Воскресенье, 11.12.2016, 12:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Особенности воспитания толерантности среди спортсменов на примере учащихся «ЧРССОШИОР им Д.П. Коркина

В.Н.Прокопьев

Особенности воспитания толерантности среди спортсменов на примере учащихся «ЧРССОШИОР им Д.П. Коркина

Во-первых, хотелось бы пояснить почему выбрана именно тема толерантности среди подростков, потому что школа в которой работаю, является спортивной школой олимпийского резерва и многие ребята выезжают на соревнования и сборы по России и за рубежом и там они взаимодействуют с незнакомым народом, их культурой, менталитетом и там из-за низкого уровня толерантности могут случиться разные неприятные ситуации и инциденты. Также многие выпускники школы, которые учатся в центральных вузах страны из-за конфликтов или трудностей на новом месте учебы возвращаются назад домой. Таким образом, перед нами встает актуальный вопрос воспитания толерантности и преодоления ксенофобии.

Цель - исследование толерантности подростков. Задачи - выявить сущность понятия «толерантность», его основные виды, основные критерии и показатели толерантности;
1. Проанализировать особенности развития толерантности в подростковом возрасте;
2. Исследовать уровень развития толерантности
3. Рассмотреть варианты работы по развитию толерантности

Новизна - Все эту обсуждают, но конкретных исследований на тему подростковой толерантности не было

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что большинство подростков имеют низкий или средний уровень толерантности. В условиях школьного обучения толерантность, как личностная характеристика, может получить эффективное развитие. В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

Современные ученые выделяют семь основных принципов толерантности:

• Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

• Уважение различий.

• Понимание индивидуальной неповторимости.

• Взаимодополняемость как основная черта различий.

• Взаимозависимость как основа совместных действий.

• Культура мира.

• Сохранение памяти.

Воспитание в духе вот этих принципов способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Понимая, всю важность вот этих ценностей, я в 2013 году провел анкетирование среди старшеклассников с целью узнать уровень толерантности наших ребят. Хотя и до этого на моих уроках по истории и обществознании регулярно проводились беседы на эту тему. В анкетировании всего участвовало 37 учеников старших классов нашей школы. За образец я использовал экспресс опросник «Индекс толерантности», авторы (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). В опросник включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции.

Итоги анкетирования:

Результаты исследования подтвердили правомерность нашей гипотезы и дают возможность сделать следующие выводы: У большинства опрошенных учеников оказался низкий и средний уровень.    

Как показывает опрос учащихся старших классов, чувство терпимости у них вызывают отношение к некоторым социальным группам, коммуникативные установки, но отношение к этнической толерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы) у них резко отрицательное. Во время анкетирования многие учащиеся выражали недовольство тем, что в последнее время в республике участились случаи преступлений связанные с приезжими Кавказа и Средней Азии. Вот некоторые отрывки из их высказываний: «Рабочие места заполняются приезжими гастарбайтерами, скоро коренным жителям Якутии негде будет работать», «С приходом железной дороги нахлынут потоки нелегальных мигрантов, наркотиков и преступность вырастет в разы». В связи с этим, ясно понимая то, что развитие толерантности может быть обеспечено, если разработана совместная программа психолого-педагогического сопровождения с использованием активных методов и средств обучения, мы в нашей школе разработали специальную программу систематической и углубленной работы учителя истории и обществознания, классного руководителя и школьного психолога. Как учитель истории и обществознания я уверен, что формирование навыков толерантности следует начать с изучения истории и культуры собственного народа. Если человек знает, любит и гордится историей и культурой собственного народа, то только тогда он сумеет понять и относится с пониманием к другим. Здесь можно привести пример из так называемых «скинхедов» или неонацистов.

Можно только удивляться тому, что потомки тех, кто 70 лет назад одержали победу в Великой Отечественной войне, полностью копируют тех фашистов, с которыми насмерть дрались их предки. В календарно-тематическом плане методического объединения учителей истории и обществознания были введены такие новшества, как рассказы из истории и этнографии народа саха по материалам Сэьэн Боло, Васильева Н.И и др. Также ребята с удовольствием занимаются реконструкцией оружия и доспехов древних якутских боотуров и выступают с этими темами на различных научных конференциях.

Еще одним эффективным способом привития толерантности является внедрение на уроках фрагментов пояснений и рассказов учителя о религии, культуре, истории, традициях и обычаях других этносов, об особенностях межличностных отношений. Особое значение уделяется исламу, так как именно ислам распространен на Кавказском регионе, где так популярна вольная борьба и где наши воспитанники периодически отправляются на сборы и соревнования. Трагические события во Франции, теракты в редакции «Шарли Ебдо» из-за карикатур на пророка Мухаммеда, еще раз доказали, во что может перерасти невинная на первый взгляд шутка или фраза.

Важным подходом к формированию толерантности у подростков надо считать работу классного руководителя и школьного психолога. Умело подобранные психологические тренинги, анкетирования, классные часы, внеклассные мероприятия смогут помочь понять подростку не только самого себя и но весь окружающий наш мир, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В качестве примера можно привести футбольный турнир между учениками школы и строителями из Армении, где ребята в неофициальной обстановке могли познакомиться с гостями из далекой страны.

В заключение я хотел бы сказать, что только системная и коллективная работа учителей, классного руководителя, школьного психолога по специально подобранной программе может привести к повышению уровня толерантности.

Литература:

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии.- 2003.- №3.- С. 78 - 82.
2. Асмолов    А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность //Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М., 2001.- 8-18.
3. Байбаков A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: Дис... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. -149 с.
4. Бондарева    Г. Формирование толерантной личности школьника //История.- 2002.- №20.- С- 13 - 14.
5. Гершунский    Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика.- 2002.- №7.- 3 - 12.
6.Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // 7.Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1. - С.24
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие/
9.Обухова Л.Ф. - М.: Педагогическое общество России. 1999. - 442 с.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (20.04.2016)
Просмотров: 111 | Теги: толерантность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016