Пятница, 09.12.2016, 10:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Оздоровительная физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни студентов

О.А.Чернов

Оздоровительная физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни студентов Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Студенчество, как самостоятельная социальная группа, всегда являлось объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодежи занимают ключевые позиции в связи с целым рядом факторов.

Исследователи Н.А. Агаджанян, М.Я. Виленский, А.Г.Щедрина отмечают, что «во-первых, молодежь - основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов, во-вторых, состояние молодежи сегодня - это общественное здоровье, здоровье нации через десять, двадцать, тридцать лет».

В процессе обучения в вузе возникает необходимость повышения уровня культуры здоровья будущих учителей с целью обеспечения условий для сохранения и развития здоровья подрастающего поколения. Следовательно, важнейшая часть профессиональной подготовки студентов заключается в развитии у них готовности к культурно-оздоровительному воспитанию школьников, которая проявляется в наличии системы качеств, состояний, мотивов культурно-оздоровительной деятельности, профессиональных знаний и умений.

Один из путей улучшения формирования здорового образа жизни студентов состоит в исследовании уровня их знаний по данной проблеме и оценка их отношения к ней. В этой связи большое значение приобретает исследование рассматриваемой проблемы.

Сама идея сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни не является новой. Основные фундаментальные вопросы данной проблемы раскрываются в исследованиях Н.М. Аммосова, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, В.П.Казначеева, Ю.П.Лисицына и др. В данных трудах дается представление о здоровье, здоровом образе жизни, раскрывается необходимость формирования здорового образа жизни молодежи.

Теоретические основы здорового образа жизни студентов сформулированы в работах Б.А. Ашмарина, М.Я., Виленского, Д.А. Изуткина и других ученых. По-разному трактуя подходы к решению этой проблемы исследователи в целом едины в понимании необходимости формирования здорового образа жизни студентов как фактора повышения эффективности профессиональной подготовки. Реализация названных задач в первую очередь зависит от того, как относятся будущие учителя физической культуры к здоровому образу жизни, насколько глубоко ими осознается важность и необходимость здорового образа жизни для профессионального становления перспективной педагогической деятельности.

Ведущим противоречием в этой области остается противоречие между постоянно возрастающими требованиями к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя физкультуры, как организатора здорового образа жизни в школе, с одной стороны, и современным состоянием воспитания студентов в вузах. Разрешение этого противоречия составляет суть проблемы исследования.

Эти аргументы обусловили актуальность темы данной работы: «Оздоровительная физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни студентов Института физической культуры и спорта Северо¬Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова».

Цель исследования - выявление динамики уровней знаний студентов по основным составляющим здорового образа жизни и изучение места и роли здорового образа жизни у молодежи.

В исследовании приняли участие студенты 1, 2 и 5 курсов Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета в возрасте от 17 до 25 лет в количестве 93 человек. Респодентам были предложены две анкеты.

Первая анкета должна была помочь выявить динамику уровня знаний студентов ИФКиС о здоровом образе жизни. Основным материалом для составления вопросов послужил рабочий учебник «Валеология» под редакцией Н.И. Лебедевой, разработанная кандидатом биологических наук Е.Н.Нестеровой и учебно-методическое пособие «Основы превентивной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (профилактика злоупотребления психоактивными веществами) Никулиной О.А.

Были продуманы по 10-17 вопросов по следующим разделам:
 Общее понятие о здоровье
 Организм человека как единая биологическая система
 Психика и здоровье
 Питание и здоровье
 Физическая культура и здоровье
 Сексуальная культура и здоровье
 Профилактика венерических заболеваний
 Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании
 Закаливание и здоровье
 Личная гигиена и здоровье

Всего предложено 124 вопроса. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты и обвести кружочком или подчеркнуть правильные, на их взгляд, ответы.

Для изучения места и роли здорового образа жизни у студентов мы использовали анкеты из вышеуказанных источников. Первая часть включала 7 вопросов и называется «Оцените, насколько правильный образ жизни вы ведете, какие аспекты вашего поведения нуждаются в корректировке». Во второй части анкеты, которая состоит из 12 вопросов, мы предложили оценить уровень эмоционального благополучия; третья часть анкеты дает возможность оценить физическую форму респодентов и содержит 11 вопросов; четвертая часть оценивает пристрастие к табаку, состоит из трех пунктов; пятая - определяет отношение к алкоголю, включает 19 вопросов; шестая часть анкеты позволяет определить, соблюдают ли испытуемые меры профилактики инфекционных заболеваний (9 вопросов). В каждой части анкеты дается интерпретация результатов, которая поможет оценить отношение респодента к здоровому образу жизни.

Проведенная исследовательская работа позволяет сделать вывод, что уровень знаний студентов влияет на отношение к здоровому образу жизни. Первокурсники, имеющие очень низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, соответственно относятся к своему здоровью. Они не знают и не умеют придерживаться норм ведения здорового образа жизни. У студентов старших курсов, получивших в годы обучения в институте знания о здоровом образе жизни, более сформированное отношение к здоровому образу жизни.

Несмотря на то, что студенты Института физической культуры и спорта владеют достаточными навыками ведения здорового образа жизни, уровень развития положительного отношения к данному образу жизни недостаточен. Поэтому при работе важно уметь не только объяснить молодым людям, что истинное, центральное значение здорового образа жизни состоит именно в образе жизни, который способствует укреплению здоровья, профилактике болезней и несчастных случаев, но также воспитать у юношей и девушек правильное восприятие здорового образа жизни.

Годы обучения в вузе должны дать возможность студентам сохранить и укрепить свое здоровье, сформировать навыки и привычки здорового образа жизни, повысить их валеологическую культуру. Учеба в вузе требует хорошего здоровья - физического и психологического. Студенты должны выполнять требования студенческой жизни, овладевать знаниями, при этом сохраняя здоровье. Воспитание этих качеств необходимо с молодого возраста. Многие болезни человека из-за неправильного образа жизни.

Таким образом, при педагогической работе важно уметь не только объяснить молодым людям, что истинное, центральное значение здорового образа жизни состоит именно в образе жизни, который способствует укреплению здоровья, профилактике болезней и несчастных случаев, но также воспитать у юношей и девушек правильное восприятие здорового образа жизни, умение грамотно использовать разнообразные услуги оздоровительного сервиса.

В связи с этим создание оздоровительных программ по здоровому образу жизни для вузов на сегодняшний день является насущной необходимостью, так как они несут в себе не только оздоровительный физический, но и духовный компонент, помогут студенту стать творцом собственного здоровья. Будущий специалист, особенно педагог, учитель физического воспитания, должен владеть принципами здорового образа жизни, иметь твердую убежденность в практической их реализации в учебно- воспитательном процессе школ и гимназий.

Литература

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 1998.
2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Наука, 2002.
4. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения. - М.: Медицина, 1977. - 232 с.
5. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М., 1986. - 192 с.
6. Никулина О.А. Основы превентивной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (профилактика злоупотребления психоактивными веществами): Учебно-методическое
пособие / Под общей редакцией проф. Евсеева С.П.. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2008. - 82 с.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 44 | Теги: Оздоровительная физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016