Среда, 07.12.2016, 15:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности проведения школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура»

Сокольникова Л.В.

Особенности проведения школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура»

На современном этапе развития отечественной системы образования особое значение приобретает разработка новых организационно-методических форм, активизирующих потребность в приобщении к ценностям, накопленным в области физической культуры.

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием и, исходя из сущности общего среднего образования целью физического воспитания в школе, является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основ физической культуры, слагаемыми которой являются : крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели обеспечивается решением связанных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
- обучение жизненно важным умения и навыкам; -развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; -приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

Одно из реальных средств повышения эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе, престижности и, как следствие, качества преподавания предмета является популяризация олимпиадного движения.
Олимпиада школьников по предмету « Физическая культура» должна представлять одну из форм организации целостного процесса в школе и характеризоваться как комплексное соревнование по выявлению качества освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным содержанием Программы по физической культуре, содействовать повышению интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, формировать у них представления о здоровом образе жизни.

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборной школы для участия в муниципальном этапе олимпиады.

В школьном этапе олимпиады принимают участие на добровольной основе обучающиеся 5-6 кл, 7-8 кл, 9-11 кл.
Школьный этап Олимпиады проводится по заданиям, составленным на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - олимпиадные задания). Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады и по олимпиадным заданиям, разработанным предметнометодическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной Примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол.

Теоретико-методическое испытание заключается в ответах на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с требованиями к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области « Физическая культура».

Исходя из опыта проведения олимпиад, можно сделать вывод, что наиболее трудными для участников олимпиады являются соревнования по гимнастике с основами акробатики. Ежегодно возрастает сложность комбинации и требования к ее выполнению, причем не только сложность обязательных элементов. Для получения более высокой базовой оценки необходимо включить в комбинацию достаточно сложные дополнительные элементы (сальто, равновесия, повороты, перевороты и т.п.). Однако при составлении гимнастической комбинации необходимо учитывать «золотое правило»: упражнение должно соответствовать способностям и возможностям исполнителя.

Осуществляя подбор элементов и соединений, не следует в угоду повышения трудности жертвовать стилем и технической чистотой исполнения.

Содержание тестовых заданий теоретико-методического конкурса ежегодно изменяется и усложняется, причем на часть вопросов не предлагаются варианты ответа, необходимо точно знать правильный ответ. Предлагаемые вопросы разрабатываются по разделам: «Культурно-исторические основы физической культуры», «Специфическая направленность физического воспитания», «Основы теории и методики обучения двигательным действиям», «Основы теории и методики воспитания физических качеств», «Формы организации занятий в физическом воспитании», «Методика решения частных задач физического воспитания», «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания». При подготовке школьников к теоретикометодическому конкурсу необходимо формировать систему знаний по разделам теории и методики физического воспитания и спорта, используя учебники, учебные пособия, как для школ, так и для вузов. Для оценки уровня теоретической подготовки можно использовать задания,
опубликованные в журнале «Физическая культура в школе», тесты предыдущих олимпиад, но при этом учить школьников размышлять при ответе на вопросы, а не механически заучивать ответы тестовых заданий.

Самый оптимальный вариант подготовки к муниципальному этапу олимпиады - это система учебно- тренировочных сборов, во время которых для работы со школьниками необходимо привлечение тренеров- специалистов по гимнастике или акробатике, волейболу, футболу, баскетболу, легкой атлетике, целенаправленно дополнительно заниматься теоретической подготовкой.

Результаты олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», увеличение ее массовости и популярности свидетельствуют о том, что она способна быть мощным стимулирующим фактором вовлечения школьников в регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями, эффективно формировать у них стремление к здоровому образу жизни, значительно повысить качество преподавания предмета «Физическая культура» в школе.

На школьном этапе для проведения теоретико-методического испытания олимпиады, учитывая все местные особенности, были разработаны задания связанные с историей и спортивной славой Республики Саха (Якутия).

В практических испытаниях были включены элементы с национальным компонентом, содержащие упражнения по национальным прыжкам 3х3, быстрые нарты, «Тутум эргииир» (вертушка- за 2 мин) , «Бэрэмэйдээх сууруу» (бег с грузом массой 20 кг на длину 30 метров на время), «КырынаастааЬын» (Прыжки горностая - прыжки на месте в положении в упор лежа за 30 сек, считается по хлопанию в ладоши), «Ойбонтон уулаакын» (водопой с проруби - поднятие кубиков разных размеров с пола за 30 сек из положения полушпагат), «Котох ына5ы кото5уу» (поднятие истощенной коровы - приседание на одной ноге за 30 сек.), а для девочек «Кириэс тэбии», также национальные прыжки 3х3, прыжки через нарты по упрощенному варианту. Во всех этих упражнениях происходит развитие выносливости, скоростносиловых, силовых качеств, которые очень пригодятся для выполнения практической части олимпиады не только муниципального уровня, но и более высокого этапа.

Разработанные нами теоретико - методические задания и практические испытания школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» с учетом вариативной части школьной программы и внесением национального компонента позволяют эффективно, подготовиться для участия в муниципальном этапе олимпиады, расширяют кругозор обучающихся и знакомят их с национальными видами спорта РС (Я), что позволяет развить выносливость, быстроту действий скоростно-силовых качеств.

Для проведения школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» мы рекомендуем:
1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами проведения олимпиады по предмету «Физическая культура».
2. Посещать курсы и семинары проводимые по теме олимпиады предмета « Физическая культура».
3. При подготовке к теоретико-методическому заданию, желательно использовать литературу авторов Н.Н. Чеснокова, В.Ф. Балашовой, А.А.Красникова.
4. По выбору внести в практическую часть олимпиады задания из вариативной части с учетом компонентов национальных видов спорта и обратить внимание на раздел « Легкая атлетика».
5. В подготовительном этапе основное внимание уделять на повышение общей физической подготовки.
6. Общая физическая подготовка должна проводиться в течение годичного цикла.
7. Разработанные нами теоретико - методические и практические задания использовать для проведения школьного этапа олимпиады по предмету « Физическая культура».

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 111 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016