Четверг, 24.05.2018, 16:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности проведения занятий физической культурой с обучающимися с нарушением слуха

Н.И.Филимонова, Т.И.Тригцина, Я.В.Момотюк

Особенности проведения занятий физической культурой с обучающимися с нарушением слуха

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема осуществления физического воспитания в условиях инклюзивной среды в Республике Беларусь. Раскрыты особенности и специфика проведения занятий физической культурой с обучающимися с нарушением слуха.

Ключевые слова: инклюзивное образование, физическая культура, дети с особенностями психофизического развития, обучающиеся с нарушением слуха.

 

В Республике Беларусь пока не сложилось единое мнение по вопросу внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы, особенно в систему физического воспитания школьников. Многие специалисты не верят в эффективность подобной системы, а некоторые вообще считают её неосуществимой, полагая, что различные особенности обучающихся являются непреодолимым препятствием для его внедрения. Причём подчёркивается, что различия детей особенно ярко проявляются именно в двигательной сфере, что обычно актуально для уроков физической культуры.

Необходимо подчеркнуть, что проблема совместного обучения двигательным действиям, развития физических способностей и воспитания личностных свойств детей с особенностями психофизического развития(ОПФР), особыми образовательными потребностями (ООП) и их здоровых сверстников в нашей стране изучена недостаточно.

Дети с ОПФР — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.

С возрастом число слабослышащих детей увеличивается — сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Если восстановить утерянный слух нельзя, то глухоту ребенка можно и нужно скомпенсировать другими средствами [2].

Нарушение слуха у обучающихся затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Неотъемлемым компонентом общего образования детей младшего школьного возраста, одним из условий их успешного социокультурного развития выступает физическое воспитание. В условиях инклюзивного образования оно позволяет решать задачи, связанные с формированием основ физической культуры и культуры здоровья школьников с разными образовательными потребностями, обеспечивая им равные возможности и готовность к дальнейшему обучению в инклюзивной школе

Для учащихся с ООП занятия физической культурой, прежде всего, являются эффективным средством реабилитации и социальной адаптации. В результате грамотно построенных физкультурных занятий у такого ребёнка происходит коррекция нарушений в физическом развитии, нормализуется мышечный тонус и моторика, стимулируется звуковая и речевая активность, развивается ручная и двигательная умелость, регулируется психическое состояние.

Двигательная активность для данной категории детей является средством профилактики развития целого ряда негативных изменений в организме, связанных с вынужденными условиями гипокинезии и гиподинамии [ 1 ].

Необходимо отметить, что в настоящее время физическому воспитанию детей с разными образовательными потребностями всё ещё не уделяется должного внимания. Анализ научной психолого-педагогической литературы показывает, что многие специалисты не верят в эффективность инклюзивного образования, полагая, что различные возможности детей в двигательной сфере являются непреодолимым препятствием для её внедрения.

Для того, чтобы выстроить эффективный педагогический процесс, грамотно определить дидактические принципы, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности всех обучающихся, в том числе и с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с ОПФР важно для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений. Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств.

Осуществление физического воспитания в условиях инклюзивного образования должно основываться на основополагающих концепциях воспитания: личностно-ориентированной, сотрудничества и гуманизма. В основе её компонентов должно лежать самоутверждение личности детей с особенностями психофизического развития и особыми образовательными потребностями в мире.

Индивидуальный подход к обучающимся с нарушением слуха, должен осуществляться на основе отбора методических приёмов обучения и воспитания с учётом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих или вторичных нарушений, возраста, физического развития, а так же систематизации компонентов инклюзивного физического воспитания.

Разработка особого содержания и использования самых разнообразных организационных форм физического воспитания с детьми с нарушением слуха должна опираться на следующие положения:
- учёт противопоказаний для детей с ОПФР по использованию средств и методов физического воспитания;
- создание условий для эффективного личностного и физического развития как детей с ОПФР, так и их здоровых сверстников;
- максимально возможное использование урочных и рекреационных форм занятий физическими упражнениями в системе инклюзивного образования.

С целью повышения эффективности процесса физического воспитания обучающихся с нарушением слуха педагогу рекомендуется:

1. Проводить комплексные уроки физического воспитания, включающие общеразвивающие, коррекционные, прикладные упражнения, игры и эстафеты.

2. Занятия проводить в различных построениях школьников: в кругу; в свободном распределении по залу; в колонне; в разомкнутой шеренге; на месте и в движении.

3. Обшеразвивающие, коррекционные и прикладные упражнения в младших классах целесообразно проводить в форме имитационных упражнений и игровых заданий, объединенных в комплексы.

4. К каждому занятию следует подбирать разнообразные упражнения и сочетать их в оптимальных пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на организм занимающихся и доступность выполнения каждому ученику.

5. Работать в тесном контакте с врачами, которые дают сведения об индивидуальных особенностях учащихся.

6. Необходимо помнить о наиболее типичных противопоказаниях:
- длительная задержка дыхания при выполнении всех видов физических упражнений;
- упражнения с длительным статическим напряжением;
- упоры и висы;
- наклоны и повороты туловища с большой амплитудой.

7. Во избежание переутомления обучающихся учитель должен осуществлять индивидуальный подход к дозировке физических нагрузок на уроке. Целесообразно широко использовать все способы регулирования физических нагрузок путём изменения исходного положения, количества повторений упражнений, темпа, уменьшения или увеличения амплитуды движения, введения дыхательных упражнений.

8. Планировать осуществление физического воспитания в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к проведению урока физической культуры:
- постепенное повышение нагрузки к середине урока и снижение в его конце;
- чередование различных видов упражнений в соответствии с возможностями учащихся.
В уроке целесообразно выделить четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную, которые методически связаны между собой.

9. Для организации подготовительной части урока до его начала назначить двух дежурных (ученик с ОПФР и здоровый школьник), которые будут помогать учителю организовывать класс и сдавать рапорт. На каждом занятии дежурные меняются.

10. Оценку успеваемости на уроках инклюзивного физического воспитания педагогу следует осуществлять в форме текущего учёта, подходить к оценке каждого ученика сугубо индивидуально по результатам выполнения контрольных упражнений.

11. Необходимо помнить, что помещение, отведённое для уроков, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано спортивным инвентарём, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

На наш взгляд, при соблюдении перечисленных рекомендаций инклюзивное физическое воспитание не только возможно, но и будет эффективным как для здоровых детей, так и для детей с нарушением слуха.

Современному учителю физической культуры необходимо не только реализовывать образовательную деятельность, но и непрерывно адаптироваться к субъектам образования в соответствии с особенностями их здоровья и особыми образовательными потребностями.

Литература:

1. Аксёнова, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. —М.: Советский спорт, 2005. — 296с.
2. Байкина, Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 2001. — 65с.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.01.2018)
Просмотров: 262 | Теги: ОПФР, Инклюзивное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь