Четверг, 08.12.2016, 12:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Комментарий к статье 6 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет субъектов классификации информационной продукции, а также способ такой классификации. К числу указанных субъектов относят:

1) производителей информации, под которым, исходя из Закона РФ "О защите прав потребителей", следует понимать организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, которые осуществляют, собственно, создание и выпуск информации;

2) распространителей информации, под которыми, учитывая положения ст. 2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", следует понимать лиц, чьи действия направлены на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

При определении указанных субъектов ч. 1 комментируемой статьи использует союзы "и (или)", что означает возможность осуществления классификации информационной продукции обоими субъектами путем осуществления совместных действий либо только одним из них. При этом и та, и другая классификация, проведенная этими субъектами, должна признаваться правомерной и действительной.

Что касается способа такой классификации, то в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи классификация осуществляется названными субъектами самостоятельно, то есть без участия иных субъектов, чья деятельность связана с производством, обработкой, использованием и оборотом информации. В то же время в отношении данного способа ч. 1 комментируемой статьи содержит норму, противоречащую принципу самостоятельности осуществления классификации информационной продукции и заключающуюся в том, что такая классификация может осуществляться с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, так как в отношении их ч. 1 комментируемой статьи содержит термин "в том числе", что означает возможность их непосредственного участия в классификации информационной продукции, а в случае же такого участия классификация информационной продукции производителем и (или) распространителем не может называться и быть самостоятельной. Отметим также, что ч. 1 комментируемой статьи указывает, что эксперт, эксперты и (или) экспертные организации должны отвечать требованиям ст. 17 комментируемого Закона, заключающимся, в частности, в том, что возможно участие только эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, аккредитованных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи классификация информационной продукции должна осуществляться до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Понятие оборота информационной продукции приводится в ст. 2 комментируемого Закона. Это требование, на наш взгляд, абсолютно оправданно и соответствует требованиям морали и нравственности, так как в конечном счете цель оборота информационной продукции - это ее распространение и доведение до пользователя, поэтому такие доведение и распространение должно осуществляться в отношении тех пользователей, которые могут использовать информацию только с учетом и в соответствии с проведенной в отношении ее классификации.

Что касается территории Российской Федерации, а точнее ее состава, то согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Исходя из ст. 1 ВК РФ внутренние воды - совокупность водных объектов Российской Федерации - природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима. Внутренние морские воды Российской Федерации в соответствии со ст. 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" представляют собой воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Территориальное море согласно указанному Федеральному закону - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных этим Федеральным законом. Под воздушным пространством Российской Федерации ст. 1 ВзК РФ понимает воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определены критерии оценки, которые учитываются при классификации информационной продукции, а именно при проведении исследований в этих целях. Под такими исследованиями стоит понимать изучение свойств и характеристик информационной продукции с целью отнесения ее к той или иной категории, а под оценкой - определение значения свойств и характеристик информационной продукции с целью установления их влияния на воспитание и развитие детей.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи оценке подлежат следующие свойства и характеристики информационной продукции:

1) тематика информационной продукции - совокупность основных тем, в соответствии с которой осуществляется производство информационной продукции;

2) жанр - определенный тип, вид или общность тех или иных произведений, подразделение на которые сложилось исторически в результате развития той или иной области творчества или искусства;

3) содержание - внутреннее составляющее, состав сведений, которые планируется распространить в результате оборота информационной продукции;

4) художественное оформление - выработка художественной формы того или иного произведения, содержащегося в информационной продукции;

5) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории - данное свойство информации по существу является психологическим, поэтому для его оценки в качестве эксперта или экспертов необходимо привлекать лиц, обладающих специальными знаниями в области психологии детей, а также имеющих опыт общения с детьми различных возрастных категорий. Особенности восприятия по существу представляют собой внутреннее отношение детей различных возрастных категорий к той или иной информационной продукции;

6) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей - данная характеристика информационной продукции является, так сказать, характеристикой на перспективу, то есть представляет собой совокупность возможных последствий для детей различных возрастных категорий в результате восприятия сведений, содержащихся в той или иной информационной продукции.

3. В ч. 3 комментируемой статьи установлены категории информационной продукции, с учетом которых осуществляется классификация такой продукции. Исходя же из положений ч. 3 комментируемой статьи классификация информационной продукции проводится в отношении детей, так как, собственно, цель комментируемого Закона - это защита детей. Для целей комментируемой статьи, а в частности, ч. 3 комментируемой статьи категорию информационной продукции можно определить как возрастное ограничение, с учетом которого содержание информационной продукции классифицируется на виды и включается в состав информационной продукции с учетом возраста детей.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи такая классификация осуществляется с учетом трех основных возрастов детей:

- шесть лет;

- двенадцать лет;

- шестнадцать лет.

Думается, что такая классификация обусловлена психологическим и нравственным развитием детей, а также полагаем, что данная норма ч. 3 комментируемой статьи вводилась с учетом мнений психологов, которые благодаря своим знаниям, образованию и опыту могут дать объективную характеристику внутреннему моральному развитию ребенка в каждом из вышеуказанных возрастов.

Обратим внимание на то, что ч. 3 комментируемой статьи раскрывает содержание при помощи отсылочной нормы только в отношении такой категории информационной продукции, как информационная продукция, запрещенная для детей, а в отношении иных категорий такое указание на содержание информации отсутствует. Считаем, что для обеспечения единообразия правотворчества и правоприменения следовало бы предусмотреть отсылочную норму и в отношении других категорий информационной продукции путем указания ссылки на ст. ст. 7 - 10 комментируемого Закона.

Также обратим внимание на информацию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22 января 2013 г. "Решение Экспертной комиссии при Роскомнадзоре по поводу "бегущей строки" будет применяться на практике", в соответствии с которой лицензиатам, осуществляющим деятельность по телевизионному вещанию, следует учитывать, что определять возрастной ценз основной телевизионной передачи необходимо, исходя в том числе из содержания сообщений "бегущей строки". В связи с этим при трансляции в эфире телеканала (телепрограммы) "бегущей строки" с сообщениями эротического характера указанный телеканал (телепрограмма) должны маркироваться знаком "18+" и иметь ограничения по времени выхода в эфир после 23.00 и до 04.00. Либо вещателю необходимо осуществлять премодерацию информации, поступающей на "бегущую строку", во избежание попадания туда несоответствующей маркировке основной телепередачи информации. Указанное решение Экспертной комиссии будет учитываться при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по телевизионному вещанию, а также отдельных программ и информационных продуктов, транслируемых в телеэфире.

4. Часть 4 комментируемой статьи регулирует вопросы классификации информационной продукции, которая будет предназначена и (или) использована для обучения и воспитания детей в образовательных организациях. Такая классификация должна осуществляться как с учетом норм комментируемого Закона, так и законодательства об образовании.

Под предназначенностью необходимо понимать такое свойство информационной продукции, которое указывает на ее характеристики (ч. 2 комментируемой статьи), учитывающие особенности программ, реализуемых в образовательных организациях. В свою очередь, под использованием (применительно к информации и к ч. 4 комментируемой статьи в целом) следует понимать применение в деятельности образовательной организации тех сведений, которые содержатся в той или иной информации.

В новом ФЗ "Об образовании", вступающем в силу с 1 сентября 2013 г., законодатель обозначил следующую градацию организаций в сфере образования:

а) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

б) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

в) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях ФЗ "Об образовании" к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, также приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

При этом под образовательной деятельностью законодатель обозначил деятельность по реализации образовательных программ. Под образовательной программой ФЗ "Об образовании" понимает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных указанным Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Более подробно об этом см. ст. ст. 12, 13 указанного Закона.

В отношении образовательных организаций нормы ч. 4 комментируемой статьи предусматривают, что эти организации должны реализовывать соответствующие образовательные программы в области образования, при этом речь идет об:

- основных общеобразовательных программах, под которыми понимаются образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

- образовательных программах среднего профессионального образования, к которым относятся программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

- дополнительных общеобразовательных программах, к ним относятся дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет правовое регулирование вопросов классификации фильмов. Под фильмом ст. 3 ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" понимает аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Правовое регулирование классификации фильмов согласно ч. 5 комментируемой статьи осуществляется на основании комментируемого Закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии. Что касается требований комментируемого Закона в части, касающейся правового регулирования классификации фильмов, то к числу таковых относятся требования комментируемой статьи и статей 7 - 10 комментируемого Закона. Законодательство же о государственной поддержке кинематографии состоит из Основ законодательства РФ о культуре, ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Так, например, согласно ст. 4 Основ законодательства РФ о культуре к числу областей применения Основ законодательства РФ о культуре относятся художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства, соответственно, в отношении информационной продукции в этих областях также должна проводиться классификация.

6. Часть 6 комментируемой статьи направлена на регулирование некоторых вопросов использования сведений, которые получены в результате классификации информационной продукции. К этим сведениям необходимо отнести сведения о принадлежности информационной продукции к той или иной категории, а также возможности ее распространения среди детей конкретных возрастных категорий и среди тех или иных образовательных организаций. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи эти сведения производитель или распространитель информационной продукции обязан указать в сопроводительных документах на информационную продукцию. Между тем ни комментируемая статья, ни комментируемый Закон в целом не определяют, что именно должно пониматься под сопроводительными документами. В то же время если обратиться, например, к ч. 6 ст. 11 Закона, то можно сделать вывод, что к таким сопроводительным документам относятся афиши и иные объявления о проведении зрелищного мероприятия, а также входные билеты, приглашения и иные документы, предоставляющие право его посещения. Кроме того, исходя из положений ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", можно также сделать вывод о том, что к сопроводительным документам можно отнести и материальные носители с реквизитами, позволяющими определить информацию.

Кроме того, ч. 6 комментируемой статьи определяет статус сведений, которые получены в результате классификации информационной продукции, заключающийся в том, что эти сведения являются основанием, иными словами, являются юридическим фактом для возникновения правоотношений для ее распространения и оборота, так как с учетом содержания этих сведений осуществляется размещение на информационной продукции знака информационной продукции, а также юридически появляется возможность для начала ее оборота на территории Российской Федерации.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 383 | Теги: защита, информация, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016