Понедельник, 15.10.2018, 18:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

С.Г.Съёмова

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы спортивной подготовки. Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

Ключевые слова: Спорт, спортивная подготовка, спортсмен, спортивные достижения.


Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания. Отличительной особенностью спорта является соревновательная деятельность, укладывающаяся в рамки соревнований. Поэтому вся подготовка спортсмена направлена к выступлениям в основных соревнованиях сезона, притом с ориентацией на победу, установление рекорда и острейшую конкуренцию. [6]Сегодня успехов в большом спорте могут достичь лишь те спортсмены, у которых высокий уровень физической, технической, тактической, моральной и волевой подготовленности сочетается с достаточно высокой теоретической подготовленностью.

Воспитание интеллектуальных способностей, необходимых в избранном виде спорта, а также приобретение необходимых знаний позволяют юным спортсменам правильно оценивать социальную значимость спортивной деятельности и определять свое отношение к ней. Понимать объективные закономерности спортивной тренировки как педагогического явления, осознанно относиться к занятиям, выполнению заданий тренера, в большей степени проявлять самостоятельность и творчество на тренировках и соревнованиях. [2]

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта
- укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. [3]

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1.Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.

3. Совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона.[2,3,4]

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Все эти задачи тесно связаны с основными сторонами подготовки спортсмена в процессе тренировки - технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Основные задачи спортивной тренировки детализируются в зависимости: индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.);
2) специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины;
3) периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов.

В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное тренировочное занятие, тренировочный день и более крупные фрагменты тренировочного процесса(месяц, один год, несколько лет и т.п.).[3]

В спортивной подготовке выделяют следующие виды подготовки: техническая, тактическая, психологическая, морально-волевая.

Техническая подготовка спортсмена — это процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем.Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка — на достижение технического мастерства в избранном виде спорта. Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Исходя из особенностей двигательной деятельности и способов оценки спортивных достижений, выделяют следующие группы видов спорта с характерной для них спортивной техникой:

1.Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки и др.)- Характерная особенность этих видов - кратковременность и максимальная мощность усилий. Техника направлена на то, чтобы обеспечить спортсмену возможность в процессе решения двигательной задачи развивать наиболее мощные усилия в основной фазе движения, в нужном направлении, при полноценном использовании внутренних и внешних сил, действующих на его тело.

2. Виды с преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велосипедный спорт и др.). Техника направлена на экономизацию расхода физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий.

3. Виды спорта, связанные с оценкой результатов соревнований на точность выразительность движений по заданной программе(спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Техника здесь приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивного достижения. Физическая подготовка тут играет подсобную роль и служит лишь для совершенствования техники движений.

4. Виды, характеризующиеся активным взаимодействием спортсменов (личного и командного характера) при переменных условиях двигательной деятельности (бокс, борьба, баскетбол и футбол, др.). Техника призвана решать ряд следующих сложных задач: повышение эффективности использования максимальных усилий, экономизации рабочих усилий, повышение быстроты, точности действий в условиях меняющейся обстановки спортивной борьбы. [1]

Тактическая подготовка направлена на усвоение спортсменами необходимых знаний в области тактики, на формирование определенных навыков и умений правильного ведения спортивной борьбы, а также на совершенствование тактического мастерства. Активность тактических действий спортсмена - важный показатель спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства. Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера. [6]

Структура тактической подготовленности определяется характером стратегических задач, диктующих основные направления спортивной борьбы. Эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, студенческая Универсиада, Олимпийские игры).

В спорте имеется множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда - объясняют это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником. Термин психологическая подготовка чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.[5]Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям -это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена- личности.

Основные вопросы психологической подготовки:

1) оценка особенностей личности спортсмена - его характера, темперамента, направленности личности, интересов, уровня притязаний в спорте и т.д.;

2) социальные аспекты личности и коллектива - психологический климат в спортивной команде, формирование межличностных отношений;

3) оценка максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств;

4) оценка психического состояния спортсмена и их регуляция;

5) средства достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности;

6) обоснование применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки, ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона. [2,4]

В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность. Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

В структуре специальной психической подготовленности следует выделить:
 устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;
 степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;
 способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;
 способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
 совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена. [4,5]

Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.

Литература

1. Лапутин А.Н.Совершенствование технического мастерства спортсменов высокой квалификации. - Наука в Олимпийском спорте. - 1997, К.: Олимпийская литература. - С. 78-83.
2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. —М.: ФиС.2010 г.-280с.
3. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Учебное пособие для студентов. ИФК. - М, Высшая школа, 2004,- 312с.
4. Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной
подготовки. / Под ред. Б.Н. Шустина. М., 1998.-205с.
5. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 2012 г.-88с.
6. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (10.04.2018)
Просмотров: 520 | Теги: спортивная подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь