Суббота, 23.03.2019, 09:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Белевский И.Ю., Храмов В.В.

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема отношений учащихся к занятиял! легкой атлетике. Основное содержание исследования составляет анализ результатов анкетирования у респондентов, а так же анализированние результатов и формулирование основных выводов и результатов исследования. В заключение представляется способы решение данной проблемы и способы вовлечение учащихся к занятиял/ легкой атлетике

Ключевые слова: Легкая атлетика, школа, этап, олимпийские игры, секции.

 

Актуальность. Легкая атлетика - наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Занятия легкой атлетикой способствуют равномерному развитию мышц, тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат, повышают обмен веществ, способствуют закаливанию организма. Оздоровительное значение занятий легкой атлетикой усиливается тем, что они большей частью проводятся на открытом воздухе [1].

При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность - естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиямс [2].

Сейчас наблюдается тенденция уменьшения количества занимающих данным видом спорта, обусловленная тем, что учащиеся не хотят заниматься легкой атлетикой. Эти тенденции подкрепляются недостаточностью тренировочной базы, слабым оснащением занятий инвентарем, общим снижением физического здоровья и выносливости школьников. Детские школы пустуют, как и стадионы, учащиеся не хотят заниматься легкой атлетикой и на уроках физической культуры. Но следует учесть тот факт, что легкая атлетика развивает буквально все спортивные качества человека [3].

В настоящее время фиксируется тревожная тенденция снижения заинтересованности молодежи в систематических занятиях физическими упражнениями. Опыт практики показывает, что школьники не всегда мотивированы на уроках физической культуры, связанных с изучением легкой атлетики. Это указывает на необходимость поиска способов повышения физкультурной активности, в структуре которой важное место занимают мотивационно-ценностные аспекты. Изложенное определено в качестве актуальности настоящего исследования [4].

Цель настоящего исследования - оценить факторы, оказывающие влияние отношение детей к занятиям легкой атлетикой.

Исследование проводилось в ходе последовательной реализации следующих этапов.

1 этап заключался в сборе информации по теме исследования, изучении литературных и интернет источников, подготовке иллюстрированных презентаций.

2 этап заключался в организации и проведении социологического исследования.

В качестве основного метода исследования определен анкетный опрос.

Анкета состояла из 10 вопросов, целью анкетирования было выяснение мотивов, определяющих отношение школьников к легкой атлетике и отдельным ее видам, отношение родителей к занятиям этим видом спорта их детьми, выявление качеств, формирующихся у школьников посредством занятий различными видами легкой атлетикой, а также выявление факторов, стимулирующих интерес школьников к легкоатлетическим занятиям. В исследовании приняли участие 61 учащийся 8-х классов общеобразовательной школы. Результаты такого локального исследования не могут отражать положение дел по развитию легкой атлетики в школах республики, однако полученные данные дают возможность проанализировать состояние такой работы в отдельно взятой школе, не связанной со спортивной специализацией. Полученные данный позволят сопоставить возрастные приоритеты школьников, сформулировать практические рекомендации для организации секционной и факультативной работы с обучающимися общеобразовательных учреждений.

3 этап заключался в обработке результатов анкетирования, формулирования основных выводов и результатов исследования.

Результаты исследования. Обработка данных анкетного опроса позволила получить первичные данные, характеризующие отношение учащихся к занятиям различными видами спорта. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1- рейтинг, отражающий предпочтения учащихся в различных видах спорта

Установлено, что самый популярный вид спорт у респондентов оказался футбол, что довольно объяснимо, так как футбол является спортом номер один в мире. Далее идет плаванье и это обусловлено тем, что в Белорусское плаванье сейчасна подъеме, добивается больших высот на чемпионатах мира и Европы. В частности ярким примером является звезда белорусского плавания Александра Герасименя, она проводит мастер класс, организовывает различные соревнования «Золотая рыбка».

Предпоследние место в этой таблице с сожалению занимает легкая атлетика. Но в последние время в стране наблюдается активное пропаганда здорового образа жизни как раз через элементы легкой атлетики, проводятся «Марафоны здоровья», «300 талантов Беларуси», «Школьная Альмиада».

Одним из наиболее информативных, по нашему мнению, показателей, характеризующий отношение школьников к легкой атлетике является участие в секционной работе. Оказалось, что лишь 10% от всех опрошенных посещают секционные занятия по легкой атлетике. Считаем, что данный показатель очень низок, ведь легкая атлетика очень массово представленная в круглогодичной спартакиаде и приносит очень много очков школе.

Последующий вопрос был ориентирован на изучения нравится ли им занятие легкой атлетикой.

Респонденты ответили следующим образом: да 29 человек, нет 25 человек, пока затрудняюсь ответить 7 человек.

Анализ изучения отношения родителей школьников к занятиям лёгкой атлетикой, по мнению учащихся.

Приветствуют - 40 %, не приветствуют -20 %, равнодушно -40%.

Результаты показывают, что в основном родители приветствует и относится равнодушно к занятиям к легкой атлетикой.

Результаты анкетирования какой вид легкой атлетики нравится учащимся больше всего на Олимпийских играх отражены в таблице 2.

Таблица 2 - какой вид легкой атлетики вам больше всего нравится на Олимпийских играх (в процентах)

Выяснилось, что 23% учащихся не смотрят вообще Олимпийские игры, а видам на первое место поставили метание-это обуславливается тем что в последние время на Олимпийских играх от белорусских легко атлетов взяли большинство медалей именно метатели, на второе спринт, длина, многоборье. Самым не популярным оказались прыжки высоту

Были изучены причины, почему дети не желают заниматься лёгкой атлетикой.

Результаты представлены в таблице 3

Таблица 3 - причины, по которым ты не желаешь заниматься атлетикой (по мнению школьников) (в процентах)

Основная масса опрошенных указала, что занимается другими видами спорта. На втором месте ответы о том, что испытывают сложности в выполнении легкоатлетических упражнений. На третьем месте ответы, что нет секций по месту жительства. Остальные указали, что занятия легкой атлетикой не интересные и скучные, что запрещают родители.

Были изучены ответы учеников, что для них урок физической культуры в целом как спорт, (см. таблица 4)

Таблица 4 - занятия спортом в твоей жизни урок физической

На первое место респонденты поставили посещение спортивных секций. На второе место поставили самостоятельное занятие, с друзьями, родителями. На треть - посещение спортивных кружков в школе. И на четвертое -посещение факультативных занятий.

Заключение. Среди факторов, влияющих на интерес школьников к лёгкой атлетике, необходимо назвать:

Лёгкая атлетика - это один из ведущих видов спорта, интерес с которому поддерживается не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочное время. Мероприятия легкоатлетической программы широко освещаются в средствах массовой информации;

Лёгкая атлетика - олимпийский вид спорта, популярность которого в мире постоянно растет;
занятия лёгкой атлетикой способствуют формированию хорошей физической формы, формируют другие качества, необходимые для жизнедеятельности человека;

у занимающихся легкой атлетикой в силу ее массового распространения и проведения большого количества соревнований есть возможность побывать в других городах и странах, получить возможность дополнительных знаний, получить стимул для изучения иностранных языков, что, в свою очередь, обеспечивает интересную и разнообразную жизнь человека.

Однако наряду с положительными факторами, проведённое исследование показало, что занятия лёгкой атлетикой среди школьников недостаточно популярны, особенно среди девочек старших классов. Главная причина этого - слабая информация о пользе занятий лёгкой атлетикой, недостаточная заинтересованность родителей, недостаточная база для занятий в школе.

Так же не все преподаватели могут показать все базу, легко атлетический упражнений который не обходимо, что бы ученик правильно освоил материал (в помощь есть электронные учебники)

Анкетирование показало, что редко используются соревновательные мероприятия в школе между классами и школами, а так же организовано недостаточно секций по месту жительства.

Исследование показало, что в современной общеобразовательной школе не используются все резервы для вовлечения детей к занятиям лёгкой атлетикой, а так же имеются ещё проблемы в пропаганде этого вида спорта как среди учащихся, так и среди их родителей.

Для вовлечения школьников в регулярные занятия легкой атлетикой недостаточно широко используется потенциал, предоставляемый современными информационными технологиями. На занятиях в общеобразовательных школах практически не используются компьютерные игры, компьютер как средство информации, агитации и рекламы.

Литература

1. Жилкин А. И. Легкая атлетика: Учеб. пособие / А. И. Жилкин, B.C. Кузьмин, Е.В.Сидорчук. - М., 2003. - 464 с
2. Никуленко, Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т.Г. Никалуенко - М.: Высшее образование, 2007. - 62 с.
3. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для отделений физ. воспит. пед. Училищ / Под ред. Б. М. Шияна // - М.: Просвещение - 2008 - 235 с.
4. Тер-Ованесян, А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка) / А. А. Тер-Ованесян - М.: ФиС - 2007 - 208 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.01.2019)
Просмотров: 29 | Теги: легкая атлетика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь