Четверг, 24.05.2018, 16:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности проведения подвижных игр в условиях инклюзивного образования

Н.И.Филимонова, Т.И.Тригцина, Н.Н.Филимонов

Особенности проведения подвижных игр в условиях инклюзивного образования

Аннотация: В статье раскрыта эффективность воздействия подвижных игр на развитие личности школьника. Представлена специфика содержания и методика проведения уроков физической культуры с использованием подвижных игр с учащимися с особенностями психофизического развития.

Ключевые слова: инклюзивное образование, физическое воспитание, подвижные игры, дети с особенностями психофизического развития.

 

Инклюзивное образование является современной инновационной тенденцией, которое широко обсуждается в научных кругах педагогическим и общественным сообществами. Несмотря на растущий научный интерес к инклюзивному образованию в мире, в Республике Беларусь только начато частичное внедрение инклюзии в образовательный процесс.

Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. Важной частью инклюзивного образования, которая способствует формированию ряда положительных черт личности и ее физическому совершенствованию, является физическое воспитание.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем учащимся, но создавая при этом особые условия для детей, имеющих специфические образовательные потребности. Инклюзивные подходы способствуют поддержке детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и особыми образовательными потребностями (ООП) в обучении и достижении личностного успеха, что расширяет шансы и возможности для их последующей адаптации в социуме.

Важной частью инклюзивного образования, которая способствует формированию ряда положительных черт личности и её физическому совершенствованию, является физическое воспитание.

Одними из широко используемых средств в педагогическом процессе физической культуры общепризнанно выступают подвижные игры и игровые упражнения. В учебном процессе на протяжении всех лет обучения этим средствам отводится важное место.

Подвижные игры относятся к числу уникальных средств обучения и всестороннего развития личности. Характерной особенностью любой подвижной игры является то, что в основе ее содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. По существу, двигательная деятельность и связанная с ней педагогическая задача, касающаяся какого-либо физического качества или двигательного навыка, является в подвижной игре ведущей. Поэтому она и названа «подвижной». В то же время содержание двигательной деятельности в подвижной игре сопряжено с необходимостью проявления различных личностных качеств и мыслительных операций, превращая ее в универсальное педагогическое средство.

В современной системе инклюзивного образования физическое воспитание выступает составной частью коррекционно-развивающего процесса. Физические упражнения, положительно влияя на физическое состояние и здоровье организма в целом, расширяют и совершенствуют физические возможности, способствуют формированию движений и двигательных действий, востребованных во всех сферах настоящей и будущей жизнедеятельности (самообслуживании, учебе, труде, быту, досуге и др.) учащихся с ОПФР. Коллективные двигательные задания, подвижные игры, эстафеты и соревнования, многочисленные другие средства и формы физического воспитания ускоряют в условиях дизонтогенеза положительную динамику развития и коррекции социально необходимых психических свойств и качеств формирующейся личности.

В педагогике игровой метод относят к числу наиболее значимых и эффективных. В многочисленных публикациях подчеркивается роль игры в повседневной жизни и образовании обучающихся как формы деятельности, создающей условия активного воздействия не только на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, но в равной степени на его сознание, интеллект, чувства, поведение и психику в целом [3]. В равной мере значение игрового метода касается и образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития.

Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые композиции, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, равновесия, точности и дифференцировки мышечных усилий, ориентировки в пространстве, помогают освоению элементарных математических представлений (т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей). Игровая деятельность всегда сопряжена с повышенной эмоциональностью, занимательностью и непосредственностью, притягивающими и волнующими (активизирующими) психику человека. В выборе средств для педагогической работы с детьми, у которых развитие эмоционально-волевой сферы находится на очень низком уровне, это свойство игр имеет большое значение [1].

Эффективное воздействие на развитие личности школьника может оказывать смысловое содержание сюжета подвижной игры, используемый в ней речитатив, восприятие ребенком героев сюжета и их действий. Продуманные, целенаправленно подобранные игровые сюжеты являются своеобразными имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения, содействуют одновременности и синхронизации коллективных действий для выполнения условий игры, направляют на соблюдение согласованности своих действий с действиями других, оказание помощи, принятия функций лидера, «поводыря». Игры позволяют моделировать ситуации, направленные на снятие эмоционального напряжения и других проблем социально неадаптированной личности особенного ребенка.

Большое воспитательное значение заложено в устанавливаемых для играющих условиях и правилах игры. Регламентируя поведение и взаимоотношения игроков, они формируют у обучающихся организованность, дисциплинированность и исполнительность.

Поэтому с помощью заранее продуманного содержания и условий подвижной игры можно избирательно воздействовать на конкретные стороны личности занимающихся и целенаправленно решать самый широкий спектр воспитательных задач. При этом в игре незаметно для школьников происходит переход от воспитания к самовоспитанию. По внутреннему побуждению учащиеся сознательно работают над своим характером, выработкой привычек правильного поведения и игра тем самым становится «самостоятельным модусом обучения» [2].

Для обучающихся с ОПФР характерна определенная специфика содержания и методики проведения уроков физической культуры с учащимися с ОПФР требует:

• планирования более длительного времени на разучивание и повторение даже простых, элементарных двигательных действий с последующим многократным закреплением этих умений в различных новых условиях и ситуациях;

• постановки образовательных задач и выбора двигательного материала для разучивания или развития психомоторных качеств на основе уже закрепившихся в двигательном опыте ученика, достаточно освоенных умений и навыков;

• регламентации физических нагрузок в отдельных упражнениях и всего занятия (объем, интенсивность и сложность заданий) с учетом индивидуальных возможностей и имеющих место у многих детей медицинских ограничений, связанных с вторичными нарушениями развития.

Таким образом, успешность проведения подвижных игр наряду с правильным выбором (соответствие возможностям занимающихся и условиям проведения) определяется четкостью организации игровой деятельности.

Организация игровой деятельности детей с ОПФР, базируется на общепринятых положениях методики проведения подвижных игр, предполагает соблюдение целого ряда специфических принципов и рекомендаций, обусловленных, в первую очередь, особенностями психического развития данной категории обучающихся.

Предварительно продумывая ход игры, учитель должен предвидеть все возможные негативные ситуации и моменты (отказ от игры, нарушение правил, нежелательные индивидуальные или групповые действия игроков) и располагать продуманным арсеналом ответных действий и решений. Зная особенности и возможности учащихся, следует прогнозировать, как вовлечь в игру пассивных детей, как предупредить нарушение дисциплины и уравновесить поведение «чрезмерно активных» учащихся.

Литература:

1. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Дмитриев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 176 с.
2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебн. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
3. Новицкая, А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: пособие для педагогов и кл. рук. общеобразоват. школ, педагогов-организаторов внешк. учреждений / А.И. Новицкая, В.М. Минаева, П.И. Новицкий. - Мн.: БелЭн, 2003. -96 с.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.01.2018)
Просмотров: 167 | Теги: Подвижные игры, Инклюзивное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь