Пятница, 20.07.2018, 06:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Особенности влияния образа «Я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов

Г.Л.Драндров

Особенности влияния образа «Я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов

Аннотация. В статье приводятся результаты экспериментального исследования с участием 11 высококвалифицированных пловцов, свидетельствующие о том, что для спортсменов высокой квалификации характерны положительное ценностное отношение к своей личности, уверенность в себе, в своих возможностях, удовлетворенность образом «Я». Эти составляющие образа «Я» развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи между собой. Чем выше уровень их развития, тем в меньшей степени проявляются внутренняя конфликтность и склонность к самообвинению. Самоуверенность, самоценность и самопривязанность обуславливают высокий уровень развития мотива достижения успеха, мотивации на достижение успеха и соревновательной мотивации, целеустремленности и настойчивости.

Ключевые слова: самосознание, образ «Я», спортсмены, мотивы, волевые качества

 

Актуальность проблемы. Проблема самосознания, по словам А. Н. Леонтьева, является «проблемой высокого жизненного значения, венчающей психологию личности» [6, 228]. Самосознание рассматривается отечественными учеными как осознание и оценка человеком своих действий, их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни [7, 10]. В зарубежной психологии чаще при изучении самосознании применяются объяснительные термины «образ Я» [4] и «Я-концепция» [8], которые отражают отдельные аспекты существования и функционирования данного психического явления.
Образ «Я» — это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная поведенческая установка на самого себя, разрешаемая через отношение личности к самой себе [2]. К. Роджерс [9] полагает, что содержание самосознания составляют позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» в прошлом, настоящем и будущем.

В соответствии с концептуальными положениями культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского [3] и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева [6] становление и развитие образа «Я» понимается как: 1) неотделимое от обращенности на другого человека, оценки которого включаются в систему ее самооценок (фактор социальной среды); 2) непосредственно обусловленное выполняемой человеком предметной деятельностью (фактор предметной деятельности).

Одним из значимых источников формирования образа «Я» человека в соответствии с мотивами, целями и условиями деятельности может служить спортивная деятельность вообще и конкретный вид спорта, в частности. Высокий уровень развития образа «Я» определяет активную жизненную позицию личности не только по отношению к себе, но и к своей деятельности, способность к самопознанию и адекватной самооценке соотношения личностных притязаний, жизненных целей и потенциальных способностей и возможностей, степени соответствия своих качеств и требований общества [11].

В ряде работ показана значимость высокого уровня самосознания, способности к рефлексии и для формирования готовности личности к самоопределению в области физической культуры и спорта [12, 13].

Задача, организация и методы исследования. Особенности влияния образа «Я» на развитие мотиваци- онно-волевой сферы спортсменов являются на сегодняшний день мало исследованными. Поэтому, задача нашего исследования заключалась в изучении особенностей влияния образа «Я» на развитие мотивацион- но-волевой сферы высококвалифицированных спортсменов. В исследовании приняли участие 11 пловцов высокой квалификации (5 мастеров спорта и 6 кандидатов в мастера спорта) в возрасте 15-18 лет. Измерение и оценка образа «Я» испытуемых обеих групп осуществлялась с помощью методики исследования самоотношения (МИС), разработанной С. Р. Пантелеевым [8]. Уровень развития мотивов занятий спортом определялся с помощью методики, разработанной А. В. Шаболтас [14]. Для измерения и оценки уровня развития мотивации достижения успеха, мотивации избегания неудачи, соревновательной и тренировочной мотивации применялась методика, разработанная Г. Д. Бабушкиным [1]. Показатели развития волевых качеств целеустремленности и настойчивости определялись с помощью методики «Самооценка волевых качеств». Степень влияния показателей образа «Я» на показатели мотивационно- волевой сферы пловцов оценивалась с помощью метода линейных корреляций.

Результаты исследования. В таблице 1 приведены данные, характеризующие уровень развития образа «Я» высококвалифицированных пловцов.
Таблица 1
Показатели образа «Я» высококвалифицированных пловцов 15-18 лет, n = 11

Установлено, что наиболее развитыми у спортсменов высокой квалификации являются такие составляющие образа «Я», как самоценность (7,80 балла), самоуверенность (7,20 балла) и самопривязанность (6,90 балла). Другими словами, они достаточно высоко оценивают себя, уверены в себе и удовлетворены собой как сложившейся личностью. Наряду с этим, они не склонны к самообвинению (4,90 балла) и отличаются низкими показателями внутренней конфликтности. Остальные виды самоотношения занимают промежуточное положение.
Анализ взаимосвязей показателей образа «Я» позволил выявить две группы отношений испытуемых к своему «Я» (таб. 2).

Первую группу составили показатели самоуверенности, отраженного самоотношения, самоценности и самопривязанности, между которыми наблюдаются достоверные корреляционные связи. В частности, самопривязанность положительно связана с самоценностью (r = 0,74), самоуверенностью (r = 0,77) и отраженным самоотношением (r = 0,68). Самоценность положительно коррелирует с самоуверенностью (r = 0,76) и на уровне тенденции — с осознанным самоотношением (r = 0,54).

Во вторую группу вошли показатели внутренней конфликтности, самообвинения, самопринятия и саморуководства. Между этими показателями также существуют достоверные или близкие к значимым положительные взаимосвязи. Внутренняя конфликтность коррелирует с самообвинением (r = 0,87), саморуководством (r = 0,64) и на уровне тенденции — с самопринятием (r = 0,56). Самообвинение положительно связано с саморуководством (r = 0,77) и самопринятием (r = 0,55). Открытость проявляется относительно независимо от остальных форм самоотношения испытуемых.

Между показателями выделенных нами двух групп существуют отрицательно направленные связи. В частности, внутренняя конфликтность отрицательно коррелирует с самоуверенностью (r = — 0,80), самоценностью (r = — 0,59) и самопривязанностью (r = — 0,53). Наблюдается отрицательная корреляция самопринятия и самоценности (r = — 0,60).

Таблица 2
Интеркорреляция показателей образа «Я» высококвалифицированных пловцов 15-18 лет, n = 11

Примечание: здесь и далее, в таблицах 3-4 Р < 0,05 при r = 0,60; Р < 0,01 при r = 0,76; условные обозначения: * - Р < 0,05; ** - Р < 0,01

Таблица 3
Взаимосвязь показателей образа «Я» с показателями мотивов занятий спортом высококвалифицированных пловцов 15–18 лет, n = 11

Примечание: ЭУ - мотив эмоционального удовольствия; СС - мотив социального самоутверждения; ФС - мотив физического самоутверждения; СЭ - социально-эмоциональный мотив; СМ - социально-моральный мотив; ДУ - мотив достижения успеха в спорте; СП - спортивно- познавательный мотив; РВ - рационально-волевой мотив; ПД - мотив подготовки к профессиональной деятельности; ГП - гражданско-патриотический мотив.

Таблица 4
Взаимосвязь показателей образа «Я» с показателями мотивационной и волевой сферы личности высококвалифицированных пловцов 15–18 лет, n = 11

Изучение особенности влияния девяти видов самоотношения к образу «Я» на мотивы занятий спортом выявило (таб. 3), что показатели первой группы положительно связаны с мотивом достижения успеха и гра- жданско-патриотическим мотивом, т.е. с теми мотивами, которые адекватны спорту высших достижений.

В частности, уровень развития мотива достижения успеха существенно выше у спортсменов, отличающихся самопривязанностью (r = 0,59), самоценностью (r = 0,75) и самоуверенностью (r = 0,63); уровень граждан - ско-патриотического мотива — у спортсменов с высокими показателями самоценности (r = 0,57) и отраженного самоотношения (r = 0,59).

Наряду с этим, спортсмены с низкими показателями самоценности характеризуются высокой значимостью рационально-волевого мотива (r = — 0,73) и мотива подготовки к профессиональной деятельности (r = — 0,56). Как известно, эти мотивы являются мало значимыми для побуждения человека к занятиям спортом высших достижений.

Выявлена отрицательная корреляция саморуководства с силой мотива физического самоутверждения (r = — 0,65), открытости — с выраженностью социально- эмоционального мотива (r = — 0,60). Спортсмены с высокими показателями самопринятия отличаются более развитым социально-моральным мотивом (r = 0,71).

Результаты исследования, приведенные в таблице 4, показывают, что на уровень развития мотивации достижения успеха влияют такие составляющие как самоуверенность (r = 0,44), самоценность (r = 0,52) и, в особенности, самопривязанность (r = 0,72).

Эти же составляющие образа «Я» выступают как значимые для проявления соревновательной мотивации (r = 0,48; r = 0,46 и r = 0,64 соответственно) и волевого качества целеустремленности (r = 0,57; r = 0,34 и r = 0,71 соответственно). Целеустремленность также положительно коррелирует с осознанным самоотношением испытуемых (r = 0,52). Волевое качество настойчивости сильнее развито у лиц с высокими показателями осознанного самоотношения (r = 0,76) и самопривязанности (r = 0,67).

Обобщая результаты экспериментального исследования, можно заключить, что:
• для спортсменов высокой квалификации характерны положительное ценностное отношение к своей личности, уверенность в себе, в своих возможностях, удовлетворенность образом своего «Я»;
• эти составляющие образа «Я» развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи между собой. Чем выше у спортсменов уровень развития этих составляющих образа «Я», тем в меньшей степени проявляются внутренняя конфликтность и склонность к самообвинению;
• самоуверенность, самоценность и самопривязанность обуславливают уровень развития мотива достижения успеха, мотивации на достижение успеха и соревновательной мотивации, целеустремленности и настойчивости.

С учетом выявленных нами особенностей влияния образа «Я» высококвалифицированных спортсменов на развитие их мотивационно-волевой сферы можно рекомендовать тренерам, работающих с детьми и подростками на ранних этапах спортивной подготовки, акцентировать внимание на развитии у занимающихся таких составляющих образа «Я» как самоуверенность, самоценность и самопривязанность.

Литература:

1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации /Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. — Омск: Сиб- ГАФК, 2000.— 179 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р. Бернс.— М.: Прогресс, 1986.— 422с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3 / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
4. Джемс, У. Психология / под ред. Л. А. Петровской / Джемс У.— М.: Педагогика, 1991.— 368 с.
5. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.— М.: Политиздат, 1975.— 304 с.
7. Леонтьев, А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. — сер. 14 — психология / А. Н. Леонтьев.— 1974.— № 2.— С. 3-13.
8. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. — М., 1993.— 23 с.
9. Роджерс, К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты / К. Роджерс.— М.: МГУ, 1986.— С. 200-231.
10. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Сто- лин.— М.: МГУ, 1983.— 284 с.
11. Стрельникова, Т. И. Самооценка как фактор подготовки спортсменов высокой квалификации: авто- реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. И. Стрельникова.— Малаховка: МОГИФК, 1984.— 22 с.
12. Тер-Мкртичан, Р. Б. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р. Б. Тер-Мкрти- чан.— М., 2003.— 21 с.
13. Уляева, Л. Г. Динамика образа «Я» и мотивации в процессе занятий таэквон-до: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Л. Г. Уляева.— М, 1999.— 116 с.
14. Шаболтас, А. В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / А. В. Шаболтас.— СПб., 1998.— 21 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (07.07.2018)
Просмотров: 8 | Теги: самосознание, мотив | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь