Воскресенье, 04.12.2016, 00:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Э.Ю.Балаян
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Посвящена конституционно-правовому исследованию основополагающего права каждого на благоприятную окружающую среду в современном российском государстве. Отмечается, что возможность реализации данного права означает пользование благоприятным состоянием окружающей среды, проживание в здоровой среде, не угрожающей жизни и здоровью человека; способствует полноценному и свободному развитию личности и выступает обязательной составляющей права на достойный уровень жизни.

Ключевые слова: конституционные экологические права; право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

В Конституции РФ закреплены следующие самостоятельные экологические права, которые в совокупности составляют конституционно-правовое содержание права на благоприятную окружающую среду: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (право на возмещение экологического вреда). На современном этапе право на благоприятную окружающую среду выступает как важнейшая конституционная ценность.

Конституция РФ в ст. 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Признав право на благоприятную окружающую среду, российское государство сделало первый шаг в направлении создания правового и социального государства, подтвердило намерение построить его. Признание данного права также стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру, способствует вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое пространство [6, с. 31-34].

Из содержания ст. 42 Конституции РФ можно сделать вывод о конституционном закреплении следующих самостоятельных экологических прав:
- права на благоприятную окружающую среду;
- права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- права на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (права на возмещение экологического вреда).

В совокупности они составляют конституционно-правовое содержание права на благоприятную окружающую среду, которое конкретизируется в отраслевом законодательстве.

Следует отметить, что в научной литературе часто употребляются термины «конституционные экологические права», «экологические права», «другие экологические права граждан, предусмотренные Конституцией РФ и иными законами». Такой разброс точек зрения в отношении указанных категорий демонстрирует, по нашему мнению, отсутствие единого и непротиворечивого их толкования не только в нормативных источниках, но и в доктрине.

Как отмечает М.И. Васильева, в настоящее время наибольшее распространение для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природоресурсовых отношениях получила использование категории «экологические права». По мнению автора, термин «экологические права» применяется в качестве собирательного наименования для всех тех полномочий граждан и общественных объединений, которые закреплены в законах «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и целом ряде других нормативных актов.

В своё время В.В. Петров писал, что «современный взгляд на экологические права человека должен учитывать три аспекта его прав, связанных с окружающей средой. Первый аспект - право человека на благоприятную для жизни окружающую природную среду. Второй аспект - право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Третий - право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды» [7, с. 12]. При этом автор утверждает, что экологические права - выражение скорее обиходное, нежели научное.

М.И. Васильева, исходя из анализа субъектов экологических прав, отмечает, что представляется более корректным говорить об экологических правах именно в контексте права граждан на благоприятную окружающую среду, включая в них все те обширные полномочия общественности (граждан, их объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией основополагающего конституционного права.

Другой известный учёный - М.М. Бринчук - под экологическими правами человека понимает призванные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. Аналогичное понимание экологических прав демонстрируют Э.Ю. Исмаилова, Ю.В. Трунцевский, Н.Е. Савич и др.
Ознакомившись с разными суждениями относительно понятия экологических прав, предполагаем, что следует начать с разграничения таких категорий, как «конституционные экологические права» и «экологические права».

В первом случае речь идёт только об экологических правах, закреплённых в самой Конституции, которые следует понимать в узком и широком смысле.

В узком понимании конституционные экологические права включают право на благоприятную окружающую среду, права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением (ст. 24) [1]. В широком смысле к указанным правам примыкают закреплённые в Конституции РФ право частной собственности на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9 Конституции) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37), право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41).

Необходимо отметить, что основной закон российского государства устанавливает целый ряд прав и свобод, которые дополняют указанные права человека.

Под экологическими правами (в их отличии от категории конституционных экологических прав) следует понимать права личности, закреплённые в отраслевом законодательстве, направленные на удовлетворение его экологических интересов и потребностей, гарантированные нормами национального и международного права.

Существует и комплекс конституционных прав, не являющихся экологическими, но направленных на их обеспечение и защиту. Это право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ст. 24), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4, ст. 29), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30) и многие другие конституционные права [1].

Не менее важным вопросом является и классификация экологических прав. В литературе высказывается мнение, что в системе экологических прав следует выделять:
- фундаментальное экологическое право - право на благоприятную окружающую среду;
- иные экологические права, которые служат одновременно гарантиями реализации и защиты фундаментального экологического права;
- смежные экологические права, а также конституционные и другие права, смежные с экологическими правами. При этом основополагающим, базовым в такой структуре выделяется право на благоприятную окружающую среду [8].

По мнению М.М. Бринчука, следует выделять группы экологических прав по содержанию:
1) права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счёт ресурсов природы. К ним относят право на благоприятную окружающую среду и право на природопользование, право на благоприятную среду обитания (ст. 8) [4] и на благоприятную среду жизнедеятельности [3];
2) права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды (ст. 41) [1], на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ч. 3, ст. 37) [1], а также на радиационную безопасность [5];
3) права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К этой группе прав относятся права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и т.д.;
4) право собственности на проблемные ресурсы;
5) экологические права будущих поколений.

Экологические права будущих поколений вообще выделяются по признаку адресата данного права. На наш взгляд, в данной классификации эти права не могут выделяться в качестве отдельной группы или вида, поскольку могут быть направлены на удовлетворение всех трёх потребностей, названных ранее. Например, экологические права будущих поколений могут предполагать сохранение жизненно важных ресурсов хозяйственной деятельности за счёт разумного, экономичного их использования настоящим поколением. Также указанные права могут касаться сохранения качества окружающей среды в интересах будущего поколения.

В рамках данной работы следует уделить внимание и другому вопросу. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» демонстрирует широкое понимание термина «окружающая среда», включая в его содержание природные компоненты. Вместе с тем представляется верным при обозначении системы экологических прав человека разграничение собственно экологических прав и прав в сфере использования отдельных видов природных ресурсов (права природопользования). В этом смысле весьма примечательно разграничение понятий «природный объект» и «природный ресурс», которое на законодательном уровне содержится в ст. 1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [3]. Согласно данной статье природный объект представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природными ресурсами выступают те компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Касаясь данного разграничения, нельзя не отметить, что одни и те же компоненты окружающей среды могут выступать как в виде природного объекта, так и в качестве природного ресурса (земля, леса, водные объекты и т.д.). Соответственно в отношении морфологически одного и того же объекта могут складываться разнородные общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права и законодательства (не случайно в качестве критериев разграничения отраслей права выступает не объект, а предмет правового регулирования).

На современном этапе право на благоприятную окружающую среду выступает как важнейшая конституционная ценность. Возможность реализации данного права означает пользование благоприятным состоянием окружающей среды, проживание в здоровой среде, не угрожающей его жизни и здоровью, способствует полноценному и свободному развитию личности. Благоприятное состояние окружающей среды выступает обязательной составляющей права на достойный уровень жизни.

Реализация конституционных экологических прав способствует решению таких важнейших задач, как обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, информационное обеспечение экологической деятельности; защита прав людей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; усиление ответственности должностных лиц за принятие решений, нарушающих экологические права и интересы личности, населения, общества, государства; согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов, населения.

Конституционализация права на здоровую окружающую среду обусловлена тем угрожающим для жизни человечества состоянием окружающей среды, которого она вследствие экономической деятельности человека достигла во второй половине XX - начале XXI века. Противоречие, по крайней мере, внешнее между экономикой и экологией побудило современные государства использовать механизм правового регулирования, включая конституционный его уровень, для защиты среды обитания человечества и тем самым спасения его от обострившейся угрозы самому его существованию.

Эта проблема отразилась в конституциях самых различных государств независимо от особенностей их политической системы. Так, по Конституции Армении каждый имеет право жить в окружающей среде, способствующей его здоровью и благополучию, обязан лично и совместно с другими лицами охранять и улучшать окружающую среду. Должностные лица несут ответственность за сокрытие экологической информации или отказ от её предоставления (ст. 33.2). Государство, в свою очередь, обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов (ст. 10).

Охрана окружающей среды и природопользование достаточно широко регулируются в Конституции Украины. Она признает право своих граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причинённого нарушением этого права ущерба. Кроме того, «каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на её распространение» (ст. 50). С правом граждан соотносится обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие на территории Украины, преодолевать последствия Чернобыльской катастрофы, сохранять генофонд украинского народа (ст. 16).

Конституция Республики Казахстан содержит лишь публичное заявление о том, что «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека» (ст. 31). При этом экологические права граждан не признаются.

В определённой степени совпадают подходы Украины и Казахстана к регулированию отношений собственности на природные богатства. В ст. 6 Конституции Казахстана предусматривается право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности (ст. 6). Конституция Украины гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14).

В государствах-членах СНГ принят огромный массив нормативных актов, регулирующих отношения по охране окружающей среды.
Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и другие государства Центральной и Восточной Европы имеют более развитое право окружающей среды, чем Россия и государства-члены СНГ. Оно было более развитым и на этапе социалистического развития. Уже в 80-е гг. в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружающей среды. Сейчас такие законы приняты во всех государствах этого региона. Они предусматривают всестороннее регулирование охраны окружающей среды от вредных воздействий. Основными направлениями законодательной деятельности этих государств являются, во-первых, принятие законов, которых недоставало в прежней системе экологического законодательства, а во- вторых, гармонизация экологического законодательства с европейским. В этом, в частности, проявляется тенденция к их вхождению в европейское правовое пространство.

Со времени Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) наблюдается поистине стремительное увеличение числа национальных законов и подзаконных нормативных актов, посвящённых охране окружающей среды и регулированию природопользования, а также сохранению особо ценных экологических систем и природных объектов. Более ста государств-членов ООН приняли заглавные комплексные законы об охране окружающей среды, регламентирующие политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере. Появились законы и подзаконные нормативные акты, определяющие порядок планирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, нормирования, лицензирования, стандартизации, экономического регулирования в данной области практики, а также порядок учёта, контроля состояния (мониторинга) природной среды, экологической экспертизы, инспектирования в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и иных сферах человеческой жизнедеятельности, влияющей на природную среду. В некоторых странах - Колумбия, Сенегал, Филиппины - появились даже кодексы об охране окружающей среды - экологические кодексы (в России такой кодекс действует в Республике Башкортостан).

Более ста государств образовали и развивают административные системы экологического управления, возглавляемые министерствами или аналогичными государственными органами по окружающей среде и регулированию природопользования. Развивается взаимодействие между центральными и местными государственными органами по вопросам охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Законотворческий процесс по вопросам взаимодействия общества и природы весьма динамичен.

По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Такая необходимость может возникнуть в ответ на острую экологическую проблему.

Существенным импульсом развития в таких экономически развитых государствах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и других, формированию законодательства об окружающей среде служило и служит общественное экологическое движение.

Статья 45 Конституции Испании гарантирует право на благоприятную окружающую среду. Все имеют право на благоприятную для человека окружающую среду и обязаны её сохранять. Органы власти следят за рациональным сохранением всех природных ресурсов в целях сохранения и улучшения качества жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на коллективную солидарность. Лица, нарушившие данные положения Конституции Испании, подлежат в соответствие с законом уголовной или административной ответственности и обязаны возместить ущерб.

Исторически развитие права окружающей среды начиналось с местного уровня. Проблемы загрязнения вод, атмосферного воздуха решались в рамках главным образом санитарного законодательства или законодательства о здравоохранении путём принятия актов органами местного самоуправления. Правда, в некоторых государствах на национальном уровне принимались законы ещё в XIX веке - начале XX века. Их образцами могут служить закон Великобритании «О щелочном и других видах производства» (1863 г.), который предусматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загрязнения химическими предприятиями, или закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учётом их экологической опасности (1917 г.). В нём, в частности, предписывалось размещать экологически опасные предприятия вне жилых зон. Первым актом законодательства об охране окружающей среды Нидерландов явился закон «О зловредности» (NuisanceAct, 1875 г.), который и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.

При характеристике общих закономерностей формирования права окружающей среды в экономически развитых государствах следует подчеркнуть, что оно происходит в рамках исторически сформировавшихся систем права - романо- германской и общего права. Соответственно, главным источником права в странах романо-германской правовой системы является закон, в странах общего (англоамериканского) права наряду с законом источником правового регулирования охраны окружающей среды является прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу. Говоря современным языком, практика решения экологических проблем в рамках общего права уходит в средневековье. Такие формы исков, как устранение зловредности, помех (nuisance), связанных с загрязнением воздуха или вод, или нарушение владения (trespasstoland), применялись судами ещё в средние века.

В странах континентального права суды также играют важную роль в решении проблем охраны окружающей среды, но лишь в рамках концепции разделения властей. В США и Великобритании также действует принцип разделения властей, но роль судов там иная, более активная, чем, скажем, в континентальной Европе. Но и там наряду с принципом разделения властей действует принцип сдержек и противовесов. К примеру, в США это проявляется в том, что каждая из властей имеет влияние на другую. Например, руководитель Агентства по охране окружающей среды или судьи Федерального суда назначаются Президентом США, но с согласия Сената. Принятие закона в области охраны окружающей среды требует согласия обеих палат Конгресса и Президента. Президент имеет право наложить вето на принятый закон.

Конституции большинства государств содержат так называемые публичные заявления о том, что государство заботится о природе. Выражается это разными словами. Так, согласно Конституции Швейцарии (1999 г.), федеральная власть заботится о пейзаже, природных достопримечательностях и памятниках и охраняет их, она субсидирует меры охраны природы и ландшафта. Конституция Италии (1974 г.) декларирует лишь то, что Республика охраняет природу. В соответствии со ст. 21 Конституции Голландии (1983 г.) Правительство заботится о качестве жизни в стране, защите и улучшении окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина - предусмотрено преимущественно новыми конституциями зарубежных государств (Португалии, 1976 г.; Испании, 1978 г.; Турции, 1982 г.; Бразилии, 1988 г.). Определяется это право различно. Например, в ч. 1, ст. 45 Конституции Испании говорится, что «все имеют право пользоваться окружающей средой, подходящей для развития личности, а равно обязаны охранять её», а ч. 3 этой статьи предусматривает установление уголовной и административной ответственности лиц, нанесших окружающей среде ущерб, с возложением на них обязанности возместить его. Сходное регулирование содержится в ст. 55 болгарской Конституции: «Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны беречь окружающую среду». Конституции формируют основы правового регулирования охраны окружающей среды.

Тем не менее вопросы, связанные с реализацией данного основополагающего права, решаются на уровне национальных законов, концепций и доктрин.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Российская газета. - 2004. - № 290.
3. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» 10.01.2002 № 7- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2, ст. 133.
4. Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 14, ст. 1650.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3, ст. 141.
6. Буркова Л.Н., Чепурнова Н.М. Экологические права человека в Российской Федерации (конституционно-правовые вопросы). - М., 2006. - 256 с.
7. Петров В.В. Экологическое право и реальность // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 1990. - № 3. - С. 11-15.
8. Трудова О.В., Яковлев Э.У. К вопросу о классификации, содержании, правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина (сравнительный анализ правовых систем РФ и Евросоюза // Международное публичное и частное право. 2008. - № 2. - С. 22-25.
9. Экология и охрана окружающей среды: учебник / В.И. Коробкин, Л.В. Пе- редельский. - М.: КноРус, 2013. - 329 с.
10. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Документ опубликован не был.
11. Пеньковский А.В. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в России и зарубежных странах // Закон и право. 2011. - № 1. - С. 37-39.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (13.03.2016)
Просмотров: 633 | Теги: окружающая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016