Суббота, 21.10.2017, 20:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ НЕНАДЛЕЖАЩЕМ ВЫПОЛНЕНИИ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ХАРЛАМОВ В.С.,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
филиала ФГКУ ВНИИ МВД России по Северо-Западному федеральному округу


ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРИ НЕНАДЛЕЖАЩЕМ ВЫПОЛНЕНИИ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ



Защита законных прав взрослых чле-
нов  семьи  и  подрастающего  поколения  яв-
ляется одним из приоритетных направлений
деятельности  российского  государства.  Ос-
новным законом страны - Конституцией Рос-
сийской  Федерации  -  провозглашена  госу-
дарственная защита материнства, детства и
семьи (статья 38). Мировое сообщество при-
дает  особую  значимость  безопасности  се-
мьи. В принятой 10 декабря 1948 года ООН
Всеобщей декларации прав человека закре-
плено  фундаментальное  для  определения
приоритетов  социальной  политики  положе-
ние о том, что «семья является естественной
и основной ячейкой общества и имеет право
на защиту со стороны общества и государ-
ства» (статья 16) [1]. В преамбуле Конвенции
о  правах  ребенка  от  20  ноября  1959  года
подчеркнут  приоритет  интересов  ребенка,
который «ввиду его физической и умствен-
ной незрелости нуждается в специальной ох-
ране и заботе, включая надежную правовую
защиту как до, так и после рождения» [2].
Это положение международного пра-
ва  подтверждено  и  российским  законо-
дательством.  Забота  о  детях,  их  воспита-
ние  являются,  согласно  Конституции  РФ,
правом и обязанностью родителей. В свою
очередь,  трудоспособные  дети,  достигшие
18  лет,  должны  заботиться  о  нетрудоспо-
собных  родителях  (статья  38  Конституции
РФ).  Указанные  положения  воспроизведе-
ны в пункте 1 статьи 80 и пункте 1 статьи 85
Семейного  кодекса  РФ:  родители  обязаны
содержать  соответственно  несовершенно-
летних  детей  и  нетрудоспособных  совер-
шеннолетних  детей,  нуждающихся  в  помо-
щи.  Родители  не  освобождаются  от  этой
обязанности и после лишения их родитель-
ских прав, а также когда дети помещены в
детские учреждения и находятся на полном
государственном  обеспечении  (п.2  ст.71,
ст.84 Семейного кодекса РФ).
Уголовно-правовая охрана российской
семьи  особенно  актуальна  в  современных
условиях,  когда  развитие  демократических
начал  общественной  жизни  и  построение
правового  государства  предполагают  при-
знание  приоритета  общечеловеческих  цен-
ностей, прежде всего, жизни, здоровья, сво-
боды, чести, достоинства, прав и интересов
личности. Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев в своем Послании Федераль-
ному  Собранию  РФ  22  декабря  2011  года
уделил особое внимание вопросам материн-
ства  и  детства,  призвав  активнее  «откли-
каться на проблемы миллионов российских
семей» [3].
Алиментные  платежи  имеют  большое
социальное  значение:  от  них  напрямую  за-
висит  удовлетворение  жизненно  важных
потребностей  ребенка  и  нетрудоспособных
членов семьи.
Алименты (от лат. alimentum - питание,
содержание) - денежные средства на содер-
жание нетрудоспособных лиц. Их важнейшие
атрибуты  предусмотрены  Семейным  кодек-
сом РФ (статьи 24, 60, 80-120, 148, 155-3).
В  Семейном  кодексе  РФ  регламенти-
рован порядок расчетов алиментов в рамках
реализации алиментных обязательств.
Алиментные обязательства - правоот-
ношения, возникающие на основании пред-
усмотренных законом юридических фактов,
в  силу  которых  одни  члены  семьи  обязаны
предоставлять  содержание  другим  ее  чле-
нам, а последние вправе его требовать. Ос-
новой  алиментного  обязательства  является
наличие  семейных  отношений  -  брак,  усы-
новление  (удочерение)  детей  и  др.  В  неко-
торых  случаях  указанные  правоотношения
могут  иметь  место  и  между  лицами,  не  яв-
ляющимися членами семьи, например, али-
ментные  обязательства  бывших  супругов
(см. Главу 14 Семейного кодекса РФ).
По своему субъектному составу али-
ментные  обязательства  подразделяют-
ся  на  возникающие  между  родителями  и
детьми;  супругами  и  бывшими  супругами;
другими членами семьи (братьями, сестра-
ми,  пасынками,  падчерицами,  отчимами,
мачехами,  дедушками,  бабушками,  внука-
ми и др.). В нашей стране круг лиц по али-
ментным  обязательствам  является  более
широким,  чем  в  подавляющем  большин-
стве других стран мира.
Семейным кодексом РФ предусмотре-
но  два  порядка  уплаты  алиментов:  добро-
вольный  (по  соглашению  сторон  об  уплате
алиментов) и принудительный (по решению
суда о взыскании алиментов).
Решение  суда  позволяет  путем  госу-
дарственного  принуждения  обязать  нера-
дивого  родителя  либо  другого  домочадца
содержать  ребенка  или  иного  нетрудоспо-
собного  члена  семьи.  Согласно  статистике
около  10  миллионов  российских  родителей
не  платят  алименты.  Они  задолжали  род-
ным и близким около миллиарда рублей [4].
Злостное  уклонение  от  уплаты  средств  на
содержание  детей  или  нетрудоспособных
родителей  преследуется  в  соответствии  с
уголовным  законодательством  (статья  157
УК РФ). В 2010 году в суд направлены уго-
ловные дела по статье 157 УК РФ в отноше-
нии 51497 злостных алиментщиков. Ранее, в
2004 году, их было 38169 [5].
Злостность  уклонения  от  уплаты  али-
ментов - обязательное условие привлечения
к ответственности по статье 157 УК РФ. Под
злостным уклонением от уплаты присужден-
ных  алиментов  следует  понимать  неодно-
кратный отказ от такой уплаты, несмотря на
сделанное предупреждение; длительное со-
крытие лицом своего действительного зара-
ботка с целью уклонения от уплаты алимен-
тов; неоднократную смену места жительства
или работы с той же целью; изменение фа-
милии, анкетных данных и других сведений
о личности, чтобы избежать уплаты алимен-
тов; иные действия, свидетельствующие об
упорном отказе от выполнения судебного ре-
шения по уплате алиментов. Вопрос о злост-
ности  уклонения  следует  решать  в  каждом
конкретном случае с учетом продолжитель-
ности,  причин  неуплаты  алиментов  и  всех
других  обстоятельств  дела.  Неоднозначно,
несмотря  на  весь  накопленный  судебный
опыт, решается проблема уяснения понятия
«злостность».  Не  имея  четкого  определе-
ния, эта оценочная категория получила раз-
личное толкование, что объективно создало
проблему в расследовании таких преступле-
ний. Как показывает практика, чтобы избе-
жать уголовной ответственности, некоторые
злостные  должники  превращают  алимент-
ные платежи в кратковременные подачки. В
результате  надежной  полноценной  защиты
своих прав дети и нетрудоспособные домо-
чадцы не получают постоянных алиментов.
Органы  внутренних  дел  участвуют  в
выявлении  и  расследовании  преступлений,
предусмотренных статьей 157 УК РФ. Одна-
ко указанная деятельность недостаточно ак-
тивна. Так, в Санкт-Петербурге в 2010 году
сотрудниками органов внутренних дел выяв-
лено 4 из 1190 преступлений данной катего-
рии, зарегистрированных в городе. В целом
по  стране  в  2010  году  из  зарегистрирован-
ных  53855  рассматриваемых  посягательств
лишь 16247 проявлений выявлено органами
внутренних дел [6].
За  злостную  неуплату  алиментов  по
статье 157 УК РФ предусмотрено наказание
в виде обязательных работ, исправительных
работ, ареста. Эффективность данных санк-
ций крайне низка.
Так,  обязательные  работы  не  могут
быть в полной мере реализованы, посколь-
ку характер работ и объекты, на которых они
отбываются,  определяются  органами  мест-
ного самоуправления. Не везде имеются со-
ответствующие подведомственные предпри-
ятия со сформированной инфраструктурой и
штатом работников для обеспечения и кон-
троля исполнения обязательных работ.
Исправительные  работы  назначаются
осужденному,  не  имеющему  основного  ме-
ста работы, и отбываются в местах, опреде-
ляемых  органом  местного  самоуправления.
При данном наказании возникают вышеука-
занные  проблемы  с  организацией  отбытия
наказания.
Арест  как  вид  наказания  на  практи-
ке  до  настоящего  времени  не  применялся.
Реализующих  уголовную  ответственность
арестных домов в России пока не построили.
Следует  отметить,  что  действующее
законодательство,  регламентирующее  раз-
мер  взыскиваемой  алиментной  задолжен-
ности,  требует  совершенствования.  Так,  в
соответствии  со  статьей  102  Федерально-
го  закона  от  02.10.2007  №  229-ФЗ  (ред.  от
17.12.2009)  «Об  исполнительном  произ-
водстве»  [7],  за  основу  исчисления  разме-
ра  алиментов  берется  средняя  заработная
плата  по  всей  Российской  Федерации  на
момент  взыскания  задолженности.  Но  со-
гласно гражданскому законодательству РФ,
алименты могут быть взысканы у неплатель-
щиков  только  за  трехлетний  период,  пред-
шествующий взысканию. В то же время, по
данным  Федеральной  службы  госстатисти-
ки (Росстата), уровень зарплаты в стране с
2005 года увеличился к 2009 году почти в три
раза. Средняя зарплата в России за первое
полугодие  2009  года  составила  20012  ру-
блей,  за  второе  полугодие  -  23505  рублей.
Размер средней зарплаты за 2008 год по Мо-
сковской области составил 17291,5 рублей, а
по республике Калмыкия - 4767,4 рублей. Та-
ким образом, при определении суммы долга
по алиментам в условиях инфляции законо-
датель  не  учел  уровень  жизни  в  регионе  и
порядок индексации алиментных платежей.
Проблему  восстановления  имуще-
ственных  прав  детей  и  нетрудоспособных
членов  семьи  в  части  выплаты  алиментов,
на  наш  взгляд,  возможно  в  определенной
степени разрешить по аналогии с взыскани-
ем долга по статье 395 Гражданского кодек-
са  РФ.  Согласно  ее  положениям,  при  взы-
скании долга в судебном порядке суд может
удовлетворить требования кредитора, исхо-
дя из учетной ставки банковского процента
на день предъявления иска или на день вы-
несения  решения.  Подобная  альтернатива
может  быть  предусмотрена  для  взыскания
судом задолженности по алиментам.
Кроме  того,  в  целях  повышения  взы-
скиваемости денежных средств с должников
целесообразно  также  рассмотреть  следую-
щие меры:
- ужесточить санкции в уголовном за-
конодательстве в отношении злостных али-
ментщиков;
-  ввести  дополнительное  наказание
-  «лишение  права  занимать  определенные
должности  или  заниматься  определенной
деятельностью на срок до трех лет»; к при-
меру,  уклоняющийся  от  уплаты  алиментов
родитель не вправе быть воспитателем дру-
гих детей или заниматься иной педагогиче-
ской деятельностью;
- ввести запрет на требующие государ-
ственной регистрации сделки алиментщика
с имуществом без согласования со службой
судебных приставов;
-  обеспечить  взаимозачет  задолжен-
ности  по  алиментам  путем  оформления  в
собственность  несовершеннолетнего  части
единственного  жилого  помещения,  принад-
лежащего должнику, если он не имеет дру-
гого  имущества,  на  которое  могло  бы  быть
обращено взыскание, а также не имеет ис-
точников дохода и не принимает мер к тру-
доустройству;
- активизировать на региональном уров-
не взаимодействие Федеральной службы су-
дебных приставов с органами внутренних дел,
налоговыми органами, Федеральной службой
исполнения наказаний, государственными уч-
реждениями образования, здравоохранения и
социальной защиты населения;
- в местных федеральных органах соз-
дать  структурные  подразделения  по  веде-
нию  дел  о  защите  имущественных,  личных
неимущественных,  иных  прав  и  законных
интересов несовершеннолетних;
-  для  достижения  единообразия  Вер-
ховному Суду РФ обобщить судебную прак-
тику по алиментным обязательствам и дать
соответствующие разъяснения.
Анализируя  нормативно-правовую
базу  иностранных  государств,  следует  от-
метить,  что  законодательство  большинства
стран  содержит  требования,  касающиеся
выполнения обязанностей родителей оказы-
вать  материальную  помощь  своим  детям  в
случаях расторжения брака 1 . В заграничных
странах размер отчислений преимуществен-
но  определяется  потребностями  детей,  а
родитель, проживающий отдельно от детей,
обязан участвовать в расходах по содержа-
нию детей пропорционально своим доходам
и доходам другого родителя. Как и в России,

1  Взыскание алиментных платежей в отношении не детей, а иных членов семьи в иностранных государствах имеет те же проблемы, что и в отношении несовершеннолетних, хотя менее распространено. Поэтому остановимся более подробно на рассмотрении взыскания алиментов на российских детей заграницей.


так  и  за  рубежом  при  отказе  добровольно
уплачивать  алименты  одним  из  супругов
средства  на  содержание  детей  взыскива-
ются  с  должника  в  судебном  порядке.  Про-
цедура  взыскания  алиментов  предполагает
принудительное  выполнение  решения  суда.
Отказ или уклонение от выполнения подоб-
ного  решения  должником  влечет  за  собой
уголовное наказание, что предусматривает-
ся уголовными кодексами ряда стран, в том
числе Франции, Германии, Австрии, Турции.
Однако,  если  ребенок  проживает  на  терри-
тории  одной  страны  и  судом  этой  же  стра-
ны  выносится  решение  о  взыскании  в  его
пользу  алиментов,  а  должник  проживает
на  территории  другой  страны,  возникает  в
большинстве  случаев  неразрешимая  про-
блема,  связанная  с  исполнением  решения
суда  иностранного  государства.  В  данном
случае  происходит  своеобразное  «вторже-
ние»  в  суверенитет  государства  по  месту
проживания  должника.  Суд  государства  по
месту  проживания  должника  вынужден  по
решению суда другой страны осуществлять
принудительные действия, в том числе взы-
скание, арест и изъятие имущества. Практи-
ка  подтверждает,  что  исполнение  решения
российского суда о взыскании алиментов на
содержание  несовершеннолетнего  ребенка
на территории других стран маловероятно в
связи  с  отсутствием  соответствующей  нор-
мативно-правовой базы.
Таким  образом,  следует  констатиро-
вать,  что  основные  причины  сложившейся
ситуации  с  выплатой  алиментов  на  несо-
вершеннолетних и взрослых нетрудоспособ-
ных членов семьи связаны с погрешностями
действующего законодательства и несовер-
шенством практики его применения. В целях
защиты их прав требуется осуществить зна-
чительные меры на законодательном и орга-
низационном уровне.

Библиографический список:
1. Корбут Л.В., Паленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1997. С.14-17.
2. Права человека. Основные международные документы: Сборник документов. М.: Международные отношения, 1989. С.155.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 26.12.2011 // Правовой портал «Кадис». [Электронный ресурс]. URL: http://www. kadis .ru/ texts/index.phtml?id =60446 (дата обращения 24.12.2011 г.).
4. Халилов А.Н. Уголовно-правовая политика в сфере защиты интересов семьи // Право и государство: теория и практика. 2009. № 7(55). С.121.
5. Источники: Сборники сведений по Северо-Западному Федеральному округу о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений за январь-декабрь 2004, 2010 г. Ф.451 КН.82 М.: ГИАЦ МВД России. Л.74, Л.94.
6. Источник: Сборник сведений по Северо-Западному Федеральному округу о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений за январь-декабрь 2010 г. Ф.451 КН.82 М. ГИАЦ МВД России. Л.90.
7. СЗ РФ. 08.10.2007. № 41. Ст.4849.






 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 534 | Теги: Законодательство, родители, Конституция, охрана, государство, дети, посягательство, алименты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь