Пятница, 20.09.2019, 21:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ СИНХРОНИЗАЦИИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ

Н.Н. Бахтина, доцент кафедры психологии СВГУ; кандидат психологических наук, доцент

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ СИНХРОНИЗАЦИИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ

В статье рассмотрена проблема временной синхронизации внутрисемейных отношений профессионалов, работающих в различных временных режимах.

Ключевые слова: профессиональное время, временная синхронизация, внутрисемейные отношения, вахтовый метод работы.

 

Время является особой категорией психологии труда. Ю.К. Стрелков отмечает, что «время профессионально специфично...» [10, с. 137]. Время не просто какой-то период, отрезок жизни или деятельности, «время - один из важных резервов психической организации личности, ее реализации в социуме. Профессиональная, трудовая деятельность субъекта разворачивается во времени и ограничена конкретными временными рамками - рабочим графиком» [10, с. 17-18].

Трудовой кодекс РФ (ст. 91) содержит понятие рабочего времени и его продолжительности, описание режимов рабочего времени субъекта труда, принятого на территории нашей страны. «Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени» [11].

В современной психологической литературе недостаточно исследований, посвященных специфике взаимоотношений в семьях, где супругам необходимо синхронизировать время. Разрабатывая проблему организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, О.А. Гаранина вводит понятие «социальный десинхроноз, который переживается специалистами, работающими в режиме сменного графика, как несовпадение общесоциальной временной концепции с индивидуальной, обусловленной особенностями рабочего графика («внутренний» десинхроз), но и проявляется в рассогласовании времени жизни самого специалиста со временем жизни других людей (значимых других), работающих в обычном графике («внешний» десинхроноз)» [3, с. 28].

В последнее время в Магаданской области и регионах Крайнего Севера распространенным явлением стала работа вахтовым методом, которая является специфической формой организации труда, включающей время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха в вахтовом поселке, основную часть таких профессионалов составляют мужчины разных возрастов, которые работают в отрыве от семьи. Трудовой кодекс РФ (ст. 297) определяет вахтовый метод работы как «особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания» [11]. Вахтовый метод - это выполнение работ с регулярным выездом трудовых коллективов на удаленные объекты, когда ежедневные поездки экономически нецелесообразны (невозможны). В семьях, где мужчина работает вахтовым методом, в результате десинхроноза, возможны нарушения внутрисемейных отношений. В.В. Столин определяет семью как открытую систему, которая «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [9, с. 56]. В.П. Серкин отмечает, что «в семье, как целостной системе, нарушение динамики функционирования какого- либо фактора будет компенсироваться увеличением или изменениями функционирования других факторов или привлечением новых элементов» [7, с. 146].

Очевидно, что нарушение ролевой структуры семьи возможно, так как одни члены семьи перестают реализовывать определенные семейные функции, и удовлетворять потребности других членов. Например, во время отсутствия супруга, жена принимает на себя образовательно-воспитательную, досуговую и другие функции, супруг же в свою очередь, находясь на вахте, также реализует ряд функций самостоятельно, т. е. возможно кардинальное изменение характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, и распределения ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.

В семьях, где супруг работает вахтовым методом, вероятно, существует и специфика родительского отношения. А.Я. Варга определяет родительское отношение как «систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков» [2, с. 4]. Выделенные А.Я. Варгой параметры родительского отношения такие как, интегральное эмоциональное отношение к ребенку, социально желательный образ родительского отношения, межличностная дистанция в общении с ребенком, контроль за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания родителем ребенка, очевидно, могут иметь особенности [2]. В.В. Колесникова отмечает, что «в семьях, где сезонно или вахтово работает один из супругов, возникает проблема воспитания, взаимодействия детей и родителей, нехватки общения и даже утрата «чувства отцовства» [4, с. 42].

Опираясь на классификацию профессий, предложенную нами, где основанием для выделения групп профессий являлось профессиональное время [1], было проведено исследование, целью которого являлось описание особенностей внутрисемейных отношений (распределения ролей в семье и родительского отношения) представителей двух групп профессий [6]. Исследование проводилось под нашим руководством с октября 2017 г. по апрель 2018 г. В исследовании участвовали 49 мужчин в возрасте от 24 до 55 лет.

В первую группу вошли представители профессий нормированного рабочего дня (обычный временной режим), с режимом работы, в соответствии с которым субъект труда исполняет свои трудовые обязанности не более 8 часов в день, рамки выполнения деятельности строго ограничены, в данном исследовании, работающие в обычном временном режиме с 7:00-9:00 до 18:00-19:00 часов, с часовым перерывом на отдых. Рабочая неделя является пятидневной с двумя выходными днями (21 человек).

Во вторую - представители профессий, суммированного учета рабочего времени (вахтовый метод). В тех организациях в целом или при выполнении отдельных видов работ, где не может быть соблюдена установленная для данной категории работников еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов, например, работа вахтовым методом (28 человек).

Таким образом, основным параметром формирования выборки являлось именно профессиональное время, также выборки уравнены по полу, возрасту, семейному стажу мужчин и количеству детей.

В качестве общей гипотезы исследования выдвигалось предположение о существовании специфики в распределении ролей и родительском отношении в семьях, где мужчина работает вахтовым методом.

Рабочие гипотезы:

1. Существуют различия в распределении ролей в семьях между группами мужчин, работающих вахтовым методом и работающих в обычном временном режиме.

2. Существуют различия в родительском отношении между группами мужчин, работающих вахтовым методом и работающих в обычном временном режиме.

В исследовании для изучения особенностей внутрисемейных отношений были использованы методики: исследования семейных отношений (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) [5], диагностики родительских отношений - ОРО (А.Я. Варга и В.В. Столина) [5], а также самостоятельно разработанная анкета для учета индивидуальных и социально-психологических особенностей (возраст, образование, график работы и т. д.), которая использовалась для формирования выборки.

Статистический анализ полученных данных по методике исследования семейных отношений был проведен с помощью критерия f* - угловое преобразование Фишера [8]; по методике ОРО с помощью критерия U - Манна-Уитни [8], что позволило сделать следующие выводы:

- Методика исследования семейных отношений (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). Выявлены значимые различия по шкале «Эмоциональный климат в семье» (психотерапевтическая функция). Мужчины, работающие в обычном временном режиме, принимают данную роль на себя, удовлетворяют потребности членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация данной роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем, они готовы выслушать, выразить поддержку и симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Данный факт связан с тем, что работающие в обычном временном режиме, чаще взаимодействуют с семьей, оказывая моральную поддержку, стараясь помочь в решении проблем, которые касаются всех сторон семейной жизни. Мужчины, работающие вахтовым методом, реализуют данную роль совместно с супругой, что может объясняться проблемой синхронизации времени, особенностями социально-психологической адаптации и к условиям работы, и к условиям дома, т. е. им приходится постоянно переключаться с одних обязанностей на другие, например, пребывая на вахте, они обслуживают себя сами, а по приезду домой, им приходится ориентироваться на других членов семьи. Таким образом, удаленность от семьи в период вахты приводит к дефициту эмоциональной поддержки ее членов. Следовательно, первая рабочая гипотеза исследования о том, что существуют различия в распределении ролей в семьях между группами мужчин, работающих вахтовым методом и работающих в обычном временном режиме, подтвердилась.

- Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столи- на. Выявлены значимые различия между группами мужчин, работающих вахтовым методом и работающих в обычном временном режиме, по шкалам: «принятие/отвержение», «кооперация», «маленький неудачник». Шкала «принятие/отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Мужчины, работающие вахтовым методом, находясь на полюсе «отвержение», отвергают своего ребенка, воспринимая его как плохого, неудачливого, неуспешного, неприспособленного, им кажется, что из-за низких способностей ребенок ничего не добьется в жизни, испытывают в отношении ребенка досаду, злость, раздражение, обиду. Мужчины, работающие в обычном временном режиме, находясь на полюсе «принятие», уважают индивидуальность ребенка, принимая его таким как есть, симпатизируют ребенку, стремятся проводить с ним много времени, одобряют интересы ребенка. Шкала «кооперация» отражает социально желательный образ родительского поведения, работающие вахтовым методом, в отличие от работающих в обычном временном режиме, стараются быть заинтересованными в делах ребенка, находиться с ним на равных. Очевидна непоследовательность родительского отношения мужчин-«вахтовиков», которая может быть детерминирована временной составляющей профессиональной деятельности, частые отъезды определяют большую привязанность ребенка к матери, в следствие чего и происходит приписывание отцом ребенку несостоятельности, тем не менее, «вахтовики» стремятся быть ближе к ребенку, сохранять хорошие и доверительные отношения, поддерживать свой авторитет, помогая ребенку во время межвахты. Данный факт подтверждают и различия по шкале «маленький неудачник» - мужчины, работающие вахтовым методом, в отличие от мужчин, работающих в обычном временном режиме, имея высокие значения по данной шкале инфантилизируют ребенка, стараются оградить его от любых трудностей, строго его контролируют. Таким образом, мужчины, работающие в обычном временном режиме, в отличие от мужчин, работающих вахтовым методом, испытывают минимальные сложности во взаимоотношениях с детьми, так как непосредственно включены в процесс воспитания, ежедневно общаются с детьми и ориентируются в потребностях ребенка. Следовательно, вторая рабочая гипотеза о том, что существуют различия в родительском отношении между группами мужчин, работающих вахтовым методом и работающих в обычном временном режиме, подтвердилась.

Таким образом, на основании подтверждения рабочих гипотез, общая гипотеза исследования о существовании специфики в распределении ролей и родительском отношении в семьях, где мужчина работает вахтовым методом, подтвердилась. Мужчины, работающие вахтовым методом: во-первых, не готовы принимать на себя некоторые семейные роли, возлагая их на других членов семьи; во-вторых, чаще демонстрируют неэффективные типы родительского отношения. Для данной категории профессионалов можно сформулировать ряд рекомендаций:

1) развивать способность к рефлексии внутрисемейных отношений;

2) повысить активность в воспитании детей;

3) принимать на себя семейные роли, удовлетворять потребности членов семьи;

4) формировать готовность к поиску наиболее оптимального типа родительского отношения;

5) в случае необходимости обращаться за помощью к специалистам-психологам.

В заключение можно отметить, что специфика профессиональной деятельности вахтовиков, ее временная организация несомненно оказывает влияние на особенности внутрисемейных отношений.

 

Библиографический список

1. Бахтина Н.Н. Профессиональное время субъекта как основание для психологической классификации профессий / Н.Н. Бахтина // Вестник СВГУ. - Магадан. - 2008. - Вып. 10. - С. 68-71.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М., 1986. - 206 с.
3. Гаранина О.А. Организация времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика / О.А. Гаранина // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета / под ред. В.П. Серкина. - Магадан : Кордис, 2007. - Вып. 6. - С. 27-39.
4. Колесникова В.В. Влияние профессиональной деятельности на образ жизни и образ мира специалистов, работающих вахтовым методом / В.В. Колесникова // Ученые записки кафедры психологии СВГУ / под ред. В.П. Серкина, И.Ю. Кузнецова, Ю.Е. Якуниной. - Магадан : СВГУ, 2007. - Вып. 6. - С. 39-44.
5. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс. - М. : Академия, 2006. - 432 с.
6. Ободзинская И.В. Изучение семейного распределения ролей и родительского отношения отцов, работающих вахтовым методом : дипломная работа / И.В. Ободзинская. - Магадан : СВГУ. - 2018. - 81 с.
7. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни специалистов, работающих сменным, вахтовым, сезонным и экспедиционным методами / В.П. Серкин // Университеты России в диалоге со Временем : материалы Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием [г. Магадан, 2324 нояб. 2010 г.]. - Магадан : СВГУ. - 2011. - С. 127-129.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь. - 2003. - 350 с.
9. Столин В.В. Опросник удовлетворенности браком / В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. - 1989. - № 2. - С. 5462.
10. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология / Ю.К. Стрелков. - М. : Академия ; Высш. шк., 2001. - 360 с.
11. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tkodeksrf.ru/.

Источник: Вестник Северо-Восточного государственного университета, 2019. - Вып. 31.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (06.09.2019)
Просмотров: 15 | Теги: внутрисемейные, отношения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь