Понедельник, 11.12.2017, 04:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ

И.И.Мушкарев

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ

Статья посвящена вопросам криминологической характеристики одной из форм антисоциального поведения — криминальной субкультуры. Носителями данной контркультуры являются преступники и осужденные, а также лица, отбывшие наказание по приговору суда.

Ключевые слова: преступник, криминальная субкультура, субкультура осужденных.

 
Тенденции становления отечественной культуры с ее различными субкультурными течениями, контркультурами, криминальной субкультурой как крайней ее формой представляют собой реальное препятствие на пути реализации поставленной перед государством и обществом глобальной задачи сохранения России как самобытного государства.

Существование и развитие криминальной субкультуры и тюремной субкультуры в частности обеспечивают ее носители, большую часть которых составляют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Несмотря на то, что в РФ провозглашен и соблюдается принцип гуманизации уголовного наказания, а законодатель стремится сократить численность указанной категории граждан, этот показатель остается по- прежнему высоким.

Тревожным симптомом становится распространение элементов преступной субкультуры в повседневной жизни. Из жаргона осужденных многие слова и выражения перемещаются в обыденную речь, употребляются в публикациях средств массовой информации, используются политиками, руководителями различного уровня. Криминальная субкультура видоизменяется, приобретает новые формы, вследствие чего возникает своеобразная «конкуренция» между ними.

Истоками криминальной (тюремной) субкультуры явились не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура — это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать себя изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе, вырабатывают свою идеологию, модифицируя существующие в обществе ценности и вырабатывая свои, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы — они»).

Логичным является вывод о том, что субкультура представляет собой совокупность норм и правил поведения, традиций, обычаев и внешней атрибутики, которые существуют внутри определенной социальной микрогруппы лиц, объединенных каким-то общим интересом (профессиональным или иным), поддерживаются всеми членами этой группы и отличаются от общепринятых в обществе. Обычно она определяется как система совместных верований, отношений и символов, дифференцирующих определенную микрогруппу в пределах большего культурного сообщества.

Следует согласиться с мнением Н. Л. Денисова, полагающего, что криминальная субкультура — это явление, представляющее собой составную часть асоциальной субкультуры, разновидность контркультуры, нормы которой сформированы на основе норм, сложившихся в уголовно-правовой сфере вне официального урегулирования, и предполагающее особый образ жизни, отношения, поведение, связанные с нарушением уголовно-правовых и иных общепризнанных социальных норм, не совпадающих с ними [1. С. 30].

С точки зрения Ю. К. Александрова, можно выделить следующие составные части рассматриваемого явления:

— «табель о рангах» (стратификационно- сигмативные элементы), закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества. Сюда же можно отнести и «прописку» с ее «приколами» как способ определения положения отдельно взятой личности в «табели о рангах»; наличие кличек («погонял», «кликух»), татуировок, отдельных привилегий у отдельных лиц;

— поведенческие атрибуты, к которым относятся «воровские законы», «тюремные законы», правила и традиции преступного мира, а также клятвы и проклятия, принятые в криминальной среде. При помощи этих обычаев и традиций регулируются взаимоотношения, поведение внутрикриминального сообщества;

— коммуникативные атрибуты, к которым, помимо уголовного жаргона (арго) и специальных жестов, относятся также клички и татуировки, выступающие как средство общения и взаимодействия;

— экономические атрибуты («общак» и принципы оказания материальной помощи), которые являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;

— сексуально-эротические ценности, то есть отношения с лицами как противоположного, так и своего пола; различного вида половые извращения, гомосексуализм, порнография и т. д.;

— тюремная лирика, выраженная в основном песнями, реже — стихами и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;

— отношение к своему здоровью: от симуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами спорта (особенно восточными единоборствами и стрельбой);

— алкоголизм, наркомания и токсикомания (выступают как средство «сплочения», самоутверждения и разгрузки).

Содержание элементов тюремной субкультуры осужденных в обществе сводится к таким основным характеристикам, как стабильность и устойчивость, чему способствуют: наличие иерархических связей и отношений, определенной «стратификации»; неформальная нормативная урегулированность статуса членов подобных «страт», взаимоотношения между ними, а также между представителями высших и низших «страт»; наличие развитой нормативной системы, в том числе системы санкций; особый порядок приема в члены преступного сообщества и выхода из него; возможность изменения статуса (передвижение вверх по иерархической лестнице) [4. С. 227 — 228].

Н. Л. Денисов выделяет следующие элементы тюремной субкультуры!

— идеология;

— коммуникативные атрибуты (клички, жаргон, татуировки и т. д.);

1 Следует оговориться, что Н. Л. Денисов исследовал проблему криминальной субкультуры несовершеннолетних, тем не менее, с научной точки зрения, его материалы являются незаменимыми в рамках данной работы.

— отношения между носителями криминальной субкультуры (нормы поведения, ценности);

— стратификация преступников;

— традиции и обычаи.

Однако с данной точкой зрения нельзя согласиться, так как, исходя из сугубо логических соображений, стратификация между несовершеннолетними преступниками, традиции, обычаи — это и есть отношения, складывающиеся в их среде, поэтому нет смысла выделять отдельно 4-ю и 5-ю группы.

Однако, с точки зрения Д. А. Корецкого и В. В. Тулегенова, эта классификация в практической работе неудобна [2. С. 10].

Следует присоединиться к точке зрения С. Я. Лебедева, различающего следующие элементы в преступных традициях и обычаях:

— регулятивные («законы» и «правила», регулирующие взаимоотношения между преступниками в связи с ведением антиобщественного образа жизни и совершением преступлений, специфические ритуалы общения и поведения в преступной среде);

— атрибутивные (татуировки, жаргон, клички, мимика, жестикуляция, отражающие принадлежность к тому или иному виду преступной деятельности);

— эмоциональные (песни, стихи, поговорки на воровскую тематику) [3. С. 12].

Именно этот перечень является наиболее удобным и лаконичным с точки зрения его сущностного содержания. Он объединяет в себе все необходимые признаки и свойства криминальной субкультуры современной России. Однако данная классификация не охватывает столь важного элемента, как неформальное разделение преступников. Этот элемент необходимо включить в состав регулятивных, поскольку рассматриваемый вопрос всецело регламентируется неофициальными правилами поведения в преступной среде, которые и входят в указанную группу.

Одним из определяющих свойств криминальной субкультуры является сложность ее изучения, что обусловлено рядом объективных причин: высокая степень изменчивости [5. С. 39]; отсутствие материального наследия [2]. Криминальная субкультура представляет собой некое «тайное знание», не приемлет гласности и организуется по принципу так называемой «тусовки» среди своих и для своих. Каждой преступной группе присущи свои собственные поведенческие атрибуты, символы, знаки, традиции и обычаи.

Список литературы

1. Денисов, Н. Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника : дис. ... канд. юрид. наук / Н. Л. Денисов. — М., 2002.
2. Корецкий, Д. А. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение / Д. А. Корец- кий, В. В. Тулегенов. — СПб., 2006.
3. Лебедев, С. Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступников / С. Я. Лебедев. — М., 2001.
4. Мурашов, В. П. Криминологическая характеристика отдельных социальных групп : дис. . канд. юрид. наук / В. П. Мурашов. — М., 1990.
5. Фролова, Л. И. Социально-психологические механизмы экспансии криминальной субкультуры / Л. И. Фролова // Преступность и культура : сб. ст. / под ред. А. И. Долговой. — М., 1990.

Библиографическое описание: Мушкарев, И. И. Особенности современной субкультуры осужденных / И. И. Мушкарев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 3. — С. 105—107.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (07.07.2017)
Просмотров: 97 | Теги: преступник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь