Четверг, 20.02.2020, 05:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Усцелемова Н.А., Усцелемов С.В.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

В статье представлены особенности реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих бакалавров физической культуры в современных инновационных условиях образовательной среды. Авторами определены факты, подтверждающие необходимость разработки педагогических условий формирования у преподавателей физического воспитания по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура», профессионально-педагогической устойчивости. Обосновано использование компетентностного подхода для выявления сущности и содержания профессионально-педагогической устойчивости бакалавров физической культуры. Представлено авторское определение понятия «профессионально-педагогическая устойчивость бакалавра физической культуры», выявлено содержание компонентов профессионально-педагогической устойчивости (мотивационно- ценностного, когнитивного, действенно-практического и рефлексивно-регулятивного).
Теоретическая значимость исследования состоит в оценке качества профессиональной подготовки будущих бакалавров физической культуры в вузе, на основе соотнесения выделенных в исследовании компонентов их профессионально-педагогической устойчивости с компетенциями, отраженными в государственных стандартах высшего образования.

Ключевые слова: федеральный образовательный стандарт, бакалавры физической культуры, профессиональная подготовка, профессионально-педагогическая устойчивость, компетентностный подход.

 

Введение. Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным и государственным заказом на развитие сферы физической культуры и спорта с целью стимулирования желания, интереса и потребности подрастающего поколения россиян на активную физкультурно-оздоровительную деятельность. Данный факт обуславливает необходимость привлечения в профессию педагога по физической культуре и спорту профессионально грамотных, компетентных и заинтересованных в решении данной задачи специалистов, обладающих необходимыми и достаточными педагогическими качествами. Для педагогической науки и практики проблема формирования у будущих бакалавров физической культуры профессионально-педагогической устойчивости является в настоящее время одной из важнейших и значимых. Анализ нормативных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в высших учебных заведениях, изучение потребностей производственной сферы, связанной с формированием качественной системы общего образования, исследования разных авторов по формированию и оценке профессиональных компетенций бакалавров физической культуры [1-4] позволил выделить факторы, определяющие актуальность данной проблемы (рисунок).

Рисунок. Факторы, определяющие актуальность изучаемой проблемы

Эти факторы позволяют нам высказать предположение о том, что для осуществления качественной подготовки педагогов физической культуры и спорта в вузе необходимо формирование профессионально-педагогической устойчивости, обеспечивающей возможность эффективного выполнения профессиональных задач, связанных с охраной, укреплением и улучшением здоровья подрастающего поколения.

Результаты исследования и их обсуждение. В условиях современной организации профессиональной подготовки будущих бакалавров физической культуры в вузе были выявлены потребности производственной сферы в квалифицированных педагогах физкультурно-спортивного профиля. Был проведен анализ данных по комплектации образовательных учреждений города Магнитогорска педагогами физкультурно- спортивного профиля. Выяснено, что общее число педагогов физкультурно- спортивного профиля, осуществляющих образовательный процесс по физической культуре в образовательных учреждениях города Магнитогорска составляет 282 человека. Наибольшее число приходится на учителей физической культуры - 180 человек. Инструкторами физической культуры дошкольных образовательных учреждений работают 49 человек. Педагогическую деятельность в системе дополнительного образования физкультурно-спортивного профиля осуществляют 40 педагогов. В коррекционных образовательных учреждениях работают 13 человек.

В настоящее время повышается значимость подготовки педагогических кадров, в том числе физкультурного профиля, в связи с формированием качественно новой системы общего образования, что обусловлено введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования начального (ФГОС НОО), основного (ФГОС ООО) и среднего (ФГОС СОО), федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО); утверждением профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3++, разработанных с учетом профессиональных стандартов, соотносящихся с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. № 593). В ЕКС обозначен конкретный перечень должностных обязанностей, прав, ответственностей и компетент- ностей педагога, определяющий для учителя необходимость обеспечивать во время образовательного процесса охрану жизни и здоровья обучающихся. В профессиональном стандарте педагога содержание профессиональной деятельности учителя определяется через трудовые действия:

- планирование и проведение занятий;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

- создание безопасной и комфортной среды;

- формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, что в полной мере согласуется с содержанием профессионально-педагогической устойчивости бакалавра физической культуры, наличие которой и служит, на наш взгляд, основой полноценной реализация этих трудовых действий.

Анализ вышеназванных нормативных документов, существенно важных для организации профессиональной подготовки педагогов, позволяет констатировать необходимость разработки педагогических условий формирования у будущих бакалавров физической культуры профессионально-педагогической устойчивости, что обусловлено недостаточностью применяемых в их профессиональной подготовке подходов.

По нашему мнению, недостатки в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры определяются, с одной стороны, разрывом между содержанием, технологиями и образовательными результатами реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих педагогов, в том числе физкультурного профиля, которые обозначаются в проанализированных нами государственных документах для сферы физической культуры и спорта. С другой стороны, трудностями, связанными с неумением в процессе физического воспитания обучающихся эффективно решать педагогические задачи в сложных условиях, дефицитом знаний по предмету «Физическая культура», негативными последствиями физической нагрузки и пр., преодолевать которые позволяет сформированность у них профессионально- педагогической устойчивости [5].

Основой формирования у обучающихся готовности к компетентному выполнению профессиональной деятельности является компетентностный подход, связанный с широко используемыми в педагогике понятиями - «компетентность» и «компетенция». Понятием «компетентность» в нашем исследовании обозначается сформированное системное личностное качество обучающихся, основанное на знаниях, умениях и навыках, способностях и опыте, которое развивается во взаимодействии с другими людьми. Понятием «компетенция» (от лат. «competo» - добиваюсь; соответствую, подхожу) определяется характеристика способности, готовности личности демонстрировать свои знания, умения и навыки.

Компетентностный подход в нашем исследовании используется для выявления сущности и содержания профессионально-педагогической устойчивости бакалавров физической культуры с учетом специфических особенностей профессиональной деятельности учителей физической культуры в школе, а также регулирует процесс формирования у обучающихся компетентности как в области физической культуры и здоровья, так и в вопросах эффективной профессионально-педагогической деятельности, благодаря чему обеспечивается операциональная и практическая готовность обучающихся к результативной физкультурно-спортивной и педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая устойчивость бакалавра физической культуры рассматривается нами как интегративное динамичное качество личности, проявляющееся в умении сохранять в процессе профессионально-педагогической деятельности достаточный уровень физической и умственной работоспособности и психоэмоциональное равновесие в течение всего рабочего дня вне зависимости от влияния различных по динамике и характеру внешних, в том числе негативных, факторов и включающее в себя четыре компонента (мотивационно-ценностный, когнитивный, действенно- практический и рефлексивно-регулятивный). Содержанием каждого компонента является:

- для мотивационно-ценностного - ценностное отношение к здоровью, к физической культуре и к личности обучаемых, мотивация на личное самосовершенствование в направлении физического развития, на углубление и расширение психолого- педагогических знаний;

- для когнитивного - система необходимых и достаточных предметных и педагогических знаний;

- для действенно-практического - совокупность общих и специальных педагогических знаний и умений, ориентированных на развитие физических качеств собственных и учащихся;

- для рефлексивно-регулятивного - способность к самоуправлению своим состоянием в педагогически «острых» ситуациях.

С выделенными нами компонентами профессионально-педагогической устойчивости бакалавров физической культуры в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» соотносятся следующие компетенции: с мотивационно-ценностным компонентом - ОПК-1: обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, осознает социальную значимость своей будущей профессии; с когнитивным -
ОПК-2: способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; с действенно-практическим - ОК-5: для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания и ПК-6: способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников; с рефлексивно-регулятивным - ОПК-4: способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и ПК-7: в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

Заключение. Таким образом, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования компетенции соотносятся с выделенными компонентами профессионально-педагогической устойчивости бакалавров физической культуры, уровень сформированности которых определяется по разработанным критериям и показателям, оценивающим качество их профессиональной подготовки в вузе.

Литература

1. Доржиева О.С., Намсараева Я.Н. Подготовка бакалавров физической культуры в формате компетентностного подхода // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - Вып. 4. - С. 53-56.
2. Мирошникова С.С., Адельшина Г.А. Тестовые формы контроля качества образовательной деятельности в вузе в условиях компетентностного подхода // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2019. - № 2 (28). - С. 117-123.
3. Савченков А.В., Уварина Н.В. Профессиональная устойчивость как ключевая «SOFT SKILLS» педагога // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Т. 13. - № 3. - С. 375-382.
4. Тиньков И.В., Макеева В.С. Проектная деятельность как компонент профессиональной компетенции бакалавров физической культуры и спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 4. - С. 49-54.
5. Усцелемова Н.А., Иванова Е.А. Исследование факторов, влияющих на профессиональную устойчивость будущих бакалавров физической культуры // Современные тенденции развития науки и технологий: материалы XIX Международной научно- практической конференции (Белгород, 31 октября 2016 г.). - Белгород, 2016 г. - № 10. - Ч. 7. - С. 117-120.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (25.01.2020)
Просмотров: 29 | Теги: федеральный образовательный стандар | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь