Среда, 21.11.2018, 15:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности жизненного проектирования студентов физкультурного вуза

О.В.Люсова

Особенности жизненного проектирования студентов физкультурного вуза

Аннотация. Автор освещает проблему жизненного проектирования будущих спортсменов, тренеров, учителей физической культуры с точки зрения важности профессиональных умений проектирования как ближайшей, так и отдаленной жизненной перспективы. Приводит результаты исследования особенностей жизненного проектирования студентов физкультурного вуза и описывает попытку сформировать способность к проектированию с помощью развивающей программы.

Ключевые слова: жизненное проектирование, юношеский возраст, жизненные стратегии, жизненный путь, психологическая зрелость личности, осмысленность жизни, цель, внутренний локус контроль.

 

Проблема исследования психологического проектирования в юношеском возрасте является не только научно актуальной, но и очень важной, поскольку традиционно юношеский возраст воспринимают как возраст начала самостоятельной жизни, неопределенности и устремленности в будущее, которая потенциально таится в каждом человеке.

Цель исследования — изучить особенности жизненного проектирования студентов физкультурного вуза, определить и научно обосновать психолого-педагогические условия оптимизации их жизненного проектирования.

Рассмотрев различные подходы, мы определили жизненное проектирование как совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают для человека возможность для оптимального жизненного продвижения [1, 2, 5].

Согласно подходу, представленному работами отечественных авторов [5], личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. В конечном итоге человек сам определяет свое отношение к жизни. Жизненные стратегии, объективируясь в поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека. Жизненная стратегия выступает одним из основных регуляторов социального поведения, организующим и направляющим целостность жизнедеятельности человека и определяя жизненное проектирование. Для психолого-педагогических условий жизненного проектирования студентов физкультурного вуза, будущих тренеров, учителей физической культуры, действующих спортсменов, необходимо формировать жизненные стратегии личности, их дальность, надежность, так как это является результатом успешной жизни человека.

Важно понимать, что именно осознание человеком своих жизненных целей и возможность создания психолого-педагогических условий жизненного проектирования, а так же четкость и конкретность жизненной стратегии являются факторами успешности жизненного проектирования личности. Для доказательства гипотезы о связи эффективного жизненного проектирования с такими факторами, как психологическая зрелость личности, адекватность жизненных планов, осмысленность жизни, наличие целей, внутренний локус контроль, нами были выбраны психодиагностические методики: «Оценивание пятилетних интервалов» (А. А. Кроник и Е. И. Головаха) [2], опросник временной перспективы Ф. Зимбардо [3, 6], «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. А. Леонтьева [4]. В качестве выборки выступили 40 студентов Волгоградской академии физической культуры в возрасте 21-23 лет.

По методике оценивания пятилетних интервалов А. А. Кроник и Е. И. Головаха были получены результаты, представленные в таблице 1.:

Таблица 1
Показатели субъективной картины жизненного пути испытуемых

Можно констатировать, что у большинства студентов выпускных курсов имеются жизненные планы и цели, они видят свою жизнь осмысленной и насыщенной, выявлена устремленность в будущее. Большинство студентов физкультурного вуза знают, к чему стремиться и как достигнуть желаемого.

По опроснику Ф. Зимбардо (P. G. Zimbardo), адаптированному А. Сырцовой, респонденты распределились следующим образом:
- у 14,5% респондентов выявлена ориентация на «Позитивное прошлое»;
- для 8,5% опрошенных характерна ориентация на «Негативное прошлое»;
- у 15,5% выявлена ориентация на «Гедонистическое настоящее»;
- для 20% опрошенных характерна ориентация на «Фаталистическое настоящее»;
- для 25,5% респондентов выявлена ориентация на «Будущее»;
- для 16% респондентов выявлена ориентация «Сбалансированная временная перспектива».

Мы определили, что в данный период жизни у большинства студентов присутствует ориентация на «Будущее», это доказывает, что данная категория молодых людей ориентирована на достижение поставленных и значимых целей.

Методика Д. А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) показала следующие результаты. По общему показателю ОЖ большинство испытуемых (89,5%) видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной. Низкие результаты по данному показателю получили 10,5% молодежи. Это свидетельствует о низкой осмысленности жизни, низкой ответственности за свою жизнь, о не восприятии себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего. Практически все испытуемые испытывают удовольствие от своего настоящего, они наполнены энергией, жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной и наполнена интересными делами.

Опираясь на нашу гипотезу, мы можем говорить, что юноши и девушки выпускных курсов имеют в жизни цели на будущее и видят свою жизнь осмысленной, целенаправленной. Показатели по шкале «Локус контроля Я» у молодых людей находятся в пределах нормы. Данная категория молодых людей считают, что способны сами построить жизнь в соответствии со своими идеалами, представлениями и целями.

На основе проведенного нами эмпирического исследования сформулируем основные выводы:

1. Главное направление в работе со студентами высших учебных заведений (начиная с младших курсов) — это создание ориентиров на самостоятельность, личную ответственность за собственную жизнь, развитие созидательных способностей и качеств личности, стремление к формированию смысложизненных ориентаций. Именно они могут осуществить перемены в мировоззрении студентов, обеспечить бескризисную модель жизненного пути.

2. Зрелая личность стремится к саморазвитию и самореализации. Построение учебного процесса с опорой на эти компоненты обеспечит гармоничное развитие личности, выявит возможности и способности к преодолению трудностей.

3. Одним из важных характеристик зрелой личности выступает ответственность. Полученные результаты исследования говорят о развитии и формировании ответственности личности, которая обеспечит качество и содержание жизни, будет способствовать выбору наиболее предпочитаемой линии поведения.

На констатирующем этапе были выявлены особенности жизненного проектирования студентов вуза; на формирующем этапе студенты вуза принимали участие в развивающей работе по программе «Развитие временной перспективы». На контрольно-оценочном этапе была дана оценка эффективности проведенной психологической работы по изучению особенностей жизненного проектирования студентов.

Цель программы для работы со студентами — помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и, в итоге, продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной жизненной направленности.

Чтобы достичь данной цели мы ставим следующие задачи:

1. развитие способности к определению осмысленности жизни, жизненных целей и необходимых условий для их достижения;

2. повышение самостоятельности в проектировании жизненных планов;

3. развитие внутреннего локус контроля;

4. развитие самостоятельности определения жизненных целей и необходимость условий для их достижения;

5. повышение самостоятельности и собственной ответственности учащихся в достижении своих целей.

Результаты, полученные на контрольно-оценочном этапе представлены в таблице 2.

Таблица 2.
Сравнение показателей особенностей жизненного проектирования студентов на констатирующем и контрольно-оценочном этапах исследования

Проведя статистический анализ полученных результатов при помощи j* коэффициента углового преобразования Фишера, мы получили значимые отличия по параметрам: повышение «соответствия ПВ (психологического возраста) и ХВ (хронологического)», снижение «кризиса нереализованности и бесперспективности» студентов, повышение уровня «ориентации на «Позитивное прошлое» и «ориентации на «Будущее», снижение уровня «ориентации на «Негативное прошлое» и повышение у студентов «Осмысленности в жизни». Это свидетельствует о том, что проведенная нами программа «Развитие временной перспективы» показала свою действенность и в ходе реализации программы нами были отмечены позитивные изменения в создании жизненного проектирования студентов, их планов на будущее. Студенты стали более позитивно строить планы на будущее, свободно высказывать свое мнение, при этом аргументировать свою точку зрения.

Говоря о необходимости психологического сопровождения жизненного проектирования обучающихся физкультурного вуза, необходимо отметить, что исследования в этом направлении должны быть продолжены в части разработки методического инструментария сопровождения, выявлении специфики жизненного проектирования спортсменов, тренеров, учителей физической культуры в контексте выполнения ими профессиональных задач.

Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская — М., 1987. // Абульханова-Славская, К. А. Психология образ жизни.— М.,1987.
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха — Киев, 1988.— 143 с.
3. Зимбардо Ф. Парадокс времени. Новая технология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд.— СПб.: Речь, 2010.
4. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Лентьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
5. Люсова О. В. Цель как смысложизненная детерминанта настоящего в юношеском возрасте: автореф. дис. на соиск. уч. степ. кан. психолог. наук: 19.00.05 / О. В. Люсова; науч. руководитель Н. В. Клюева; офиц. оппоненты В. Ф. Шевчук, Н. Г. Рукавишникова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: Б.и., 2007. — 23 с.
6. Zimbardo P. G. & Boyd, J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. — 1999.— № 77.— P. 1271-1288.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (07.11.2018)
Просмотров: 25 | Теги: Психологический, Жизненный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь