Среда, 22.01.2020, 11:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

ОСОБЕННОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПОЛУЧИВШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Д.Ф.Романенкова

ОСОБЕННОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПОЛУЧИВШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам содействия трудоустройству выпускников, получивших профессиональное образование. Проанализирован уровень занятости лиц с инвалидностью, в том числе выпускников вузов и колледжей. Рассмотрены дополнительные меры, реализуемые в субъектах РФ, для трудоустройства лиц с инвалидностью молодого возраста. Несмотря на принимаемые меры, существенная доля выпускников не мотивирована на трудоустройство. Выпускники с инвалидностью, получившие профессиональное образование, должны выделяться как отдельная особая категория нуждающихся в трудоустройстве, для которой необходимо применение своих форм и методов работы. В этой работе существенна роль образовательных организаций профессионального образования, которые организации должны заниматься повышением мотивации к трудоустройству у выпускников с инвалидностью и подготовкой их к работе в реальном секторе экономики. Одной из важнейших задач обучения инвалидов должна стать задача обеспечения их профессиональной социализации. В статье предложены формы такой работы: адаптационные или факультативные учебные дисциплины, мастер-классы и тренинги, взаимодействие с органами занятости населения, формирование индивидуальных планов поиска работы, организация специализированных ярмарок вакансий, расширение конкурсов профессионального мастерства, помощь в адаптации на рабочем месте, сопровождение карьеры и др.

Ключевые слова: инвалиды, содействие трудоустройству, профессиональное образование, инклюзивное обучение.


Трудоустройство выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование, является важной задачей социально ориентированной государственной политики. В последние годы все больше молодых людей с инвалидностью получают среднее профессиональное и высшее образование, однако не все из них по различным причинам могут трудоустроиться и работать по полученной профессии или специальности. Значимой проблемой является также проблема закрепления инвалидов на рабочих местах.

По данным федерального реестра инвалидов, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста в 2017 году составила около 26% [4].По данным мо- ниторингов Минобрнауки России, для выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование, доля трудоустроенных в течение года после выпуска составляет 50-60%. Однако не все, кто потенциально способен трудоустроиться, могут это сделать.

Результаты мониторинга, проведенного органами службы занятости субъектов Российской Федерации в 2016 году, направленного на выявление потребности инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, показали, что значительная доля опрошенных - 62,3% нуждаются в трудоустройстве, а 8,4% хотели бы сменить работу [1].

В последнее время вопросам трудоустройства инвалидов много внимания уделяется в субъектах РФ. Выделим некоторые дополнительные меры, реализуемые в субъектах РФ для трудоустройства лиц с инвалидностью молодого возраста: применение механизмов стимулирования работодателей, принимающих на работу инвалидов, окончивших образовательные организации профессионального образования, формирование реестров наиболее востребованных на региональном рынке труда профессий и специальностей, по которым могут быть трудоустроены лица с инвалидностью, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для их трудоустройства, субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на сопровождение при трудоустройстве инвалидов, в том числе выпускников, получивших профессиональное образование, их адаптацию на рабочем месте, привлечение региональных отраслевых советов работодателей к решению вопросов содействия трудоустройства выпускников с инвалидностью, вовлечение инвалидов в трудовую деятельность в организации бюджетной сферы и акционерные общества с государственным участием, закрепление за каждым из выпускников с инвалидностью кураторов из числа сотрудников центров занятости, временное трудоустройство инвалидов, в том числе обучающихся в образовательных организациях профессионального образования в свободное от учебы время.

Однако, как показывает практика, уровень обращаемости инвалидов, получивших профессиональное образование, в органы службы занятости для получения услуг по профессиональной реабилитации и содействию в трудоустройстве, крайне невысок, даже среди тех инвалидов, кто реально хотел бы найти работу. Во многом это связано с недостаточно активной информационно- разъяснительной работой по реализации мероприятий, проводимых органами службы занятости для оказания помощи инвалидам в трудоустройстве. Это приводит к тому, что значительная часть инвалидов трудоспособного возраста не получает эффективной помощи в трудоустройстве [1].

Проведенные исследования показывают, что причины низкой занятости лиц с инвалидностью носят как объективный, так и субъективный (личностный) характер. Инвалиды и специалисты, которые с ними работают, высоко оценивают значение для трудоустройства таких личностных причин, как ограничения по состоянию здоровья и нехватку информации по трудоустройству. Среди объективных (внешних) причин выделяется нежелание работодателей принимать на работу лиц с инвалидностью, отсутствие индивидуального сопровождения при трудоустройстве, предложение рабочих мест с не подходящими условиями труда и режимом работы, низкой заработной платой [3].

Аналогичные данные получены Челябинским государственным университетом в результате опроса 50 выпускников с инвалидностью одиннадцати вузов, расположенных в Челябинской, Свердловской и Курганской областях. Наиболее распространенными причинами, затрудняющими трудоустройство выпускников, являются наличие ограничений по состоянию здоровья/инвалидность, низкая заработная плата существующих вакансий, отсутствие подходящих вакансий. По результатам исследования мы пришли к выводу, что часть выпускников (около трети) не мотивированы на трудоустройство, у них недостаточно сформированы ценности независимой жизни.

В реализации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью, основной формой работы остается индивидуальная адресная работа. Пока еще органами труда и занятости выпускники с инвалидностью, получившие профессиональное образование, не выделяются как отдельная особая категория нуждающихся в трудоустройстве, для которой необходимо применение своих форм и методов работы. В некоторых регионах России работа по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью начинает приобретать комплексный системный характер на основе межведомственного взаимодействия.

Безусловно, решение вопросов содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и их закрепления на рабочих местах будет эффективным только в случае участия в этом процессе образовательных организаций профессионального образования, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданского сообщества, некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций инвалидов, и работодателей. Однако именно роль образовательных организаций профессионального образования в этом процессе огромна.

Мы считаем, что лица с инвалидностью, получившие профессиональное образование, должны трудоустраиваться, в первую очередь, как специалисты, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями, то есть основными подходами к решению проблемы эффективного трудоустройства должна быть свободная конкуренция на открытом рынке труда и дистанционная и гибкая занятость. Для людей с тяжелыми нарушениями могут применяться трудоустройство на квотируемые рабочие места, на специально оборудованные рабочие места на открытом рынке труда, работа на специализированных предприятиях.

Факторами, влияющими на трудоустройство инвалидов - выпускников образовательных организаций профессионального образования, являются личность (характер) самого выпускника с инвалидностью, уровень его профессиональной и психологической подготовки к исполнению будущей роли работника и специалиста, обладание востребованными профессиональными знаниями и актуальными коммуникативными навыками. Все это может и должно формироваться в период получения профессионального образования, следовательно, одной из важнейших задач обучения инвалидов должна стать задача обеспечения их профессиональной социализации.

Помощь инвалиду-выпускнику в процессе его адаптации на конкретном рабочем месте должна входить в задачи постдипломного сопровождения (при наличии необходимости), поскольку образовательная организация обладает необходимыми для решения этой задачи компетенциями, осуществление вузом или колледжем такой помощи (сопровождения) означает, по сути, продолжение образовательной деятельности. Важно, что такая задача актуализирует работу по обучению студента с инвалидностью востребованными с точки зрения потенциального работодателя компетенциям.

Мы считаем, что образовательные организации должны заниматься повышением мотивации к трудоустройству у выпускников с инвалидностью и подготовкой их к работе в реальном секторе экономики. Формами такой работы могут стать учебные дисциплины (адаптационные, факультативные) или мастер-классы и тренинги по изучению занятости и её регулирования, рынка труда, знакомства с техникой, методами и способами поиска работы. Для каждого выпускника необходимо формирование индивидуального плана поиска работы, включающего выявление его профессиональных и непрофессиональных умений и навыков, определение и расширение сферы поиска работы, подготовка резюме, приемы самопрезентации, формирование делового имиджа и пр. Кроме того, необходимо организовать системное взаимодействие на основе межведомственных мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников и молодежи с инвалидностью, между образовательной организацией профессионального образования, учреждением службы занятости, объединениями работодателей. Специально оборудованные рабочие места на открытом рынке труда следует создавать под потребности выпускников вузов или колледжей с инвалидностью при наличии соответствующей рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.

Эффективными формами работы являются вовлечение старшекурсников и выпускников с инвалидностью в конкурсы профессионального мастерства, в том числе чемпионаты «Абилимпикс», организация адаптационных практик, стажировок, направленных на содействие их трудоустройству [2]. На региональном уровне следует расширять практику проведения специализированных ярмарок вакансий для лиц с инвалидностью, в том числе мини-ярмарок с гарантированным собеседованием с работодателем.

Координаторами работы по содействию трудоустройства выпускников с инвалидностью в регионах должны стать базовые профессиональные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования (среднее профессиональное образование), и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (высшее образование). Они могут выполнять следующие функции: изучение и выявление лучших практик содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, выработка механизмов их трансляции в образовательные организации профессионального образования, участие в разработке региональных программ по содействию трудоустройству инвалидов и их закреплению на рабочих местах, организация взаимодействия выпускников с инвалидностью и потенциальных работодателей, информирование обучающихся и выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья о состоянии и тенденциях рынка труда, ведение базы данных выпускников и рабочих мест, мониторинг трудоустройства и сопровождения карьеры выпускников.

Список литературы

  1.  Антонова Г.В., Кураева Л.Н. Новые подходы к оказанию государственных услуг инвалидам в сфере содействия в трудоустройстве // Актуальные вопросы формирования доступной среды для инвалидов в социальной и трудовой сферах деятельности: интегрированный подход: Материалы науч.-практ. конф. 2016. С. 6-9.
  2.  Романенкова Д.Ф. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как эффективный механизм содействия их трудоустройству // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. №3(15). С. 20-24.
  3.  Старобина Е.М., Кузьмина И.Е., Гордиевская Е.О., Климон Н.Л. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2015. №2. С. 40-47.
  4.  Федеральный реестр инвалидов. Статистика // Режим доступа: https://sfri.ru/stat (дата обращения: 16.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (12.12.2019)
Просмотров: 25 | Теги: содействие трудоустройству, инвалиды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь