Пятница, 09.12.2016, 10:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Сельское и приусадебное хозяйство

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА


Р.В. БЛИННИКОВ


Блинников Р.В., соискатель кафедры аграрного и земельного права МГЮА.


За правонарушения в сфере пользования землями лесного фонда законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды ответственности.

Согласно ст. 110 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О других видах ответственности в Лесном кодексе ничего не говорится. Однако к правонарушениям, связанным с пользованием землями лесного фонда, применимы также нормы земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Помимо административной и уголовной ответственности, лица, виновные в совершении земельных правонарушений (ст. 74 ЗК РФ), могут нести также дисциплинарную ответственность (ст. 75 ЗК РФ). Согласно ст. 75 ЗК РФ должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Земельный кодекс РФ предусматривает гражданско-правовую ответственность физических и юридических лиц за правонарушения в сфере пользования лесными землями, устанавливая обязанность возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями. Согласно п. 1 ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. ЗК РФ также обязывает лиц, самовольно занявших земельные участки, возвратить их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (п. 2 ст. 76). Соответствующая норма содержится и в Лесном кодексе (ч. 3 ст. 110 ЛК РФ), но ее действие почему-то распространено лишь на лиц, привлеченных к административной или уголовной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда. На наш взгляд, такая формулировка неправомерно сужает круг субъектов данной обязанности. Выходит, что лицо, самовольно занявшее участок земли лесного фонда, но почему-либо не привлеченное к уголовной или административной ответственности, вправе продолжать пользоваться данным участком.

Это тем более подтверждает необходимость применения к правонарушениям, связанным с использованием земель лесного фонда, норм земельного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" <1> в ст. 75 также предусматривает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // РГ. 2002. 12 янв.; СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.


Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц. При этом лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки.

Статья 111 ЛК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 112 ЛК РФ объявляет недействительными сделки, совершенные с нарушением лесного законодательства Российской Федерации.

Административная ответственность за правонарушения, связанные с пользованием землями лесного фонда, предусмотрена целым рядом статей КоАП РФ <2>. Из них два правонарушения (самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, - ст. 7.9 КоАП РФ и самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом - ст. 7.10 КоАП РФ) относятся к административным правонарушениям в области охраны собственности. Объектом этих правонарушений являются право собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом. В качестве субъектов правонарушения выступают лесопользователи - граждане и юридические лица или должностные лица, которые были обязаны обеспечивать исполнение установленных правил. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно, если его субъектом является физическое лицо.

--------------------------------

<2> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция) // РГ. 2001. 31 дек.; СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.


Заметим, что в действующем КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица: согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, условия наступления административной ответственности для физических и юридических лиц различны: для физического лица она наступает при условии нарушения им норм, установленных любыми законами Российской Федерации или субъектов Федерации (условие противоправности); что же касается юридического лица, то для него административная ответственность может наступить только в том случае, если это прямо предусмотрено в конкретном составе КоАП.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, выражается в совершении активных противоправных действий, направленных на нарушение установленных требований к пользованию лесным фондом, т.е. занятие участка лесного фонда без договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора концессии, лесорубочного билета, ордера или лесного билета; использование лесных участков без специального разрешения для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 7.10, составляют действия по самовольной, т.е. без надлежащего оформления, переуступке права пользователя другому лицу. Так, ст. 24 ЛК РФ устанавливается, что переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет. Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане и юридические лица - пользователи землей, недрами, участками лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, водными объектами.

Остальные правонарушения, связанные с пользованием землями лесного фонда, относятся к административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Глава 8 КоАП РФ предусматривает 18 составов таких правонарушений. Это такие правонарушения, как:

- невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ);

- использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8 КоАП РФ);

- нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24 КоАП РФ);

- нарушение правил лесопользования (ст. 8.25 КоАП РФ);

- нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26 КоАП РФ);

- нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27 КоАП РФ);

- незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (8.28 КоАП РФ);

- уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП РФ);

- уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30 КоАП РФ);

- нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ);

- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ);

- нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33 КоАП РФ);

- нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34 КоАП РФ);

- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП РФ);

- нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36 КоАП РФ);

- нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37 КоАП РФ);

- нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38 КоАП РФ);

- нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ).

Объектом всех этих правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения охраны леса как одного из важнейших элементов окружающей среды и лесопользования как одной из форм природопользования. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Их субъектами являются граждане, должностные и юридические лица.

Уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за правонарушения, связанные с использованием земель лесного фонда.

Статья 170 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Данное преступление отнесено к преступлениям в сфере экономической деятельности, оно посягает на отношение государственной собственности на земли лесного фонда. Объективная сторона преступления связана с совершением хотя бы одного из трех указанных в ст. 170 УК действий: регистрация заведомо незаконных сделок с землей (например, такой заведомо незаконной сделкой может являться продажа участка лесного фонда); искажение учетных данных Государственного земельного кадастра (например, произвольное изменение категории защитности участка); умышленное занижение размеров платежей за землю (например, по договору аренды). Субъектом преступления является должностное лицо, наделенное полномочиями по исполнению законов и иных нормативных актов, регистрирующих земельные отношения и вопросы платежей за землю. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом по мотивам корыстной или личной заинтересованности должностного лица, использующего свое служебное положение.

Статья 260 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников. Данное преступление, если оно совершено на земле лесного фонда, посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности на землях лесного фонда. Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 <3>, под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации <4>, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (абз. 2 п. 11 Постановления). Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества (абз. 4 п. 11 Постановления).

--------------------------------

<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" // РГ. 1998. 24 нояб.; Финансовая Россия. 1998. 26 ноября - 2 декабря. N 44; Экспресс-Закон. 1999. N 9.

<4> Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" (с изм. от 24 сентября 2002 г.) // РГ. 1998. 17 июня; СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553.


В характеристике объективной стороны данного преступления являются существенными такие признаки, как незаконная порубка либо повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп или которые запрещены к порубке вообще. При этом имеются в виду деревья, кустарники, лианы, находящиеся в естественном природном состоянии. Порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах квалифицируется как хищение, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции <5>.

--------------------------------

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2005 (издание пятое, дополненное и исправленное).


<5> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-М, 2001. С. 492.


Незаконной порубкой признается отделение дерева и кустарника от корня любым способом, т.е. не только собственно путем срубания, но также путем спиливания, корчевания и т.п. без разрешения. Право на порубку дает лесорубочный билет (ст. 42 ЛК). Незаконной признается порубка хотя и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Данное преступление признается оконченным с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере. При этом под размером имеется в виду размер порубки либо повреждения растительности, а не размер вреда, причиненного природной среде, животному миру и лесному хозяйству в целом. Согласно примечанию к ст. 260 УК РФ значительным размером признается исчисленный в установленном порядке ущерб, в 20 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

Размер порубки исчисляется с учетом минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню <6>. Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 <7>, рассматривая дела, связанные с нарушениями экологического законодательства, судам при определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" // РГ. 2001. 20 марта; СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 958.

<7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" // РГ. 1998. 24 нояб.; Финансовая Россия. 1998. 26 ноября - 2 декабря. N 44; Экспресс-Закон. 1999. N 9.


Субъективную сторону данного преступления составляет прямой умысел. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют. Субъектами преступления являются лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260 УК), и любое другое лицо. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. В квалифицированном составе преступления (ч. 2 ст. 260 УК) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом или производящих какие-либо работы.

Гражданско-правовая ответственность при нарушениях законодательства, регулирующего пользование землями лесного фонда, связана с возмещением вреда, причиненного правонарушением. Согласно ст. 111 ЛК РФ граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Кроме того, лицо, право которого нарушено, вправе требовать от нарушителя возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Данные положения в полной мере распространяются на правонарушения, связанные с использованием земель лесного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 2 ст. 78 данного Закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Часть 3 ст. 78 устанавливает срок предъявления исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в 20 лет.

Ущерб, причиненный при рубках главного пользования, рубках промежуточного пользования, прочих рубках, рубках леса при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные в целях, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, при строительстве объектов и производстве на участках лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, возмещается в форме неустоек. Эти неустойки, как правило, определяются в размере, кратном ставке лесных податей, либо в размере, кратном стоимости создания и выращивания лесных культур; работ по очистке мест рубок, работ по восстановлению уничтоженных или поврежденных водоемов, рек, ручьев и т.п. либо иных объектов; работ по приведению участков лесного фонда в состояние, пригодное для использования, и т.д. Размеры неустоек определяются согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 <8>.

--------------------------------

<8> Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" (с изм. от 24 сентября 2002 г.) // РГ. 1998. 17 июня; СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553.


Кроме того, по ряду правонарушений ущерб возмещается по таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству. В основе таксового определения размера ущерба лежит принцип учета характера допущенных нарушений законодательства о лесах, размера, количества уничтоженных или поврежденных деревьев и кустарников и группы лесов, где совершено правонарушение. Действующие в настоящее время таксы утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации" <9>.

--------------------------------

<9> Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации" // РГ. 2001. 9 июня; СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236.


На практике большая часть проблем, связанных с применением норм действующего законодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями, связанными с использованием лесных земель, вытекает из сложности получения объективных стоимостных характеристик ущерба для исчисления и обоснования размера компенсации <10>. Исследованию вопросов экономической оценки природных ресурсов посвящено много работ отечественных специалистов. При этом надо заметить, что теория экономической оценки природных ресурсов первоначально разрабатывалась для оценки земли в сельском хозяйстве, а затем была распространена на оценку и других природных ресурсов, в том числе лесных, органически связанных с лесными землями. Из методов, основанных на стоимостной оценке, в судебно-арбитражной практике применяется чаще всего оценка по таксам (или цене леса на корню). Между тем в современной науке лесоводства специалистами разработаны и другие методы, позволяющие более точно оценить размер как реального причиненного ущерба, так и недополученной выгоды. Это, в частности, расчет по восстановительной стоимости, по фактическим издержкам лесовыращивания (затратно-компенсационный метод), по макроренте, по положению, по замыкающим затратам, по потребительной стоимости и др. Оценка участков лесного фонда при исчислении реального ущерба, упущенной выгоды, а также потерь лесохозяйственного производства при негативных антропогенных факторах предполагает классификацию земель лесного фонда по их производительности <11>. При этом величина оценки должна быть связана с характеристиками произрастающих на участке лесного фонда насаждений, таких как класс бонитета, полнота, возраст насаждений, а также учитывать экономические оценки отдельных видов лесных ресурсов, в том числе не только древесного запаса, но также ресурсов побочного пользования, а также средозащитных функций леса. Однако объективная экономическая оценка этих ресурсов в настоящее время затруднена, а порой невозможна. Как отмечают специалисты, для возникновения возможности применения такой оценки необходимы такие факторы, как: наличие такой степени контроля за лесными ресурсами, которая исключала бы возможность бесплатного пользования ими; введение нормативного потребления ресурсов на основании достоверных методов их количественной и качественной оценки; согласие населения платить за пользование лесными ресурсами, что в условиях низких доходов населения является весьма проблематичным <12>. В основе данного подхода, как нам представляется, лежит гипертрофирование принципа платности лесопользования. Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, что предполагает возможность пользования природными богатствами в тех разумных пределах, которые ограничены положением ст. 58 Конституции РФ, устанавливающей обязанность сохранения природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам.

--------------------------------

<10> См.: Руссова И.Г. Определение размеров компенсации за повреждение (уничтожение) лесных ресурсов под влиянием антропогенных факторов // Лесохозяйственная информация: Сборник научно-технической информации по лесному хозяйству. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, 2003. N 1. С. 3.

<11> См.: Галако В.А. Методы анализа состояния лесных экосистем для обоснования оценки ущерба в связи с изменяющейся экологической ситуацией // Формирование лесного кадастра, системы плат за лесопользование и аренда лесов Урала. Екатеринбург, 1996. С. 48.

<12> См.: Петров А.П., Мамаев Б.М. и др. Государственное управление лесным хозяйством. М.: ВНИИЦлесресурс, 1997. С. 295.


Таким образом, проблема исчисления ущерба, причиненного правонарушениями в сфере использования земель лесного фонда, включает целый ряд аспектов, как правовых, так и специально-экономических. Ее решение требует комплексного подхода, разработка которого составляет одну из важнейших перспектив дальнейшего исследования правового режима земель лесного фонда Российской Федерации.

Категория: Сельское и приусадебное хозяйство | Добавил: x5443x (30.03.2016)
Просмотров: 203 | Теги: землепользование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016