Понедельник, 25.09.2017, 12:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

Особые экономические зоны в РФ

Е.А.Трубицына, кандидат экономических наук, доцент. Саратовский Социально-Экономический Институт РЭУ Им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

Особые экономические зоны в РФ

Аннотация: Стагнация в экономическом развитии, ухудшение основных социальных и экономических показателей страны, существенное падение международного торгового оборота, неэффективность антикризисных мер обуславливают необходимость применения уже существующих и доказавших свою целесообразность действий. Таким примером могут служить особые экономические зоны, которые начали действовать на территории страны с 2006г. С момента вступления федерального закона, закрепляющего порядок организации, управления, регистрации и функционирования резидентов было создано порядка 600 предприятий различной направленности. В работе проводится обзор имеющихся на данный момент в России особых экономических зон. В зависимости от типа зоны разделяют производственные, технологические, логистические и рекреационные рассматривается основные преимущества для развития локального бизнеса, а также возможностей привлечения иностранных инвесторов. Также рассматриваются особенности закона N 116- ФЗ от 22.07.2005 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации», анализ которых необходимо проводить перед принятием решении о регистрации на специально выделенных территориях.

Созданные государством инфраструктуры, организованная работа для решения административных вопросов с участниками по принципу «одного окна», долгосрочные налоговые льготные условиями по уплате различных налогов, таможенных платежей при очистке товаров при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны позволят достичь максимальных показателей прибыльности в более короткий срок.

Дабы обосновать экономическую целесообразность и эффективность работы при данных условиях необходимо оценить качественные и количественные показатели функционирования особых экономических зон как с точки зрения органов управления и правительства РФ, так и с точки зрения достижения предприятиями их ключевых показателей в рамках развития своих краткосрочных и долгосрочных планов.

Ключевые слова: особые экономические зоны, специальные экономические зоны, налоговые льготы, таможенная территория, таможенные пошлины.

 

Специальная, свободная, особая экономическая зона - в научной литературе встречается ряд определений для обозначения специально организованной государством отдельной территории для осуществления предпринимательской деятельности на льготных условиях. Специфика особой экономической зоны (ОЭЗ) определяется Федеральным законом РФ от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации». ОЭЗ - часть территории Российской Федерации в рамках федерального округа, области, которая выделяется и назначается Правительством Российской Федерации и на которой распространяется особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Финансирование создания инфраструктуры объектов ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального или местного бюджета, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [7].

На данный момент выделяют 4 основных типа особых экономических зон: промышленно-производственные (промышленные), технико-внедренческие (технологические), туристско-рекреационные (туристические) и портовые (логистические). Эти типы отличается между собой прежде всего функциональными особенностями, требованиями и условиями работы в данных зонах, которые предъявляются со стороны управляющей компаний к зарегистрированным на этой территории предприятий и организаций.

В чем же выгода организации коммерческой деятельности на данных территориях? Прежде всего надо сказать, что классическими задачами любого государства являются поддержание и стабильного развитие экономики страны и соответственно обеспечения экономического и социального благополучия граждан. Так вот, ОЭЗ создаются в целях развития промышленности, в первую очередь, на стадии разработки и внедрения современных технологий для новых продуктов и запуск в производство. Затем для обеспечения эффективного процесса производства обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики. Кроме этого, для развития необходимой инфраструктуры работы участников локальной или внешнеэкономической деятельности, а именно, портовой и транспортной инфраструктур, для обеспечения более выходных условий туризма и отдыха для российских граждан - развитию санаторно- курортной сферы. И речь идет не только об отечественных организациях, новые проекты которых могут потребовать дополнительных мощностей в плане аренды помещений, использования нового оборудования, что побудит предприятие организовать весь производственно-логистический процесс на новой, но уже организованной с точки зрения инфраструктуры территории. А существующие льготы могут дать до 30% экономии бюджета бизнес-плана проекта и обеспечить свободные инвестиции для укрепления позиций отечественных предприятий на рынках дальнего зарубежья. Данный инструмент также привлечет иностранный капитал на территории РФ посредством регистрации иностранного предприятия в ОЭЗ и иностранные предприятия смогут легче освоить российский рынок. Таким образом, для России расширяются возможности привлечения иностранных компаний- контрагентов, увеличения количества рабочих мест, обмен опытом в плане новых технологий производства и управления. В итоге функционирования данных зон формируются особые территории активного экономического роста.

Чтобы быть включенными в качестве резидента ОЭЗ коммерческой организации прежде всего необходимо находится на территории данной зоны и заключить с органами управления данной зоны (в зависимости от типа) соглашение об осуществлении коммерческой деятельности, соответствующей закону. Далее, необходимо заключить договор аренды помещений, расположенных на территории соответствующей зоны и осуществить капитальные вложения в суммах, определяемых в зависимости от типа ОЭЗ (от 40 млн. руб. до 400 млн. руб.).

Необходимо обратить внимание на два важных замечания, первое, указанное в П. 4 Ст. 10 Закона N 116-ФЗ о том, что резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства вне территории ОЭЗ, то есть вся длительность данной организации в рамках ее зарегистрированной с правовой точки зрения формы организации сосредоточена на одной территории (если только не зарегистрировано отдельное правовое). Второе, о том, что резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу в соответствии с Ст. 12 П. 10. При этом срок действия соглашения может быть только ограничен оставшимся сроком до прекращения существования ОЭЗ, обычно особые экономические зоны открываются на период до 49 лет.

Участники, зарегистрированные на территориях ОЭЗ РФ используют ряд преимуществ. Во-первых, в соответствии с главой 8 закона об ОЭЗ о применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон ни иностранные товары, ни товары таможенного союза не облагаются таможенными пошлинами и НДС (для Таможенного Союза (ТС) осуществляется возмещение). Основную долю платежей, связанных с операционной деятельностью предприятия, ведущего внешнеторговую деятельность представляют собой таможенные платежи, которые включают таможенные пошлины, сборы, налоги (акцизы, НДС). Имея нулевую ставку по ввозной таможенной пошлине, предприятия имеет существенные экономии. Специфику таможенных платежей после осуществления переработки (производственный процесс при котором ввезенные комплектующие подвергаются переработке, таким образом, что они могут изменить страну происхождения товара либо также остаться иностранными) ввезённых товаров на территорию ОЭЗ можно рассмотреть в Таблице № 1. Если после переработки товары признаны иностранными, то выпуск на таможенную территорию ТС осуществляются с уплатой
необходимых пошлин и сборов. Признанные же товары ТС выпускаются на территорию ТС без уплаты данных сборов. Это правило балансирует международный товарооборот и обеспечивает макроэкономическую стабильность. Российское законодательство стимулирует иностранного производителя максимально использовать локальные ресурсы для изготовления продуктов российского происхождения. В случае же временного ввоза товаров иностранной компанией, зарегистрированной на территории зоны с использованием таможенного режима «Переработка на таможенной территории» в дальнейшем реэкспортируются с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таблица 1 Виды таможенных платежей, применяемых в ОЭЗ

Составлено автором на основе схемы уплаты таможенных платежей на сайте Минэкономразвития России [6]

В зависимости от типа ОЭЗ льготный налоговый режим предполагает пониженную ставку налога на прибыль, резиденты также освобождаются от уплаты налога на имущество. Матрица изменения налоговых льгот меняется в зависимости от сроков работы предприятия на территории ОЭЗ, а также ее типа и других условий. Помимо этого, зарегистрированным участникам предоставляются преференции по транспортному налогу, а также инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на определённый период. Безусловным преимуществом является снижение операционных расходов при взаимодействии предприятий с государственной органами, по получению разрешений, выдаче лицензий, регистраций. А именно, у резидента есть возможность решать административные вопросы у одного инспектора, получать своевременную информацию о статусе рассмотрения документов и предварительно согласовывать их посредством электронных сообщений. Для этого на территориях ОЭЗ существуют специальные административные офисы по типу «одного окна» [3].

В России особые экономические зоны начали развиваться с 22 июля 2005 года, после принятия Федерального закона об особых экономических зонах. В 2006 году было создано ОАО «Особые экономические зоны», где главным акционером является государство РФ. На Рисунке 1 на представлена карта с отметками распространения всех существующих на данный момент ОЭЗ на территории РФ по типам (красные - производственные, зеленые отметки - туристические, фиолетовые - технологические, синие - логистические). Если дательною рассмотреть их направленности, то следует отметить следующее региональное распределение. Во-первых, портовые зоны в Хабаровском крае, Мурманской и Ульяновской областях. Во-вторых, промышленно- производственные зоны в Республике Татарстан с такими приоритетными направлениями развития как производство автомобилей и компонентов, нефтехимия, строительные материалы, товары массового потребления, приборостроение, в Липецкой -производством энергетического оборудования, бытовой техники, медицинского оборудования, био и наноматериалов и Самарской области - автомобилестроением, строительными материалами, а также такого типа зоны действую на территориях Псковской, Калужской и Свердловской области. В-третьих, технико-внедренческие в г. Москва и Московской области с акцентами на развитии информационно- коммуникационных, ядерно-физических, био и медицинских и энергосберегающих технологий, нанотехнологий, в Томской области с развитием ресурсосберегающих технологий и в г. Санкт-Петербург с упором на энергоэффективность, фармацевтику, приборостроение и новые материалы. Последний типа зон, туристическо-рекреационные располагается в областях для развития пляжного, оздоровительно отдыха, экотуризма, гостиничного бизнеса, лечебно-оздоровительного направлений в Республике Алтай, Бурятии, Ставропольском крае, Иркутской области и пр. Особая экономическая зона в Калининградской области была создана Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ. А в 2014г. была зарегистрирована и внесена в реестр свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 года (29.11.2014 N 377-ФЗ) [5].

Рисунок 1 Карта размещения ОЭЗ на территории РФ Рисунок 1 Карта размещения ОЭЗ на территории РФ [5]

В 2016г. на территориях ОЭЗ уже зарегистрировано 8 промышленно- производственных и 6 технико-внедренческих предприятий. Если смотреть в ретроспективе, то начиная с 2006 года начался активное привлечение резидентов, но судя по нестабильному росту можно утверждать, что чёткой программы по динамичному развитию ОЭЗ нет, более того, количество предприятий, действующих на территории промышленных зон стали уменьшаться. Положительная динамика наблюдается в увеличение числа предприятий, ведущих свою детальность на технико-внедренческих зонах (График 1, График 2). Такая специализация экономических зон позволяет более чётко отслеживать и содействовать развитию промышленных областей, осуществлять более активно разработку высокотехнологичных и важных в стратегическом понимании развития экономики отраслей с высокой долью использования инновационной составляющей.

По данным РОСОЭЗ c 2006 года по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов из 29 стран, а это серьёзные инвестиции новые рабочие места. Среди них есть такие международные транснациональные компании как Yokohama, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, 3M, General Motors, Nokia Siemens Networks, Ford, Arkray и другие. [5]. Для сравнения в Индии. Где использование данных зон очень развито зарегистрировано порядка 350 предприятий в 7 зонах, расположенных в самых развитых штатах страны [2].

Возникает вопрос, а как оценить эффективность функционирования зоны, ее управления с точки зрения пользы для резидентов, дабы усилить привлекательность региона расположения ОЭЗ и привлечь иностранные инвестиции. В ст. 7 закона об особых экономических зонах указывается, что должны оцениваться показатели эффективности функционирования особой экономической зоны, но подробные выкладки с требованиями там отсутствуют. На наш взгляд необходимо оценивать ряд показателей для начала с точки зрения эффективности управления данной зоны, к примеру, качество и скорость обработки документов со стороны административных органов, подаваемых резидентом, качество и количество доработок при подготовке документов со стороны предприятия. Это позволит выяснить, необходимо ли проводить дополнительные разъяснения, семинары для участников ОЭЗ. Оценивать удобство и уровень инфраструктуры, степень поддержания ее на достаточном уровне качества. Также могут быть и должны применимы экономические показатели по отдельным зонам, кластерам, относимым к определённым областям и в целом по всем ОЭЗ: объем привлеченных инвестиций, экспорта и импорта, сравнивать выгоду для региона с точки зрения упущенной выгоды - не поступления выручки по таможенным платежам и налоговым сборам. То есть должно быть соотношение, при котором снижения налогового бремени на предпринимателя даст эффект увеличении оборота компании и соответственно более интенсивного ее развития. Таким образом требуется вести регулярную (ежеквартальную как минимум) статистическую отчетность и соответствующую аналитику с точки зрения успешности деятельности иностранных и отечественных предприятий. Проводить регулярные встречи, обмениваться опытом, мнениями между административной частью ОЭЗ и ее участниками. Эти меры позволят своевременно выявить узкие места в работе зоны и предпринять необходимые меры по улучшению ее функционирования.

Литература

1. Возможности развития аэрокосмической отрасли в современной России. Трубицына Е.А. Трубицын А.Р. Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, № 4(22) 2015, ISSN 2221-9463. [Электронный экономический журнал]. URL: http://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/Pages/4(22).aspx%D0°/oB8.pdf (дата обращения: 02.03.2016)
2. Особые экономические зоны в Индии. [Официальный сайт] URL: http://www.sezindia.nic.in/index.asp (дата обращения: 09.03.2016)
3. Преференции для инвесторов. Министерство экономического развития. [Официальный сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/ (дата обращения: 02.03.2016)
4. Реестр резидентов ОЭЗ. Министерство экономического развития. [Официальный сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/ (дата обращения: 02.03.2016)
5. Россия. Особые экономические зоны [Официальный сайт]. URL: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 02.03.2016)
6. Схема уплаты таможенных платежей. Министерство экономического развития. [Официальный сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/customstreatment (дата обращения: 02.03.2016)
7. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации». [Официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 54599/ (дата обращения: 27.02.2016)

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (31.08.2017)
Просмотров: 34 | Теги: экономические зоны | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь