Вторник, 20.08.2019, 04:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В.Ю.Рытькова, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Западный филиал)

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Правовое регулирование, уголовно-правовые аспекты, охрана окружающей среды, природные ресурсы, расследование экологических преступлений.

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с особенностями уголовно- правового регулирования ответственности за нарушения правил охраны окружающей среды. Поднимается вопрос об экологической безопасности и благополучия государства, общества и человека. Подчеркивается, что особую актуальность в настоящее время приобретает противодействие такому виду экологических преступлений, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Эти преступления относятся к числу наиболее распространенных экологических преступлений. Они причиняют значительный ущерб экологии и экономике страны в целом, в том числе на фоне уменьшения запасов природных ресурсов.

 
Особое место в системе конституционных прав и свобод занимает право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. С развитием научно-технического прогресса увеличилось негативное воздействие на окружающую среду, что отрицательно сказывается на здоровье людей и повышает интерес к указанному праву. Поэтому вопросы экологической безопасности и благополучия становятся приоритетными как для государства, общества, так и для каждого отдельного человека [1, с. 84].

Государство обязано осуществлять деятельность по охране окружающей среды, обеспечению рационального использования и охране природных ресурсов, экологической безопасности человека, общества, государства в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства выполняет фундаментальную, основополагающую роль в регулировании экологических отношений, являясь юридической базой становления, развития и совершенствования экологического законодательства. Конституция провозглашает, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основная задача социального государства - обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам страны. Безусловно, большое значение для достижения данной цели имеет создание благоприятной окружающей среды. На здоровье населения отрицательно сказывается загрязнение окружающей среды. Подчеркнем, что право на охрану здоровья - это конституционное право каждого гражданина. Таким образом, забота об экологической обстановке и охрана окружающей среды должны относиться к числу главных направлений деятельности государства.

Природные ресурсы страны являются национальным достоянием всех граждан России, гарантам социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Основными функциями Российского государства в этой сфере являются: охрана окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности населения.

Экологическое правосознание граждан имеет большое значение для реализации права на благоприятную окружающую среду. Индивидуальное отношение субъектов права к созданию личной системы правовых ценностей напрямую зависит от индивидуальных представлений граждан о качестве жизни. Сегодня с большим трудом формируется практика реализации и защиты экологических прав населением, общественными объединениями, отдельными гражданами.

Кроме права гражданина на благоприятную окружающую среду, Конституция Российской Федерации устанавливает и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В настоящее время законодательство об охране окружающей среды составляет множество нормативно-правовых актов. К наиболее важным из них следует отнести: Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ряд других.

В связи с вопросами, возникшими у судов, и в целях обеспечения единства судебной практики применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» обратил внимание судов на то, что гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36, ст. 58 Конституции Российской Федерации, обеспечиваются, в частности, путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Пленумом определил, что под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных ст. 246 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам.

Исходя из положений ч. 2 ст. 24 УК РФ, следует отметить, что если в диспозиции статьи гл. 26 УК РФ форма вины не конкретизирована, то соответствующее экологическое преступление может быть совершено умышленно или по неосторожности при условии, что об этом свидетельствуют содержание деяния, способы его совершения и иные признаки объективной стороны состава экологического преступления. Так, преступление, предусмотренное ст. 246 УК РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Под иными тяжкими последствиями применительно к ст. 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснял, что массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раз.

Вопросам охраны окружающей среды уделяется огромное внимание в рамках не только экологического, но и других отраслей права. Что касается уголовного права, то ст. 2 УК РФ среди основных задач уголовного законодательства, таких как охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений, указывает охрану окружающей среды, отмечая тем самым огромную важность данной сферы уголовно-правовой защиты.

Уголовное законодательство России направлено на обеспечение формирования и укрепления экологического правопорядка и экологической безопасности на территории Российской Федерации. Говоря об экологической безопасности, следует иметь в виду состояние защищенности жизненно важных экологических прав и интересов человека, прежде всего права на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Природоохранительные нормы, содержащиеся в УК РФ, создают правовую основу для эффективной борьбы с экологической преступностью. Особенная часть кодекса содержит самостоятельную главу, в которую сведены основные природоохранительные нормы, включающие в себя составы соответствующих экологических преступлений.

В общем массиве преступности, конечно же, определенного внимания заслуживают экологические преступления. Особую актуальность в настоящее время приобретает противодействие такому виду экологических преступлений, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ). Они относятся к числу наиболее распространенных видов экологических преступлений, причиняют значительный ущерб экологии и экономике страны. Особенно отчетливо это проявляется на фоне уменьшения запасов природных ресурсов [2].

При расследовании экологических преступлений большое внимание уделяется объекту преступного посягательства. Родовым объектом экологических преступлений является особая группа однородных общественных отношений, сложившихся в сфере взаимодействия общества и природы, охватывающих отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», являются общественные отношения по охране окружающей среды и экологическая безопасность в сфере взаимодействия общества и природы, гарантирующие обеспечение жизненно важных интересов и неотъемлемых личных благ человека, их защиту от неблагоприятного воздействия загрязненной среды. Факультативным объектом может быть здоровье населения. В зависимости от обстоятельств предметом данного вида преступления могут являться различные компоненты окружающей природной среды, которым был причинен вред в результате нарушения соответствующих правил ее охраны. Это могут быть недра земли, земля, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир и т.п. Потерпевшим может быть признан человек, здоровью которого причиняется вред в результате нарушения надлежащих правил охраны окружающей среды.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе выполнения трудовых обязанностей, связанных с природопользованием.

В связи с этим представляется целесообразной и актуальной разработка современных методик расследования экологических преступлений. Следует также подчеркнуть особую значимость специальной подготовки (переподготовки) кадров правоохранительных органов, осуществляемой с целью повышения уровня юридических и специальных знаний сотрудников, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений в данной сфере [3].

 
Библиографический список:

1. Рытькова В.Ю. К вопросу о роли экологического правосознания граждан в охране окружающей среды // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (48). С. 84-85.
2. Рытькова В.Ю., Рытьков А.А. Некоторые аспекты в сфере незаконной порубки леса в Калининградской области // Материалы I Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы». Калининград, 2016. С. 37-40.
3. Рытьков А.А., Светочев В.А. Незаконная рубка лесных насаждений (программа расследования): Научно-практические рекомендации. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2014. 52 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (50) 2017.


Категория: Экология | Добавил: x5443 (18.07.2019)
Просмотров: 28 | Теги: УК РФ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, охрана окружающей среды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь