Вторник, 20.08.2019, 04:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Г.С.Мухаметшина, кандидат экономических наук, доцент
И.В.Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент
Л.Р.Белобородова

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

В статье предпринимается попытка исследовать проблемы молодого поколения на примере учащихся средних учебных заведений и студентов высших учебных заведений в условиях утверждения общества потребления. Главное внимание уделяется на особенности и условия воспитания социально активной личности молодых людей в регионе страны, формирование правильного потребительского поведения молодежи, соблюдения прав и обязанностей гражданина. Объектом внимания автора являются в основном учащаяся молодежь сел и малых городов Северо-западной части Республики Башкортостан, включающей семнадцать муниципальных городов и пять городов (Бирск, Благовещенск, Дюртюли, Нефтекамск и Янаул). В исследовании использованы методы социологического опроса и контент- анализа. Для анализа привлечен минимум литературы, поскольку основное внимание обращено на систематизацию и анализ конкретных социологических опросов подростков и студентов из сельской местности российской провинции. Этот подход способствует преодолению такого фактора в исследовании и понимании проблемы становления личности молодых людей, как пространственный фактор. Это больше касается нашей страны - Российской Федерации. Региональные особенности в любых сферах жизни и учебы молодого поколения современных россиян разительны. Исследование проблем подростков и молодежи в мегаполисах, средних и малых городах и плюс - в сельских поселениях - дают очень пеструю картину, в том числе относительно становления личности в условиях резкого роста консьюмеризма в современных условиях. Современная система образования и воспитания детей, подростков и молодежи должна быть построена на основе понимания всех этих процессов возникновения и утверждения потребительского общества. Это главное в процессе социализации молодого поколения в новых условиях.

Ключевые слова: общество потребления, личность, молодежь, учащаяся молодежь, студенты, культура потребления, потребительство, психология, поведение

 
Функционирование цивилизованных сообществ сопровождалась явлениями, фактами и тенденциями, отражающими постоянно действующую всеобщую социальную закономерность дихотомии стабильности и неустойчивости в различных сферах общества - в политике, экономике, идеологии, межнациональных и межконфессиональных отношениях, в науке, образовании и культуре, в семейно-бытовых и межсубъектных областях жизни.

В любой сфере различные по своим масштабам и значимости проблемы выстраиваются по определенным показателям и решаются с достигнутым их пониманием. В то же время, реальная жизнь далека от имплицитного следования данной логике научного познания, поскольку в устойчиво сложившихся традициях общего субъектно-деятельностного диапазона на всех уровнях познавательной деятельности, обеспечивающей полноценную жизнедеятельность социумов, присутствует фактор «дефицита понимания» [1, С. 11]. Это тот фактор, который не позволяет полноценно выработать оптимальный созидательный потенциал социальных, в особенности ювенальных, молодежных практик и пути его реализации.

Другой весьма неудобный фактор в исследовании и понимании проблемы становления личности молодых людей - это пространственный фактор. Это больше касается нашей страны - Российской Федерации. Региональные особенности в любых сферах жизни и учебы молодого поколения современных россиян разительны. Исследования проблем подростков и молодежи в мегаполисах, средних и малых городах, в сельских поселениях дают очень пеструю картину, в том числе относительно становления личности в условиях резкого роста консьюмеризма.

Исследователи давно обратили внимание на то, что в современном мире усилилась фрагментация системы ценностей и стиля жизни, а потому все в меньшей степени можно говорить об одной национальной культуре определенной страны или региона - правомерно ставить вопрос о параллельном сосуществовании большого числа моделей образов жизни и способов проведения времени разных людей в одной стране. При этом наблюдении тренд обозревателей и философов, как и исследования социологов, показывают, что в развитых странах и странах с переходной экономикой (в частности, в России) снизилось доверие к традиционным институтам общества, таким, как семья, государство, церковь [2, С. 64-65].

Опрос, проведенный Eurobarometer, дал такие результаты: 18 % населения ЕС не верят в Бога, 27 % допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», 52 % верят в какого-либо конкретного бога. Согласно исследованиям Левада-Центра, 30 % опрошенных граждан России равнодушны к религии, считают себя агностиками или атеистами, причем доля последних - около 10 %. Хотя 66 % респондентов исповедуют православие, 3 % - ислам, лишь 8 % регулярно (не реже в месяц) посещают религиозные службы [3]. Тема жизни растет - это делает управление временем, важнее управления деньгами, что привело к формированию рынка услуг тайм-менеджмента. Не чувствуя уверенности в своем будущем и не веря в загробный мир, люди все более ценят удобства «здесь и сейчас», даже когда они требуют дополнительных затрат [2; 4; 5].

Некоторые из наиболее заметных трендов в изменении моделей потребления коренятся в переменах таких фундаментальных элементов устройства человеческого общества, как гендерная дифференциация. И если на первом этапе в 1960-е гг. пришла и была успешно реализована идея одежды и аксессуаров в стиле унисекс, то сейчас иная ситуация. Декларировать свою гендерную принадлежность становится модно, на что откликнулись наиболее чуткие фирмы, предложив товары «только для мужчин» или «только для женщин». При этом уже можно говорить о гамме моделей мужского и женского моделей [6, С. 127128].

Следует заметить, однако, что на «женском рынке» принципиально новые модели менее заметны. Внимание привлекает лишь то, что женщины все чаще начинают принимать решения в «правополушарной логике»: совершают покупки с большей рациональностью и на основе предварительного сбора в Интернете информации о достоинствах недостатках товара. Мужские модели потребления исследователи изучают более тщательно и выделяют следующие их типы: метро- сексуалы, ретросексуалы, техносексуалы, кидал- ты, ЛГБТ-потребители [4, С. 4]. Естественно, мировые глобальные тренды больше отражаются в российских мегаполисах (в столицах - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Уфа) и менее - в малых города, в провинции.

Потребительское поведение молодежи постоянно меняется в зависимости от изменения ценностей и стиля жизни молодого поколения. Современное молодое поколение - это поколение, мировоззрение которого формировалось под воздействием перехода к рыночной системе экономики и общественных отношений в культурной и духовной сферах, и новые реалии современной жизни не требовали адаптации, необходимой для более старших поколений граждан. Молодежь - активная, динамичная группа потребителей, для нее свойственна восприимчивость к инновациям, присущ максимализм, изменчивость ценностей, склонность к подражанию. Молодежь конструирует собственные стили и образы потребления, активно вовлекается в разнообразные потребительские практики. Проблемам молодежи посвящена масса исследований не только социологов, психологов, но и маркетологов, которые рассматривают молодых людей как отдельную целевую аудиторию. Это актуализирует необходимость изучения потребительского поведения молодежи как огромной социальной общности активных потребителей товаров и услуг.

Важно отметить сугубо материалистичные устремления современной молодежи. Естественно, ориентация на материальные ценности приводит к тому, что молодежь стремится к реальным, конкретным целям. Молодые люди нацелены на повышение уровня жизни, получение полноценного образования, профес-сиональный и карьерный рост, при этом у них нет стереотипов экономического мышления, что характерно для старшего поколения. Можно с уверенностью говорить о наличии у молодежи установок на перемены и инновации.

Большинство новинок на рынке товаров и услуг ориентированы именно на молодых потребителей, которые открыты новому и не боятся экспериментов. В современном мире именно молодое поколение формирует новые модели потребительского поведения. В 2004-2010 гг. социологической лабораторией при историческом факультете Бирской социально-педагогической академии проводились исследования в сельских поселениях и в малых городах Республики Башкортостан - Бирске, Благовещенске, Дюртюлях, Нефтекамске и Янауле, - ориентированные на выявление повседневных потребительских предпочтений учащейся молодежи - старше-классников, учащихся училищ и колледжей, студентов вузов [6]. Конечно, провинциальные городки - это вам не мегаполисы, как Уфа и Екатеринбург. Пожалуй, только город Нефтекамск можно отнести к разряду средних городов, где что-то можно сравнить с жизнью молодежи в мегаполисах. Тем не менее, данные соцопросов в наших городках выявили специфику динамичных процессов, характеризующих поведение молодежи. Исследование носило эмпирический, прикладной характер, но не предполагало выработку каких-либо рекомендаций.

Его цель - получение информации о потребительских предпочтениях современное молодежи в отношении конкретных товаров и услуг: образования, средств связи, компьютеров, одежды, напитков, табачных изделий и т. д. Что касается доходов учащейся молодежи, то следует учитывать «иждивенческий фактор» - зависимость удовлетворения потребностей от материальных возможностей родителей.

Итак, каковы же результаты? Более 50 % респондентов не имеют собственного источника доходов и живут за счет временных приработков и помощи родителей. Их месячный доход в среднем составляет около 3000 руб., однако студенты экономических и технических факультетов и колледжей в большей степени склонны к поиску дополнительных источников дохода.

Интересно, в нашем регионе поведение сельского жителя мало отличается от показателей других регионов России. В таблице 1 приведены данные, как учащиеся и студенты вузов (филиалов головных вузов) из сельской местности отвечали на вопрос «Где Вы предпочитали бы жить: в городе или в селе?»).

Таблица 1
Результаты социологического опроса (ответы на вопрос: «Где Вы предпочитали бы жить: в городе или в селе?»)

Для всех респондентов большое значение имеет то, как они выглядят. Молодые люди выбирают одежду в соответствии со вкусом и определенным стилем, а не модой. Марка товара и место его покупки также важны, поскольку бренд стал центральным элементом потребительского рынка и потребительского поведения. Бренд в представлении современных студентов - это символ надежности и престижа.

Современная молодежь на первой место ставит персональный успех и карьеризм. Наши собственные исследования это подтверждают. Более 45 % опрошенных учащихся и студентов хотят стать успешными менеджерами, экономистами и юристами. Довольно многие стремятся к карьере в рядах чиновничества и силовых структур. С точки зрения студентов, это им обеспечит материальное благополучие, в отличие от других отраслей экономики и системы услуг. Именно этот показатель социальной стратификации определяет значимость их поведенческих приоритетов.

Одним из ярких показателей потребительского поведения учащихся и студентов является их отношение к перспективе остаться или уезжать.

Таблица 2
Результаты социологического опроса (Ответы на вопрос: «Вы после учебы хотите остаться в селе или хотите уехать?»)

Выбор современной молодежи чаще обусловлен не возможностями, а желаниями и вкусами. Вкус формируется под структурным давлением. Модели потребления современной молодежи все больше выстраиваться под влиянием модных журналов и рекламы. Реклама формирует консь- юмеристскую идеологию и внедряет ее в массовое сознание с помощью бесконечно повторяемых слоганов. Это гиперреальность, претендующая на приоритет над реальностью.

Модели потребления молодежи различаются в зависимости от принадлежности семьи к определенному социальному слою, уровня доходов родителей, географической локализации местожительства и т. д. Для молодых характерно самоутверждение через потребление, поэтому в молодежной среде в большей степени проявляется феномен демонстративного потребления. Для молодых людей из обеспеченных семей потребление - это средство проявления индивидуальности и демонстрации больших материальных возможностей. Потребление в данном случае носит идентификационный характер и выступает способом дистанцирования от представителей менее обеспеченных групп молодежи. Для последних потребление выполняет в большей мере утилитарную функцию, однако и для них оно зачастую носит символический характер. Совершаемые нечасто покупки дорогих вещей дают ощущение принадлежности к более обеспеченным группам и приносят выраженное эмоционально ощущение удовольствия.

Нельзя не остановиться и на проблеме молодежной моды. Мода - это ведь создание чего-то нового, его демонстрация и активная пропаганда. За этим стоит попытка представить себя личностью с целью выделения от себя подобных. С другой стороны, в основе моды лежит механизм подражания. Исходя именно из подражания, психологи разделяют людей на инициаторов - законодателей моды - и тех, кто ей следует. Вначале появляется нечто, делающее в глазах девушек и парней немодным все предыдущее. И только затем это новое становится модным, вытесняя теперь уже явно не модное. «Молодежная мода - это вызов, который брошен общественной жизни и банальности в ней», - отмечает психолог Екатерина Закурнаева [7, С. 32].

Отечественные социологи и психологи отмечают тревожную тенденцию так называемой «криминальной субкультуры». Например, у молодых людей часто встречаются такие слова, как «разборка» и «беспредел». Именно молодежь к такой «моде» подвержена более всего. Ученые утверждают, что все это является уровнем образования молодых людей. Однако есть мода и на здоровый образ жизни. В таких случаях мода идет во благо тем молодым людям, которые следуют ей. Также существует мода на определенную обувь, прически, макияж, маникюр пирсинг, тату, парфюм и пр.

Конечно, в стремлении потреблять современные продукты и вещи ничего плохого нет. Но ведь есть опасность гипертрофированного потребительства, как отмечал мыслитель ХХ в. Эрих Фромм, «современный человек идолопоклонник, он воспринимает себя только через вещи, через то, чем он владеет». Мир вещей становится все больше, сам человек рядом с вещами становится все меньше. В конце XIX в. Фридрих Ницше провозгласил, что «Бог умер». В XXI в. можно сказать, что «Человек умер», так как вещами современный человек определяет, что он есть. Перефразируя известное высказывание философа, «я покупаю, значит, я существую» («emo, ergo sum»), как вещь, я подтверждаю свое существование общением с другими вещами.

Люди воспринимали через вещи и раньше, но никогда в истории вещи в общественном сознании не занимали такого места, как в последние десятилетия, когда потребление превратилось в средство оценки значимости человека. Программа воспитания поколений, подчинивших всю свою жизнь работе, была в основном выполнена; начался следующий этап - воспитание потребления. Экономика стала нуждаться не только в дисциплинированных работниках, безоговорочно принимающих де- гуманизированную атмосферу фабрики или офиса, нужны были также не менее дисциплинированные покупатели, приобретающие все новые товары в соответствии с их появлением на рынке.

В систему воспитания потребителя включились все общественные институты, прививающие определенный стиль жизни, широкий спектр желаний, культивирующие существующие и формирующие псевдопотребности. Появился термин «sophisticated consumer», опытный покупатель, покупатель-профессионал [8, С. 124].

Перед воспитателями и пропагандистами потребления стояла задача искоренить многовековую традицию покупать только необходимые вещи. В предшествующий период материальная жизнь была бедна, поэтому этической нормой был аскетизм, ограничение материальных потребностей. До появления постиндустриального общества экономика могла предоставить только самое необходимое, и семейный бюджет строился на экономии в расходах, одежда, мебель, все предметы быта тщательно сохранялась, часто переходя от одного поколения к другому. При высокой стоимости многих новых продуктов на рынке большинство предпочитало обходиться старыми вещами.

Ныне же все изменилось. Традиционные секторы общества сужаются. Молодежь давно уже вышла за его рамки. Сегодня, по данным журнала «Consumer Report», индустрия предлагает ей 220 новых моделей автомобилей, 400 моделей видеотехники, 40 видов мыла, 35 видов головок для душа. Количество сортов мороженого доходит до 100, количество сортов сыра в продаже около 150, сортов колбасы более 50 и т. д. [8, С. 125]. Современная индустрия производит намного больше того, что требуется для обеспеченной жизни миллионов и, чтобы продать все, что производится, нужно воспитать убеждение, что только в покупке новых и новых вещей и заключена вся радость, все счастье жизни.

Сегодняшний потребитель, чью жадность ко все новым вещам искусно возбуждает широко разветвленная и психологически совершенная пропаганда потребления, не ощущает себя жертвой, по сути выполняя роль Сизифа. «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, - писал известный социолог Зигмунт Бауман, - диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей» [9]. Известный культуролог и философ Жан Бодрийяр отмечал: «Человек должен усвоить идею, что счастье - это возможность приобретать множество новых вещей. Он должен совершенствовать, обогащать свою личность, расширяя свои способности в их употреблении. Чем больше вещей он потребляет, тем богаче он становится как личность. Если член общества перестает покупать, он останавливается в своем развитии, в глазах окружающих он утрачивает свою ценность как личность, кроме того, он становится асоциальным элементом. Если он перестает покупать, он останавливает экономическое развитие страны» [7, С. 126]. Молодому поколению прививают мысль, что принцип потребительской культуры - все положительные качества связаны с новым, модным; все, что есть негативного в жизни, это старое, которое мешает нам жить, и должно быть выброшено на помойку [10]. Кстати говоря, Ж. Бодрийяр свою, ставшую классической книгу, посвященную этой теме, назвал «La societe de consummation» (1970) - «Общество потребления». В английском переводе она вышла под названием «Consumer Society» - «Общество потребителей» [5].

В Россию общество потребления ворвалось в 1990-х гг. с разрешением сначала кооперативной, а затем и свободной частной торговли. Это было торжество стихии отечественного базара. Это было шагом к обществу потребления.

В настоящее время Россия находится в противоречивой ситуации. С одной стороны, это трансформирующееся кризисное общество, существенно уступающее по уровню социально-экономического развития странам Запада. С другой стороны, здесь идет формирование капитализма, хотя его основные контуры существенно отличаются от тех моделей, которые характерны для развитых рыночных обществ. В страну в массовом масштабе проникает западная культура потребления, происходит скачок потребительских притязаний, формируется новая система средств потребления, копирующая зарубежные образцы, возник заметный слой людей, который по своим материальным возможностям может позволить воспроизводство стилей жизни зажиточных групп развитых стран мира. Однако большинство населения в пространство общества потребления не допускается. Для него существует виртуальное (СМИ и интернет) и вторичное общества потребления (рынок поддержанных и контрафактных товаров). Иначе говоря, это большинство живет в тени общества потребления - оно его ощущает, но может пользоваться его благами в очень ограниченных и суррогатных формах [11, С. 59].

Современная система образования и воспитания детей, подростков и молодежи должна быть построена на основе понимания всех этих процессов возникновения и утверждения потребительского общества в нашем обществе. Это - главное в процессе социализации молодого поколения в новых условиях. Между прочим, в Республике Башкортостан исследователи уже обратили внимание на эту проблему [12]. Содействуя развитию личности учащейся молодежи, формируя у нее умения рационального, волевого и эмоционального взаимодействия с социумом, мы создаем условия для воспитания психологически зрелой личности. Поэтому образовательный процесс должен быть организован так, чтобы каждый школьник, каждый студент развил в себе способности руководствоваться сознательно поставленными целями, умел самостоятельно определять пути решения своих проблем, находить место в жизни. Свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для себя самого. Вместе с тем необходимо научить детей и молодежь соответствовать системе обязанностей и прав человека, принятой в обществе и государстве. Именно в таком случае пресловутое общество всеобщего потребления перестанет быть страшилкой для молодого поколения.

 

Литература

1. Филонов Г. Н. Ценностные смыслы понимания // Педагогика. 2012. № 10. С. 11-16.
2. Липсиц И. В. Трансформация культуры и изменения в моделях потребительского поведения // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 64-79.
3. Атеизм. URL: www.ru.wikipedia.org/wiki/Атеизм
4. Масалимов Рияз. Особенности потребительского поведения современной молодежи // Йэшлек (Молодость). 2013. № 49. С. 4. (на баш. языке).
5. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths & Structures. L.: Thousand Oaks; N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998.
6. Масалимов Р. Н., Масалимов И. Р. О потребительском поведении молодежи в обществе // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии: Сб. науч. трудов по мат-лам Междунар. науч.-практич. конф. 30 апреля 2016 г. Ч. 2. Смоленск, 2016. С. 126-128.
7. Закурнаева Е. Психология молодежной моды // Наша молодежь 2013. № 3. С. 32-33.
8. Гофман М. Хищные вещи // Знак вопроса. 2014. № 3. С. 124-127.
9. Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
10. Jean Baudrillard and Educational Practice. URL: http://infed.org/mobi/jean-baudriUard
11. Сидорина Т. Ю. Личность в постмодерном мире: общество потребления и свобода // Труды научного семинара "Философия-образование-общество". М., 2008. С. 51-60.
12. Карманов А. Основные тенденции потребительского поведения современной молодежи // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2012. № 2. С. 91-93.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.08.2019)
Просмотров: 6 | Теги: социальный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь