регулируемых не стандартными классическими интервалами времени и количеством повторений до утомления, а естественным состоянием утомления, индивидуально каждым ребенком в процессе занятий через его субъективное ощущение.

Ключевые слова: Здоровье, дети младших классов, учебно-тренировочные занятия по плаванию, Крайний Север.

 

Введение. Одной из важнейших проблем современного общества является существенное ухудшение состояния здоровья у детей младшего школьного возраста и постоянно снижающийся уровень их физических кондиций. Изучив теоретические основы и практику применения оздоровительной физической культуры на учебно-тренировочных занятиях по плаванию у детей младших
классов, проживающих в условиях Крайнего Севера, мы пришли к выводу, что данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнейшей научной разработки. Актуальность настоящего исследования вытекает из понимания высокой социальной значимости феномена «физическая культура», с одной стороны, и недостаточной эффективности методического обеспечения ее оздоровительного направления - с другой. Научная новизна заключается в пересмотре парадигмы всей учебно-тренировочной работы в спортивных группах по плаванию, ее не только организационных и научно обоснованных изменений в содержании и методике оздоровительной направленности. Современная система набора и сохранения детей в спортивных группах малоэффективна, не отражает насущной потребности общества в первом звене спортивной подготовки - в воспитании здоровых детей.

Суть проблемной ситуации состоит в том, что при наборе большого количества детей в спортивные группы изначально их ориентируют на высокий спортивный результат, понимая при этом, что не все дети одаренные в двигательных действиях.

В результате непосильных нагрузок и большого количества соревнований у детей падают мотивация и интерес к занятиям. Практика показывает, что из 200 занимающихся детей в спортивные группы в плавательном бассейне «Чолбон» в г. Якутске до 25% детей покидают спорт на первом году обучения, мотивируя это большими физическими нагрузками.

Цель исследования. Решение оздоровительных задач в учебно - тренировочном процессе.

Организация и методика исследования. На базе плавательного бассейна «Чолбон» проводился эксперимент. Для решения поставленных задач и оценки эффективности проводимых занятий по плаванию, обычно использовались методы исследования: антропометрические, физиологические и функциональные. Исследование состояло из двух этапов: предварительного и основного.

В обследовании участвовали: две группы по 15 детей младшего школьного возраста. Первая группа - контрольная, вторая - экспериментальная. В результате освоения базовых оздоровительных физических упражнений применили систему оценивания физических кондиций детей на основе индивидуального, персонального учета темпов их развития, направленную на осуществления количественной характеристики выполняемого упражнения, что позволяет сравнить качество выполнения. В данном случае качество выполнения упражнения оценивалось по 5-бальной шкале.

Следует обратить внимание на то, что контрольная группа также занималась плаванием. Количество занятий в неделю в группах было одинаковыми - по 3,5 ч., а результат оздоровительных воздействий значительно выше в экспериментальной группе.

Если в контрольной группе содержание занятий было направлено преимущественно на освоение технических элементов различных стилей и способов передвижения в водной среде и одновременно в повышении функциональных способностей организма до определенных нормативными требованиями программ спортивных групп уровней, что требует значительных объемов тренировочной нагрузки и соответствующей интенсивности занятий, то в экспериментальной группе акцентировалось внимание на оздоровительный эффект не столько классического плавания, сколько повышения двигательной активности детей в водной среде в виде подготовительных и подводящих движений, осуществляемых в игровой форме.

Методы обучения. Пользовались тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими. Использовались также сравнительный и соревновательный методы. Таким образом, для решения поставленных задач нами были использованы достаточные средства и методы развития (двигательных способностей), схема организации и методы оценки их эффективности.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели физического развития у мальчиков и девочек экспериментальной группы превышали аналогичные показатели контрольной, кроме показателя массы тела (диаг. 1). Вероятно, это объясняется тем, что масса тела, которая отражает степень развития костной и мышечной систем, обусловлена как генетически, так и фактором внешней среды, в том числе и физической нагрузкой.

Диаграмма 1

Темп прироста физического развития младших классов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) в эксперименте

Темпы прироста показателей физической подготовленности детей младших классов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) в эксперименте

Таблица
Частота острых респираторных заболеваний у детей младших классах в процессе эксперимента

Заключение. Проведенный эксперимент показал, что основные положения гипотезы, заложенные в настоящее исследование, нашли подтверждение в результатах экспериментальной работы. На это указывают фактические данные о количестве заболевших ОРЗ детей экспериментальной и контрольной групп за весь период эксперимента.

Таким образом, вектор учебно-методической работы всей системы спортивных групп необходимо направить на решение оздоровительных задач. Не следует ориентировать детей сразу на высокий спортивный результат. Необходимо дать им в большей степени общую физическую подготовку, укрепить их здоровье. Если ребенок не подходит для плавания, можно рекомендовать ему заняться видом спорта, к которому у него есть предрасположенность, тем самым решая социальные, экономические и воспитательные задачи.

Литература

1. Макаров Г. А. Спортивная медицина: учебник. М.: Советский спорт, 2004
2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений, 2-е изд., М.:АРКТИ, 2000
3. Усаков В.И. программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы. Омск, 2000
4. Шатилович А.Э., Пинегина А Э. Физическая культура в детском возрасте/Проблемы и пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях. Тюмень, 2003

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (26.04.2018)
Просмотров: 54 | Теги: Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь