Воскресенье, 23.04.2017, 22:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ФОЛЬКЛОРЕ И РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА

А.Н.Фролова

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ФОЛЬКЛОРЕ И РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА

Представлен материал специфики жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, которым присуща своеобразная система ценностей, служащая основой культурного комплекса этноса. Приведены методы трансляции культурного опыта, использование устного народного творчества в воспитании, ряд фольклорных текстов, что дает представление о характере и национальном облике этносов. Проанализированы ключевые категории трансформации традиций коренных малочисленных народов в новых социально- экономических условиях.

Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, этнопедагогические традиции, физические состязания, традиционные игры коренных малочисленных народов Севера, реальная жизнь арктических народов.
 

Культура чукотского народа очень древняя, она содержит в себе некоторые исходные человеческие универсалии: труд, общение, празднично-игровое поведение, отношение к природе и животным. Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера (КМНС) из-за отсутствия письменности зафиксировалась только в фольклоре, имеющем большое воспитательное значение. В целях выявления воспитательных идей в фольклоре автором проанализировано более 300 сказок, легенд, преданий, загадок и рассказов. Фольклор трактуется нами, как культурно-этнографический комплекс, состоящий из различных ветвей художественного народного творчества бесписьменной традиции: словесного, музыкально-песенного, танцевального, игрового, гравировки по кости, драматического, адаптационного.

Особое значение в воспитании северные народы придавали устному народному творчеству, которое способствовало усвоению детьми образа мышления взрослых, помогало им шире познать окружающий мир. Сказки, легенды, рассказы, предания служили важным средством обогащения речи детей новыми словами, осмысление которых выводило их за рамки промысловых и бытовых представлений. Через устное народное творчество дети узнавали философию, традиции, обычаи своего народа. Они осваивали нравственные нормы, особенности общения, географические и астрономические понятия, самобытность древней культуры. С особенностями края дети чукчей, коряков, эвенов знакомились в процессе кочевья, а сведения об отдаленных местах получали из собственных наблюдений, подкрепленных рассказами взрослых, преданиями и сказками. В фольклористике древних народов нет четкой единой классификации сказок и легенд. Устное народное творчество разнообразно, оно сконцентрировало в себе память народов о материальной и духовной жизни в прошлом. В произведениях фольклора аборигенов Северо-Востока очень сильна связь с реальной действительностью, поэтому устные традиции характеризуются высокой степенью исторической и этнопедагогической достоверностью, слово могло оказать существенное воздействие на человека, на его психическое состояние, что часто использовалось шаманами при лечении многих болезней. Это свидетельствует о том, что фольклор КМНС весь пронизан воспитательной направленностью и имеет огромное воздействие на человека.

Сказки КМНС своей поэтической структурой напоминают русские, но отличаются от них национальным колоритом.

Центральная фигура многих сказок - герой-одиночка. Он наделен необыкновенной физической силой, высокими моральными и волевыми качествами, мужеством. В фольклоре арктических этносов мотив рождения богатыря переплетается с мотивом его возмужания, воспитания. Очень часто герой - богатырь в детстве, позже в юном возрасте проходит специальное физическое обучение, в результате чего получает небывалую богатырскую силу. В фольклоре, описан целый комплекс спортивно-воинских, промысловых упражнений, разнообразных состязаний. Обучение физическим упражнениям в беге, прыжках, метании, стрельбе из лука, начинается с самого детства. Так, в далеком прошлом на больших традиционных соревнованиях перед началом состязаний распорядитель, эрэмэчин, обращался к участникам со словами: «Наши предки были легкие, быстрые, сильные и выносливые. Вам надлежит быть такими же! Охотники зверя несли на себе, а не возили на собачках. Вам надлежит быть такими же!». В настоящее время, старейший селения перед началом соревнования также с напутственными словами обращается к участникам игр и состязаний.
У эвенов, обучение проходило в семье, мальчик должен был научиться прыгать через дымовое отверстие в юрте на край места ловли оленей. Вначале его обучали прыгать через прут, затем ставили на разные расстояния и пускали стрелу, и он должен был суметь отскочить. Учили также ловить пущенную в него стрелу, воспитывали тем самым ловкость и умение подпрыгивать. Среди чукотских детей популярными были игры связанные со стрельбой из лука. Игра «Лучший охотник» заключается в следующем. На определенном расстоянии устанавливаются палочки-мишени (воображаемые олени), после чего «охотники» начинают стрелять из луков с разных положений: стоя, с колена, лежа. В командной игре охотники посылают стрелы в «детей - оленей». Дети должны показать свою ловкость - увернуться от стрелы, поймать ее, высоко подпрыгнуть или скрыться.

Примером может служить описание упражнений сказочного героя в стрельбе из лука: пущенную стрелу богатырь догоняет и, догнав и перегнав ее, ловит. Другой пример: юноша стал настолько ловким в прыжках, что когда в него стреляли из луков, он, высоко подпрыгивая, успевал поймать стрелы.

В зависимости от возраста у чукчей изменялись размер лука и цель, которую он поражал: сначала разрешалось охотиться на мелких тундровых зверьков - мышей, евражек, затем - на зайцев, а в юношеском возрасте - на диких оленей, бурых и белых медведей.

Семья, ее повседневный бытовой уклад у КМНС, как правило, обладает устойчивым этническим своеобразием. В семейном быту, закрытом от постороннего взгляда соседей, и закрепленном обычаем порядке повседневного существования, из поколения в поколение передается и укореняется устойчивость многих народных традиций, поддерживающих территориальные и временные единства людей в пределах их этнической принадлежности, что способствует стабилизации этноса. Диалектическое единство стойкости и изменчивости традиций, существующих в семейном быту, проистекает из самой природы семьи, которая выступает и как социальный институт, обладающий суммой правовых норм, и как малая группа, основанная на родстве, члены которой связаны с обществом как единое целое. Родители допускают самостоятельность мнений и поступков своих детей. Кроме того, семья и сама влияет на этническое общество через эти связи. Отсюда и неоднозначность устных традиций малочисленных арктических народов, большое разнообразие их природы и функционирования.

Для молодого поколения этносов, устное народное творчество несло в себе психологический и нравственный заряд большой силы, что вызывало у детей естественную тягу к подражанию мифологическим героям- богатырям.
Так, умение пользоваться копьем - это древнейший вид состязаний у чукчей и эскимосов. Меткость стрельбы всегда обеспечивала успех на охоте.

В чукотском фольклоре описан целый комплекс спортивно-воинских упражнений с копьем. В одной из сказок описывается как богатырь взяв копье в руки, с утра до вечера упражняется, бегает взад и вперед, через лес с одного края на другой, прыгает через шатры с берега на берег. Он бесстрашно вступает в единоборство и побеждает. Кроме того, на бегу настигает мчащихся диких оленей, метко бьет их копьем, а туши несет на спине и тащит волоком.

В фольклоре именно всевозможные игры являются воспитательным средством детей в физическом процессе. Так, игры с копьем имеют древние традиции. Еще недавно чукчи и эскимосы охотились с копьем на медведей. Сегодня копья в некоторых семьях эскимосов хранятся как реликвии.

В игре с копьем мальчики соревнуются в ловкости: один из играющих подбрасывает вверх палочку, а другой должен поймать ее на острие копья. В эскимосской игре «Уккаль» подбрасывался череп зайца. При этом нужно было копьем попасть в глазницы или в пасть.

В играх «Перетягивание на ремне», «Перетягивание на руках» Чукотского автономного округа села Нешкан мальчики соревнуются в силе. Различные игры и состязания малочисленных народов дошли до наших дней, среди них и традиционная чукотская борьба нытэйкэвкинэт, где два человека раздевшись по пояс меряются силой. Задача соревнующихся участников - положить противника на лопатки, борец-победитель пользуется большим авторитетом у сельчан.

К играм, дающим физическую закалку, относятся игры в беге и прыжках. Этот традиционный вид тренировок был и остается одним из главных в физическом воспитании. В игре «Тройной прыжок» каждый юноша должен достичь метку подпрыгнув три раза. Победитель тот, кто дальше всех прыгнул. Лучшего прыгуна одаривали ценным подарком. Популярными сегодня остаются прыжки на пятках. Мальчики в игре руками держат носки своих ног и в таком положении перепрыгивают через черту вперед и назад. Чукотская игра «Прыжки на корточках» рассчитана на выносливость. Игроки на корточках, подражая птицам, прыгают кто дольше всех. Ловкость и равновесие мальчики и девочки развивали в игре «Прыжки на моржовой шкуре». Эта игра в настоящее время вошла в комплекс спортивных соревнований чукотской молодежи.

В фольклоре герой-богатырь с детства проходил подготовку в специальных упражнениях в беге, а в быту чукчи и эскимосы соревнуются в беге с посохом и без него. Тундровые чукчи соревнуются в беге на большую дистанцию от сопки к сопке.

Распространенной среди эскимосов и береговых чукчей была и остается игра в мяч «Каплыу чичватча». В игре участвуют две группы - мальчики и девочки. Игроки в беге передают мяч из рук в руки, одни - мяч ловят, другие пытаются его забрать, спрятать под одежду. Победившая группа, отобравшая мяч, объявляет проигравшей начать соревнование на лучшую песню или танец. В игре «Ударить ногой мяч» эскимосские мальчики ударяя мяч ногой бегают по кругу, пытаются отнять его у своих противников. Расстояние по кругу равняется нескольким километрам.
Большой популярностью пользовались игры с камнями. Чукотские и эскимосские мальчики играя, бегали с камнями в руках разной величины, метали камень-гарпун в цель, в беге переносили большие валуны на длинные расстояния.
Весной после удачной охоты на моржей береговые жители устраивали соревнования в гребле на байдаре. Среди тундровых чукчей традиционными были соревнования в быстроте езды на оленьих и собачьих упряжках.
Перечисленные методы физического воспитания в игре эпического богатыря - традиционны. Не вызывает сомнения, что юный богатырь прошел традиционную подготовку юноши, осваивая все спортивно-воинские упражнения, физически созревая, готовился к ритуальным испытаниям и традиционным видам труда. В реальной жизни овладение юношей всеми видами спортивно- воинских упражнений свидетельствует о его воинском и социальном совершеннолетии.

Несмотря на фантастические вымыслы, герои сказок не отрываются от производственно-хозяйственной деятельности. Во многих сказках прослеживается тема домашнего воспитания. Старшие дети выполняют наказы родителей, стариков, почитают родительские указания. Так в одной сказке старик говорит молодым сыновьям: «Мы вам оставляем большое стадо, чтобы вы могли безбедно жить... Но жить будете хорошо, только если стадо будете беречь. Помните: тот хорошо живет, кто много трудится». Встречается и такое выражение: «Сильным человек бывает в молодости». По мнению КМНС, - красота человека в его трудолюбии, силе, безграничной любви к своему народу, родному краю.

Современная семья КМНС множеством нитей связана с прошлым. Осуществляют эту связь устные традиции, охватывающие разные стороны семейного быта, обусловленные историческими, социально-экономическими и природными условиями. В современной этнической семье педагогические идеи, устные и игровые традиции, методы семейного воспитания несут неповторимую свою культуру, язык, предание старины, обычаи, ремесла.

Таким образом, отмечаем значительный рост интереса коренных этносов к своей истории. Нами предпринята попытка отразить современную динамику развития содержания реальной жизни этноса основанной на ключевых традициях.
Следует отметить, что в творческом освоении и использовании народных традиций в современном воспитании имеются существенные недостатки, главный из которых - чрезвычайно малое место фольклора в учебно-воспитательной работе в образовательных учреждениях. Проблема воспитания подрастающего поколения заключается как раз в воспроизводстве этнических черт и приобщении детей чукчей, эскимосов, эвенов, коряков к традиционному игровому, устному фольклорному наследию.

В Магаданской области разработана концепция регионального содержания образования от дошкольного до послевузовского (детский сад - средняя общеобразовательная школа - вуз - дополнительное образование - послевузовское образование). Документ в полной мере отражает основные направления стратегии модернизации «многоаспектного процесса краеведения как совокупности знаний о крае, изучение его истории, быта, природы, духовной культуры». Особое место в концепции уделяется особенностям жизни КМНС.

Современная динамика развития содержания реальной жизни этноса

Следует отметить, что полная характеристика региональной системы образования дана в монографиях «Чукотка» (1995), «Женщины северной цивилизации» (2009), «Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера» (2009). На федеральном уровне разрабатываются правовые документы по созданию благоприятных условий жизни КМНС.

В области просвещения ставится вопрос об организации школы с национально-региональным уклоном в воспитании, что предусматривает следующие направления:

1) концептуальное обобщение опыта традиционного воспитания детей КМНС;

2) активное использование воспитательного потенциала традиционной этнической культуры:
- традиции и обряды, связанные со строительством яранги, юрты, летней палатки оленевода;
- традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье (оленеводство, собаководство, охота, рыболовство);
- традиции развития домашних ремесел (вышивка, обработка шкур, пошив одежды, изготовление высокохудожественных изделий из мягких и твердых природных материалов);
- традиции и обряды, связанные с родственными отношениями;

3) интеграция усилий по сохранению традиций воспитания детей арктических народов, как этнически и социально целесообразных в экстремальных северных условиях, на трех уровнях: федеральном, региональном, местном; целевая подготовка специалистов педагогического профиля в области этнокультурных традиций воспитания;

4) переключение традиционного типа деятельности педагога на самостоятельный поиск методических решений по использованию фольклора в воспитании с учетом современных образовательных стандартов.

Библиографический список

1. Концепция регионального содержания образования в Магаданской области / Н.С. Цепляева, Г.П. Баранов, Э.Д. Шантина. - 2-е изд., доп. - Магадан : Изд. СМУ, 2004. - 46 с.
2. Пимоненкова Е.М. Отражение традиций этно- культуры народов Севера в системе регионального национального образования // Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения. - Магадан, 1998. - С. 26-27.
3. Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера: монография [науч. ред. Е.М. Кокорев]. - Магадан : Изд-во СВГУ, 2009. - 265 с.
4. Фролова А.Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России : монография / А.Н. Фролова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Магадан : Кордис, 2003. - 183 с.
5. Фролова А.Н. Субкультура детства малочисленных народов Северо-Востока России : учеб. пособие / А.Н. Фролова. - Магадан : СВГУ, 2011. - 106 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2014. Выпуск 22

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (02.05.2016)
Просмотров: 301 | Теги: фольклор, малочисленных народов Севера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017