Суббота, 04.07.2020, 04:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России

А.Ю.Климов

Особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России

В статье раскрываются особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что профориентационная работа в России на современном этапе нуждается в совершенствовании как по формам, так и по содержанию, и в большинстве случаев заканчивается в период поступления человека на обучение в образовательную организацию. Недостаточная осведомленность абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России, о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности вызывает у них в период обучения противоречие между ранее выбранным профилем подготовки и сформировавшимися личными интересами в области профессиональной деятельности. Автор предлагает способы решения проблемы. В статье он излагает собственную модель профессионального самоопределения, которую можно использовать в профориентаци- онной работе с курсантами образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел, выбор профессии, профиль подготовки, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, модель профессионального самоопределения.


Отбор кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России из числа граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, осуществляется в соответствии с порядком, определённым статьями 17-19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и нормативными правовыми актами, изданными в целях его реализации.

Анализ данных нормативных правовых документов показывает, что отбор кандидатов на обучение осуществляется специалистами на основе их изучения и оценки с целью выяснения общей профессиональной пригодности для выполнения служебных обязанностей по соответствующей должности. Во внимание принимаются возраст, медицинские критерии, образовательный ценз, социально-психологические особенности и некоторые другие показатели. Выбор специальности и направления будущего вида служебной деятельности осуществляется кандидатом самостоятельно на основе личных предпочтений.

Первым помощником в профессиональной ориентации человека при выборе им службы в органах внутренних должна стать семья. Предполагается, что родители, которые имеют больший социальный опыт, чем их ребёнок, могут более точно представить и описать образ будущей профессиональной деятельности службы в органах внутренних дел. Однако, как показывает практика, данное предположение является заблуждением. Родители могут оказать действенную помощь ребёнку в выборе направления службы, если сами служили в системе МВД России. Такая помощь является менее результативной, но также действенной, если родители работали в других правоохранительных органах или в Вооруженных силах Российской Федерации. Родители же, занятые иными видами профессиональной деятельности, имеют достаточно общие представления о службе в органах внутренних дел, и поэтому их опыт непригоден для профессиональной ориентации.

Вторым помощником в выборе профессии может стать школа. В настоящее время профориента- ционная работа в школе среди молодёжи осуществляется в 9-11 классах и не является комплексной. Информацию об условиях и порядке прохождения службы в органах внутренних дел учащиеся получают из средств массовой информации, с помощью средств наглядной агитации, от представителей практических подразделений и образовательных организаций МВД России при организации профориентационных встреч. Организация таких встреч является нерегулярной по ряду объективных причин. Значительное увеличение их количества в настоящих условиях не представляется возможным. Таким образом, описанные профориентационные усилия являются важными для привлечения молодёжи на службу в органы внутренних дел, но недостаточными для формирования у молодых людей целостного образа о системе МВД России и ее подразделениях в целях осуществления профориентационного выбора.

На государственном уровне предприняты усилия по организации системы профориентационной работы в субъектах Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления и в школах. В соответствии с поручением Президента России (№ Пр-1191 от 22 июня 2016 года, подпункт «б» пункта 3. - Авт.) по итогам форума Общероссийского народного фронта (Форум Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы», 25 апреля 2016 года. - Авт.) на уровне Правительства РФ был разработан комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы («Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы» (утв. Правительством РФ 27.06.2016) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_223419/). В соответствии с данным документом осуществляется разработка региональных программ по развитию системы профессиональной ориентации учащихся, выявление и распространение лучших практик, проектов, моделей профориентационной работы и расширение форм профориентационной работы для обучающихся общеобразовательных организаций.

Проведенный нами анализ практики профори- ентационной работы позволяет сделать вывод, что в настоящее время пока ещё не сложилась достаточно эффективной практики профессионального самоопределения учащихся школ.

Важным, на наш взгляд, является замечание Президента РФ, сделанное им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г. В своем выступлении В.В. Путин указал на то, что партнерами школ в построении современной профориентации должны стать университеты (см. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ messages/56957). Мы считаем, что эта работа с молодыми людьми может осуществляться не только в период выбора ими профессии как таковой, но и в период их обучения в образовательных организациях МВД России.

В целях обоснования данной научной гипотезы нами был проведён анализ сформированности образа будущей профессиональной деятельности у курсантов 1-го курса нескольких факультетов Санкт-Петербургского университета МВД России на начальном этапе их обучения. Это исследование показало, что 37,44 % обучающихся имеют достаточно полный образ профессиональной деятельности по выбранному ими профилю подготовки. В то же время 62,56 % курсантов имеют достаточно общие представления о своей профессии и при её выборе в большей степени ориентировались на слова «полицейский», «охрана общественного порядка», «пресечение преступлений и административных правонарушений», «раскрытие преступлений», «задержание преступников».

Выявленные у курсантов когнитивные несоответствия между имеющимися у них представлениями о будущей профессии и реальным её содержанием, на наш взгляд, снижают эффективность процесса их профессиональной подготовки и влияют на распределение их по должностям после завершения обучения. В конечном итоге может оказаться, что выпускник по специальности 37.05.02 - Психология служебной деятельности предпочитает и стремится работать не психологом, а оперативным сотрудником. Можно привести немало аналогичных примеров из служебной практики. В целях подтверждения справедливости данных утверждений нами был проведен статистический анализ трудоустройства выпускников Санкт-Петербургского университета МВД России в период с 2014 по 2016 гг. Информация о трудоустройстве была получена из кадровых аппаратов комплектующих органов, в которые были распределены для прохождения службы выпускники. Обобщенные сравнительные сведения представлены в табл. 1.

Анализ приведённых данных свидетельствует, что из числа закончивших обучение в течение трёх лет работают по профилю обучения только 56 % выпускников. Другая значительная часть выпускников продолжает служить в органах внутренних дел, но сменила характер своей трудовой деятельности.

Сравнительный анализ трудоустройства выпускников различных факультетов, представленный в табл. 2, позволил выявить некоторую особенность, связанную с трудоустройством с учётом конкретного профиля подготовки. По профилю своей подготовки на этапе распределения работает больше всего выпускников по специальностям «Судебная экспертиза» и «Правовое обеспечение национальной безопасности» - 82 % и 66 % соответственно. Но и эти значения не являются близкими к абсолютному.

Таблица 1
Сравнительные сведения о распределении выпускников 2014-2016 гг.

Таблица 2
Сводные сведения о распределении выпускников университета 2014-2016 гг.

Для сглаживания выявленных противоречий в сложившихся условиях считаем необходимым продолжить работу по профессиональному самоопределению курсантов в период их обучения в образовательных организациях МВД России, в т.ч. предусмотреть возможность смены профиля подготовки с учетом ограничений, связанных с требованиями ФГОС ВО.

Для обеспечения данной работы требуется разработать и научно обосновать модель профессионального самоопределения обучающихся на 1-м и 2-м курсах, а также описать организационно-педагогические условия профессионального ориентирования.

Под профессиональным самоопределением в нашем исследовании мы будем понимать свободный выбор курсантом профиля подготовки, основанный на личных интересах, проявленных способностях и достижениях в период обучения.

При таком подходе фундаментом для разработки модели профессионального самоопределения должны стать элементы, которые лежат в основе свободного выбора профиля подготовки в период обучения: личные интересы, способности и достижения. Ограничениями при построении модели должны являться требования ФГОС ВО, закрепившие характеристики специальностей (направлений подготовки) и характеристики профессиональной деятельности выпускников. Данные требования позволяют обучающемуся производить смену одного профиля подготовки на другой в период обучения, но в ограниченных пределах.

В соответствии с научными представлениями личный интерес представляет собой направленность субъекта на явления определённого круга. Он основан на информированности об объекте, его когнитивной и эмоциональной оценке.

Таким образом, в структуру модели профессионального самоопределения необходимо включить информационный компонент. Данный компонент позволит развивать у курсантов представления о направлениях службы в системе МВД России; об особенностях работы в выбираемом подразделении; о режиме труда и отдыха; о требованиях, которые предъявляет к уровню и содержанию подготовленности служебная деятельность в конкретном подразделении; о требованиях к физическим и психическим качествам; о перспективах профессионального роста. Конкретизировав представления о содержании будущей служебной деятельности у обучающихся, можно добиться большей согласованности их личных интересов в области профессиональной деятельности с предполагаемыми способностями и возможностями.

Объективно оценить свои способности и достижения обучающиеся могут только при выполнении конкретных видов деятельности. Поэтому вторым компонентом модели профессионального самоопределения мы считаем деятельностный. Он предполагает включение обучающихся в период профессионального самоопределения в активную деятельность по выбранному профилю подготовки и другим направлениям профессиональной деятельности с учётом их эмоциональной привлекательности для конкретного человека. Результатом реализации данных мероприятий является формирование у обучающихся адекватной самооценки своих профессиональных способностей и достижений, что будет способствовать возникновению у них понимания о готовности продолжить обучение по выбранному профилю подготовки или сменить его.

Поскольку обучающиеся, даже при реализации описанных выше условий, могут столкнуться с трудностями профессионального самоопределения, в образовательных организациях МВД России необходимо предусмотреть возможность оказания помощи со стороны специалистов (преподавателей и психологов). Таким образом, третий элемент, который мы предусмотрели в модели профессионального самоопределения, называется «сопровождающим компонентом».

Сопровождающий компонент предполагает оказание помощи обучающемуся в дальнейшем выборе своего профиля подготовки. Такая помощь направлена на оказание содействия курсанту в принятии им самостоятельного и осознанного решения о выборе своей будущей профессиональной деятельности.

Сопровождение может реализовываться в форме психологического и педагогического взаимодействия. Психологическое взаимодействие осуществляется специалистом, обеспечивающим психологическое сопровождение учебного процесса. Психолог может помочь обучающемуся оценить свои профессиональные и личностные качества, соотнести их с требованиями конкретного направления служебной деятельности, обучить его приёмам самооценки собственных качеств и приёмам рефлексии, разработать стратегию профессионального и личностного самоопределения. Педагогическое взаимодействие реализуется через личностно-ориенти- рованные методики обучения, основанные на учёте индивидуально-психологических особенностей обучающихся, их профессиональных интересов, а также вовлечении их в работу научных кружков кафедр по выбранному направлению подготовки.

Таким образом, анализ современной практики профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел показал, что профессиональный выбор обучающихся в образовательных организациях МВД России не во всех случаях является хорошо обдуманным и обоснованным. Требуется проведение дополнительной работы по профессиональному самоопределению курсантов, что может повлечь за собой смену ими своей специализации уже в процессе обучения. Такая работа может осуществляться только на научной основе. Представленная в статье модель профессионального самоопределения является обобщённой и требует конкретизации как по содержанию, так и по процессуальным особенностям её реализации.

Список литературы

1. Безусова, Т. А., Шестакова, Л. Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения. // Педагогические науки. - 2016. - № 54. - С. 20-23.
2. Душкин, А. С., Юренкова, В. А. Современные тенденции модернизации системы образования в Российской Федерации // Современные проблемы профессионального образования: перспективные идеи и технологии (к 15-летию Санкт-Петербургского университета МВД России) : материалы Всероссийской научно- практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. - С. 150-155.
3. Иванова, Т. Н. Профессиональная ориентация как фактор развития социально-трудовой мобильности молодёжи : монография. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 107 с.
4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
5. Митюрникова, Л. А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества : монография. - М.: МГУС, 2007. - 163 с.
6. Педагогика высшей школы : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России. - ООО «Р-Копи», 2017. - 288 с.
7. Петров, В. Е., Яковцов, С. А. Профессионально-психологическая ориентация граждан Российской Федерации на службу в полицию. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. - 40 с.
8. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 1. - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 228 с.
9. Цветков, В. Л., Хрусталева, Т. А., Рожков, А. А.. Скворцова, Е. В. Красноштанова, Н. Н. Професси- ографическое описание деятельности участковых уполномоченных полиции на основе компетентностного подхода : монография. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. - 63 с.
10. Цветков, В. Л., Хрусталева, Т. А., Рожков, А. А., Красноштанова, Н. Н. Профессиографическое исследование: использование современных научных подходов в интересах совершенствования подготовки специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 4. - С. 226-232.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (26.05.2020)
Просмотров: 24 | Теги: отбор кандидатов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь