Пятница, 14.12.2018, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ

Е.А.Шаповалова

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ

Аннотация. Использованию тренажеров в практике физического воспитания отводится особая роль. Эффективность использования тренажеров и тренировочных устройств определяется разработкой организационно-методических условия и методики их использования в решении задач физического воспитания. Важным и необходимым в разработке занятия с использованием тренажеров является планирование этапов, где раскрывается организационно- методический механизм физического воспитания.

Ключевые слова. Тренажеры, физкультурно-оздоровительная программа

 

Введение. В настоящее время разрабатывается значительное количество физкультурно-оздоровительных программ, однако эффективность не всегда находится на должном уровне. В практике работы многих учителей физической культуры возникает необходимость организации занятий с детьми на тренажерах, что требует соблюдение ряда организационно-методических условий. Тогда, возникает вопрос о методики разработки физкультурно-оздоровительных программ занятий на тренажерах для детей школьного возраста. Рассмотрим их.

Результаты и их обсуждение. При разработке физкультурно-оздоровительной программы следует учитывать виды тренажеров. Существуют различные классификации тренажёров: по назначению (для физической, технической, тактической подготовки, для восстановления работоспособности, контроля и т.д.); по структуре (механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией и т.д.); по принципу действий (светозвукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, кибернетические и т.д.); по форме обучения (индивидуального, группового и поточного использования); по логике работы (с линейной или разветвлённой программой, с альтернативным выбором двигательного действия или со свободным конструированием программы ответа и т.п.) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Тренажерные средства в спорте высших достижений и физической культуре

При этом тренажеры могут решать оздоровительные задачи и задачи физического совершенствования занимающихся.
Основную группу составляют тренажеры для создания необходимой физической нагрузки. Они подразделяются на: тренажеры для закрытых и открытых помещений, для детей и взрослых, для мужчин и женщин, для коллективного и индивидуального пользования, для развития выносливости, гибкости и других качеств, для атлетической гимнастики.

Методика применения тренажёров и тренировочных устройств должна опираться на общие закономерности, определяемые теорией и методикой физического воспитания при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

В разработке физкультурно-оздоровительной программы занятий на тренажерах выделяют три этапа:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ.

Основная задача - определение контингента занимающихся, с которыми будет реализована физкультурно-оздоровительная программа занятий на тренажерах.

На этом этапе учителю необходимо:
1) определить объект проектирования (школьники младшего, среднего или старшего возраста; мальчики и девочки; уровень здоровья и физической подготовленности детей);
2) создать структуру программы, рассчитанный на определенный период занятий (четверть, цикл занятий);
3) определить и подготовить необходимые условия и ресурсы для работы по данной программе (подготовка тренажерного зала, тренажеров).

В соответствии с программно-целевым принципом программирования тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Поэтому процедура программирования заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целевых задач оздоровительной тренировки. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации.
Учитывая программно-целевой принцип, необходимо: определить цели и задачи; учитывать материально-техническое обеспечение занятий; провести тестирование, мониторинг и т.д.; разработать программу, определить вид занятий, средства и методы их проведения; регулярно проводить врачебно-педагогический контроль; проводить коррекцию тренировочных программ.

Разрабатываемая программа должно опираться на следующие принципы: принцип доступности; принцип «не навреди»; принцип биологической целесообразности; программно-целевой принцип; принцип половозрастных различий; принцип индивидуализации; принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека; принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека; принцип интеграции; принцип красоты и эстетической целесообразности.

Методика применения тренажеров и тренировочных устройств должна опираться на общие закономерности, определяемые теорией и методикой физического воспитания при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Основная задача - разработка содержания физкультурно-оздоровительной программы занятий с детьми школьного возраста на тренажерах.

На этом этапе необходимо провести анализ методик организации и содержания занятий со школьниками всех возрастов с помощью тренажеров: анализ состояния ресурсных возможностей; анализ состояния здоровья детей; анализ уровня развития детей; анализ и оценка методики занятий с младшими, средними и старшими школьниками.

Одним из ключевых моментов в разработке программы является определение концепции и стратегии, основных задач и направлений физического совершенствования и оздоровления учащихся.

Эффективность тренировочного процесса на тренажерах зависит от многих факторов: решаемых на занятии задач, интереса обучаемого к тренировкам, сложности заданий, длительности занятия, возраста занимающихся, пола занимающихся, разнообразия тренажеров.

Распределение разнонаправленных средств на отдельном занятии выглядит следующим образом.

Подготовительная часть. Общеразвивающие упражнения, направленные на подготовку организма к предстоящей деятельности. Подготовительная часть имеет очень важное значение. Это объясняется тем, что подготовка функциональных систем организма до уровня необходимого для существенной мышечной деятельности, протекает постепенно. Перед началом занятий на тренажерах необходимо выполнить упражнения, подготавливающие мышцы и связки нижних конечностей к ходьбе и бегу, а верхних конечностей к силовым нагрузкам. Возможен вариант, когда подготовительные упражнения заменяются рабой на самих тренажерах. В данном случае упражнения выполняются с минимальной амплитудой, в медленном темпе

Основная часть. Основная часть потому так и называется, что на этом этапе формируются главные цели физической подготовки - развитие двигательных умений, повышение тренированности и оздоровление организма. Содержание основной части составляют следующие упражнения:
1 .Упражнения, направленные преимущественно на развитие быстроты и ловкости.
2. Упражнения, направленные преимущественно на развитие силы и гибкости.
3. Упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.

Заключительная часть. Заключительная часть предназначена для снижения физической нагрузки и сохранения при этом достаточного эмоционального настроя. Такое сочетание достигается включением упражнений небольшой интенсивности, направленных на расслабление мышц и восстановления дыхания. В заключительной части используются медленный бег, упражнения для восстановления дыхания, упражнения на внимание, строевые упражнения

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Основная задача - ее реализации.

Экспертиза разработанной программы предполагает проверку и последующую доработку программы, реализуемой учителем физической культуры.

На этом этапе происходит последняя адаптация разработанной программы по условия ее реализации.

Заключение. Анализ литературы по данной проблеме позволил нам заключить, что данный вопрос продолжает оставаться открытым не только в силу своей сложности, но и возможно недостаточной разработанности методик и технологий по разработке физкультурно-оздоровительных программ для учащихся общеобразовательных школ.

Литература

1. Алямовская, В.Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2015. -№ 2. - С. 4-7.
2. Алямовская, В.Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование. - 2005. - №5. - С. 7-13.
3. Артемчик, В. А. Тренажеры для развития двигательных качеств / В.А. Артемчик, Н.И. Разумцев // Физическая культура в школе. - 2013. - № 4. - С. 15-19.
4. Желобкович, М.П. Оздоровительно-развивающий подход к физическому воспитанию студенческой молодёжи: Учеб.-методическое пособие / М.П. Желобкович, Р.И. Купчиной. - Мн. : Книга науки, 2014. - 212 с.
5. Митрофанова, А.Г. Использование тренажеров на занятиях физической культуры со студентами специальной медицинской группы / А.Г. Митрофанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 266-267.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.04.2018)
Просмотров: 131 | Теги: Тренажер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь