Воскресенье, 31.05.2020, 20:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Особенности социокультурной направленности образования в системе МВД России

А. А. Рожков, А. П. Шалыгина

Особенности социокультурной направленности образования в системе МВД России

Статья посвящена анализу особенностей социокультурной направленности образования в системе МВД России в период преодоления культурного кризиса в России. В ней описываются причины, которые привели к появлению проблемы культурного кризиса в России, излагается позиция государства по ликвидации данных причин и нивелированию негативных последствий, описывается положительный опыт реализации государственной культурной политики в Санкт-Петербургском университете МВД России. Авторы не оставили без внимания проблемные вопросы организации воспитательной работы и указали на принцип их решения.

Ключевые слова: культурный кризис, культурные ценности, культурные традиции, государственная культурная политика, социокультурная направленность образовательного процесса, синергетические связи.
 

Проблема культурного кризиса обозначилась в период государственного преобразования СССР и возникновения суверенных государств с различным политическим устройством на базе союзных республик. Общественное мнение граждан в конце 1980-х - начале 1990-х гг. выражало назревшую необходимость освобождения культуры от жёсткого контроля со стороны государства. Многие противоречия, которые определялись режимом политической системы Советского Союза в контексте исторических условий, стали предметом свободных дискуссий. В социальной жизни Российской Федерации произошел отказ от идеологических ограничений.

Крайняя либеральная позиция, господствовавшая в обществе в тот период и требовавшая тотального преобразования всех сфер жизни, за прошедшее тридцатилетие продемонстрировала свои уязвимые места. Рыночная экономика и рыночные отношения стали определять направления развития государства и общества. Отличительными чертами культурной парадигмы данного исторического периода стали: популяризация индустрии развлечений и её преобладание над художественным творчеством; активно навязывались ценности массовой западной культуры, некоторые из которых идут вразрез с ценностями, составляющими ядро национальной самобытности народов России; осмеивались и искажались представления о чести, достоинстве, совести, справедливости, любви, семье; моделировались поведенческие стандарты, ориентированные на быстрое достижение экономической состоятельности любой ценой, невзирая на средства её достижения; происходила дифференциация общества по национальному и конфессиональному признакам; демонстрировались деструктивные типы реагирования на жизненные ситуации как социально приемлемые. Данные изменения поставили под угрозу содержание русской духовной традиции и систему воспроизводства русской культуры.

Общество, которое боролось с засильем государства в сфере культуры, в настоящее время стало настаивать на участии государства в формулировании единой государственной идеологии, требовать усиления контроля за контентом, размещаемым средствами массовой информации, развивать систему воспитания и образования, соответствующую культуре многонациональной России.

В целях удовлетворения данных запросов общества был издан Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Были определены наиболее опасные для будущего России последствия проявления кризиса государственной культурной политики. К ним относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня российского общества; девальвация общечеловеческих ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост асоциального поведения, которое характеризуется в т.ч. агрессией и нетерпимостью; деформация исторической памяти, которая представлена негативной оценкой значительных периодов отечественной истории и распространением ложного представления об исторической отсталости России; атомиза- ция общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами и законными интересами других людей.

В целях нивелирования данных последствий были сформулированы следующие задачи, которые приобрели статус государственных: систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе; усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания [1].

Ожидаемыми результатами государственной культурной политики стали: повышение интеллектуального потенциала граждан; повышение статуса семьи в глазах граждан и осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия; увеличение числа граждан, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания и стремящихся жить и работать на родине; знание истории России, владение русским литературным языком; способность понимать и ценить искусство и культуру; раскрытие творческих, созидательных способностей; качественный рост культурных и до- суговых запросов у людей; гармонизация социально- экономического развития регионов России и активизация культурного их потенциала.

Таким образом, в общественное сознание вернулось понимание того, что на протяжении всей истории именно культура позволяла сохранять, накапливать и передавать новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивать единство многонационального народа России, воспитывать чувства патриотизма и национальной гордости, укреплять авторитет страны на международной арене, а обеспечение единства науки, образования и культуры является мощным инструментом для достижения этих целей.

1 декабря 2016 г. в своём ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путин ещё раз обратил внимание федеральных государственных служащих и общественности на базовые задачи образования. Он отметил, цитируя слова академика Д.С. Лихачёва, что «образование должно давать не только знания, но и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества» [2].

Столь авторитетное заявление может быть расценено как безусловный аргумент, подтверждающий идею о том, что образование должно иметь не только профессиональную, но и социокультурную направленность.

Обратимся к положительному опыту реализации данного направления в Санкт-Петербургском университете МВД России. Воспитательная работа в университете строится в соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно- служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», Планом МВД России по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», Программой морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в Санкт-Петербургском университете МВД России и другими ведомственными и локальными приказами и распоряжениями.

В 2017 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России проведено более 750 мероприятий и организовано участие личного состава в мероприятиях воспитательной направленности: из них 4 - международного уровня, 22 - общероссийского уровня, 26 - ведомственного, свыше 200 - общеуниверситетского, свыше 500 - на уровне факультетов [3].

Университет славится своими культурными традициями. Ежегодно в День знаний проводится торжественная церемония передачи символического «Ключа знаний» курсантам и слушателям первого курса, а также присвоение слушателям пятых курсов первого офицерского звания «младший лейтенант полиции». Знаковым событием для каждого первокурсника является участие в ритуале приведения к Присяге, который проходит у Монумента героическим защитникам Ленинграда. Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в университете проводится торжественное собрание личного состава университета, ветеранов и гостей. Ежегодно в университете проходит торжественная церемония чествования отличников учёбы, а в целях проверки и демонстрации приобретённых за период обучения знаний и навыков проводится конкурс профессионального мастерства «Я - полицейский».
9 мая курсанты и слушатели принимают участие в Параде Победы, проводимом на Дворцовой площади. С 2013 г. торжественная церемония вручения дипломов и нагрудных знаков выпускникам Санкт- Петербургского университета МВД России проходит на Дворцовой площади.

В настоящее время в университете активно развивается деятельность по работе с общественными формированиями, такими как: Совет курсантов, слушателей и адъюнктов Санкт-Петербургского университета МВД России, Советы курсов, Советы факультетов, Советы общежитий, Движение имени Виктора Михайловича Новикова, военно-историческое общество курсантов и слушателей; актив межвузовской ассоциации «Покров», корреспондентские посты газеты университета «На страже закона», редакционные коллегии факультетов. Организована работа «Школы актива», в рамках которой проводится обучение актива университета взаимодействию с общественными формированиями и проведению мероприятий различного уровня.

В университете функционируют общеуниверситетские и факультетские творческие коллективы курсантов и слушателей, объединяющие более 400 человек. Творческие коллективы университета являются постоянными участниками конкурсов, фестивалей, концертов всероссийского и международного уровней. Они являются лауреатами и дипломантами престижных форумов самодеятельного художественного творчества, проводимых Министерством внутренних дел Российской Федерации, таких как Всероссийский фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», фотоконкурс МВД России «Открытый взгляд», литературный конкурс МВД «Доброе слово», Всероссийская благотворительная акция «Милосердие белых ночей».

За университетом закреплено около 10 детских подшефных учреждений. Курсанты и слушатели принимают активное участие в организации и проведении праздничных концертов, познавательных викторин, спортивных игр в подшефных учреждениях [3].

Широкий спектр социокультурных направлений Санкт-Петербургского университета МВД России позволяет каждому курсанту и слушателю найти то направление (помимо учёбы), в котором он смог бы себя проявить и развиваться.

Анализ данного опыта позволяет констатировать сохранение и развитее социокультурной направленности образовательного процесса в Санкт- Петербургском университете МВД России. Важным не с культурной, а с научной точки зрения является выявление и обоснование психолого-педагогических условий эффективности проведения таких мероприятий, что позволит оптимизировать процесс воспитательной работы с курсантами и слушателями. Важной задачей в этой работе является обнаружение и описание синергетических связей, которые имеются между проводимыми социокультурными мероприятиями и мероприятиями профессиональной направленности.

Синергетические связи невозможно обнаружить непосредственно. Процесс синергетического взаимодействия между элементами образовательного процесса свернут и недоступен для наблюдения со стороны организаторов и участников системы образования, поэтому результаты воспитания и образования на завершающем этапе обучения воспринимаются как данность, как часть современной реальности. При таком подходе все усилия направлены на анализ проводимых мероприятий, их описание и дальнейшее использование как положительного опыта. Следует обратить внимание на то, что в этом случае организационные идеи в области воспитательной работы соприкасаются с поверхностными факторами и приводят к умозрительным, линейным построениям, что может дать только кратковременный эффект. Поиск решений идёт в направлении наращивания количества проводимых мероприятий и их вариантов, но не учитывает синергетическую составляющую. Таким образом, в практику воспитательной работы не внедряются инновационные проекты, направленные на создание кооперативного эффекта проводимых мероприятий, что может сделать их более эффективными.

Список литературы

1. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // СЗ РФ. - 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7753.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1.12.2016 [Электронный документ] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53379 (дата обращения: 12.05.2018).
3. Отчёт Санкт-Петербургского университета МВД России о проведённой работе по морально-психологическому обеспечению служебной деятельности (по итогам 12 месяцев 2017 г.). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018.
4. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 126 с.
5. Душкин, А. С., Юренкова, В. А. Современные тенденции модернизации системы образования в Российской Федерации // Современные проблемы профессионального образования: перспективные идеи и технологии (к 15-летию Санкт-Петербургского университета МВД России) : материалы Всероссийской научно- практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. - С. 150-155.
6. Педагогика высшей школы : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России; ООО «Р-Копи», 2017. - 288 с.
7. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник. - В 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 1. - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 228 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.05.2020)
Просмотров: 16 | Теги: Культурная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь