Вторник, 06.12.2016, 20:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Экология

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

В.В.Ерин

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Для сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в природе и контроля за её состоянием, а также для воспитания населения, законодатель предусмотрел создание специальных объектов с режимом особой охраны (особо охраняемые природные территории).

Ключевые слова: особо охраняемая природная территория, государственный природный заказник, государственный природный заповедник, памятник природы, национальный парк.

 

В целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в природе и контроля за её состоянием, а также для экологического воспитания населения действующим законодательством предусмотрено создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Помимо Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [1] (далее - ФЗ об ООПТ), который определяет категории и виды ООПТ, режимы особой охраны ООПТ, порядок их образования, функционирования и охраны, в Кемеровской области существует свой закон от 04.01.2001 № 1-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области» [2] (далее - Закон Кемеровской области). Закон Кемеровской области был принят в соответствии с федеральным законодательством и определяет ООПТ как участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления частично или полностью из хозяйственного использования и оборота и для которого установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, в зависимости от значения ООПТ могут являться федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ, собственностью муниципальных образований. Соответственно ООПТ в зависимости от субъекта владеющего им находятся в ведении федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Например, государственные природные заповедники и национальные парки находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственные природные заказники, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут иметь федеральное или региональное значение, лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Помимо ООПТ, предусмотренных ФЗ об ООПТ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий. Так, в Законе Кемеровской области предусмотрена возможность создания таких ООПТ регионального значения, как природный микрозаказник, природно-исторический комплекс, а ООПТ местного значения - особо охраняемый водный объект.

В соответствии с Законом Кемеровской области решение об образовании ООПТ регионального значения принимает Коллегия Администрации Кемеровской области (КО) при наличии решения экспертно-консультативного совета. Эксперт- но-консультативный совет создаётся для оказания содействия при решении вопросов по организации, управлению, функционированию, использованию и охране ООПТ. В его состав могут входить представители Совета народных депутатов КО, представители Коллегии Администрации КО, представители федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, специалисты по проблемам ООПТ в области экологии, экономики, юриспруденции, географии, геологии, биологии, зоологии, этнографии и других областях, представители научных учреждений. Члены экспертно-консультативного совета работают на общественных началах, персональный и численный состав совета утверждается Коллегией Администрации КО. Для создания ООПТ должны быть представлены следующие документы:
- пояснительная записка о необходимости образования ООПТ;
- материалы комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус ООПТ;
- проект положения (паспорт) ООПТ;
- графические материалы предполагаемой ООПТ с указанием границ;
- схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
- экономическое обоснование организации ООПТ с указанием затрат, в том числе убытков, возникающих с изъятием земель и ограничением хозяйственной деятельности;
- анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на планируемой ООПТ;
- градостроительное заключение по размещению ООПТ;
- согласование с органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
- заключение государственной экологической экспертизы материалов эколо- го-экономического обоснования создания ООПТ и др. документы.

ООПТ регионального значения организуются на основании утверждённой Коллегией Администрации КО схемы развития и размещения ООПТ, данные схемы могут разрабатываться научными коллективами, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами по заказу Администрации КО и органов местного самоуправления. На основании принятых схем развития и размещения ООПТ Коллегией Администрации КО принимается решение о резервировании земель, которые предполагается объявить ООПТ и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Границы ООПТ устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и обозначаются на местности специальными информационными знаками.

Для обеспечения функционирования ООПТ возможно размещение объектов на специально отведённых участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты. Для защиты ООПТ от негативного воздействия на прилегающих к ООПТ участках земли и водного пространства может устанавливаться охранная зона. Охранные зоны устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей земли. В границах охранных зон могут быть введены следующие ограничения на следующие виды работ и деятельности:
- работы, ведущие к изменению гидрологического режима территории;
- изыскательские работы и разработка полезных ископаемых;
- применение агрохимикатов и пестицидов;
- строительство зданий, дорог, сооружений, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
- рубки главного пользования;
- неорганизованная рекреационная деятельность, устройство стоянок автотранспорта, разведение костров за пределами обозначенных мест и площадок;
- охота, иные виды пользования животным миром;
- размещение отходов производства и потребления;
- выпас скота;
- иные виды деятельности, которые могут повлечь негативное воздействие на природные территории.

Для обеспечения функционирования ООПТ могут создаваться государственные и муниципальные природоохранные учреждения. Так, в Кемеровской области распоряжением Коллегии Администрации КО от 15.11.2001 № 992-р[3] было создано государственное казённое учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области». Целью работы учреждения является выполнение государственных функций по организации и обеспечению функционирования ООПТ регионального значения, их охраны, осуществлению мер на территории Кемеровской области по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов животного и растительного мира, в том числе включённых в Красную книгу Кемеровской области, а также организация их использования в эколого-просветительских целях. Для достижения целей, предусмотренных уставом, ГКУ ««Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области» осуществляет следующие виды деятельности:

- подготовку предложений к проектам нормативных правовых актов Кемеровской области в сфере особо охраняемых природных территорий, сохранения биологического разнообразия;

- подготовку предложений к проектам схем развития региональной сети особо охраняемых природных территорий и областным программам по сохранению биологического разнообразия;

- подготовку предложений по образованию новых особо охраняемых природных территорий регионального значения и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

- организацию и осуществление мероприятий по охране объектов животного и растительного мира, в том числе включённых в Красную книгу Кемеровской области, за исключением объектов животного и растительного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- составление протоколов по делам об административных правонарушениях в рамках собственной компетенции и полномочий, предоставленных законодательством РФ и Кемеровской области;

- проведение мероприятий по регулированию численности отдельных видов животных в соответствии с действующим законодательством и др.

С течением времени ООПТ могут быть реорганизованы, ликвидированы, их границы могут быть изменены. Проведение вышеуказанных мероприятий осуществляется в том же порядке, что и образование. При этом в Законе Кемеровской области установлен закрытый перечень оснований ликвидации ООПТ: 1) необратимое разрушение природных комплексов и/или объектов, в целях охраны которых она организована; 2) объекты, для которых образована ООПТ, перестали нуждаться в особой охране.

В настоящее время в Кемеровской области существует 13 государственных природных заказников и 2 памятника природы. Однако ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области» во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р «Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» [4] разработан проект схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Кемеровской области на период до 2025 года.

Список литературы

1. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1024.
2. Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области: Закон Кемеровской области от 04.01.2001 № 1-03 (ред. от 13.03.2008) // Газета «Кузбасс», 24.01.2001, № 14.
3. О создании государственного казённого учреждения Кемеровской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области»: Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.11.2011 № 992-р // www.zakon.kemobl.ru, 16.11.2011.
4. Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р // Собрание законодательства РФ, 16.01.2012, № 3, ст. 452.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Категория: Экология | Добавил: x5443x (12.04.2016)
Просмотров: 214 | Теги: природный заповедник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016