Четверг, 20.02.2020, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н.В.Малиновская

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современного высшего образования, заключающаяся в нахождении путей способствующих созданию условий для эффективного инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями. Одним из важных направлений является разработка программы, поиск и определение средств работы со студентами с ограниченными возможностями по дисциплине «Физическая культура». В статье рассмотрены правовые аспекты инклюзивного образования, определено содержание медико-практического и психолого-педагогического направлений программы дисциплины. Обозначены требования к профессиональному уровню преподавателей-тьюторов. В статье рассмотрены проблема осуществления процесса социализации и психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями и вариант ее решения с помощью использования физкультурно-спортивных праздников, которые, являясь видом креативной телесно- ориентированной практики адаптивной физической культуры, способствуют реализации потенциальных коммуникативных возможностей, раскрывают его творческий и духовный мир.

Ключевые слова: инклюзивное образование, физическая культура, физкультурно-спортивные праздники, социализация, адаптация.
 

В настоящее время одной из основных задач образовательных учреждений всех уровней, является формирование и поддержание здоровья подрастающего поколения и студенческой молодежи, которое достигается с помощью осуществления деятельности направленной на пропаганду основ здорового образа жизни, разработку и внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, использование новых разновидностей занятий физическими упражнениями и технических средств. Так, полагается, что создание благоприятных условий для систе- магических занятий физической культурой в детском возрасте, к периоду взросления, приведет к формированию у человека осознанной потребности в двигательной деятельности, систематическое осуществление которой, будет способствовать оздоровлению организма в целом, профилактике профессиональных заболеваний, снижению негативных воздействий окружающей среды.

В особую категорию выделяется направление, отвечающее за физическое развитие и осуществление полноценной, систематической двигательной деятельности людей с ограниченными возможностями. Это обусловлено тем, что физический и психический уровень здоровья человека с ограниченными возможностями требует тщательного индивидуального подхода с тщательной разработкой методики проведения физкультурных занятий и подбора средств физической культуры. Так как, воздействие физической активности, неадекватной состоянию здоровья человека, непродуманный выбор средств, могут причинить огромный вред организму человека с ограниченными возможностями.

Таким образом, для формирования физической культуры личности, у лиц с ограниченными возможностями, заключающейся в осуществлении двигательной деятельности, адекватной уровню физического здоровья, знании и рациональном использовании средств физической культуры, на всех этапах учебной деятельности, необходимо создавать условия обеспечения инклюзивного образования.

Условиями обеспечения инклюзивного образования (обучения, воспитания, развития), указанными в «Законе об образовании», являются:

  •  использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  •  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;
  •  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  •  обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и др. [2].

В высших учебных заведениях физическая культура является учебной дисциплиной, отвечающей за всестороннее развитие личности, которое подразумевает взаимосвязь с физическим развитием, совершенствованием функциональных систем организма человека и формированием духовных качеств, свойств личностных особенностей.

Организация занятий физической культурой начинается с обязательной диспансеризации студентов, по результатам которой, на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности студента, происходит формирование медицинских групп здоровья - основная, подготовительная, специальная «А» (оздоровительная), специальная «Б» (реабилитационная) медицинские группы.

Соответственно, в высшем учебном заведении для студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов порядок освоения дисциплины «Физическая культура» организуется на основе теории и методики адаптивной физической культуры с применением технологий здоровьесбереже- ния. Так, например, в теоретическую часть учебного плана включается лекционные и семинарские занятия, на которых рассматриваются вопросы теории физической культуры, посвященные формированию основ здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

В современный образовательный процесс активно внедряется система дистанционного обучения. Особенно актуально и необходимо это для студентов с ограниченными возможностями, и не только по профильным предметам, но и по дисциплине «Физическая культура».

Так, с целью обеспечения непрерывности учебного процесса студентам, по объективным причинам, связанным с основным заболеванием, не имеющим возможности регулярно посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», все необходимые практико-методические материалы предоставляются в электронном варианте в виде файлов с лекциями, презентациями, тестами, с использованием компьютерных программ в режиме он-лайн. Это обеспечивает возможность осуществления индивидуального подхода к каждому студенту, облегчает восприятие информации и делает более интересным учебный процесс.

Практическая часть учебного плана представляет собой организацию подвижных занятий адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах, в бассейне, на открытом воздухе, занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, под руководством специалистов (ассистентов, консультантов, преподавателей-тьюторов) [2].

Консультанты-тьюторы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта, должны иметь педагогическое, психологическое и медицинское базовое образование, пройти переподготовку и повышение квалификации по вопросам организации занятий по адаптивной физической культуре в высшей школе.

В круг их функциональных обязанностей входит реализация методико- практического и психолого-педагогического направлений в рамках программы дисциплины «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов.

Методико-практическое направление включает в себя деятельность по разработке и внедрению индивидуальных программ физической реабилитации в зависимости от специфики заболевания, на основе образовательно - реабилитационных технологий, включающих в себя разработку и реализацию методик, направленных на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных студентом после болезни, травмы; методик по обучению новым способам и видам двигательной деятельности, направленных на развитие компенсаторных функций, в том числе и двигательных, при наличии врожденных патологий; методик по предупреждению прогрессирова- ния заболевания или физического состояния студента.

Важное значение имеет эффективное решение задач психолого-педагогического направления, которое включает в себя обеспечение психолого-педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья.

Так, решения задачи формирования позитивного психоэмоционального настроя достигается путем использования на занятиях технологий психоэмоциональной релаксации, аутотренинга и саморегуляции.

Задачи интеграции лиц с ограниченными возможностями к конкретной социальной среде решаются с помощью внедрения технологий инклюзивной физической рекреации, которые способствуют активизации механизма коммуникативной психологической адаптации.
Так как вопрос социализации инвалидов с каждым годом становится все более важным, его актуальность и значение всё более возрастают. С одной стороны, расширяющаяся технологическая сеть помогает процессу обучения, а с другой стороны снижает возможность осуществления живого, непосредственного общения, снижая эффективность решения задач социально-коммуникативной направленности. Это обуславливает необходимость активного внедрения технологий на основе мэйнстриминга, сущность которого, предполагает включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в совместную со здоровыми студентами физкультурно-рекреационную деятельность. Одним из видов такой деятельности являются процессы организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, а именно, физкультурно-спортивных праздников и фестивалей.

Так, физкультурно-спортивные праздники, выступая как вид креативной (художественно-музыкальной) телесно-ориентированной практики адаптивной физической культуры, способствуют реализации возможностей организма и личности для полноценной жизни. Это выражается в создании условий для самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество, условий, способствующих преодолению замкнутого пространства, формированию психической защиты, создании возможностей для общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний при выборе форм занятий, способов приобщения к занятиям различными видами адаптивной физической культуры. Что, оказывая совокупное влияние на личность, в результате приводит к формированию высокого уровня культурной самоактуализации лиц с ограниченными возможностями [1].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время все большее внимание уделяется решению задач создания условий инклюзивного образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов- инвалидов в высшей школе. И, тем не менее, необходимо продолжать целенаправленную работу по обеспечению включения студентов в социум по всех направлениям системы образования. А инклюзивное образование по направлению «Физическая культура» является уникальной площадкой, способной благодаря своей широкой теоретико-методологической базе, основанной на философских, социологических, исторических, медицинских, биологических научных знаниях и опыте, создать благоприятные условия для успешной социализации студентов с ограниченными возможностями в обществе, способствовать их профессиональному становлению и конкурентоспособности как будущих специалистов.

Список литературы

  1.  Малиновская Н.В. Физкультурно-спортивный праздник как вид креативной (художественно-музыкальной) телесно-ориентированной практики АФК // Сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конференции «Фитнесс и модернизация физкультурного образования и его роль оздоровлении населения России». СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 108-111.
  2.  Семикин Г.И., Мысина Г.А. Организация занятий по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами в вузе (опыт МГУ Им. Н.Э Баумана) // Живая психология. 2015. Т. 2. №1. С. 7-18.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (11.12.2019)
Просмотров: 62 | Теги: Инклюзивное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь