Понедельник, 18.11.2019, 22:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Н.Б.Зайцева

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрены составляющие интерактивного метода обучения во внеурочной деятельности школьников с ориентацией на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Представлены различные фронтальные и групповые интерактивные методы для использования во внеурочной деятельности современных
образовательных организаций и их значение.

Ключевые слова: образовательная организация, творческие способности обучающихся, внеурочная деятельность, интерактивное обучение, интерактивные методы, интерактивная деятельность, групповые методы, фронтальные методы, сотрудничество.

 

Сегодня важнейшая задача современных образовательных организаций заключается в предоставлении каждому обучающемуся возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений» [3, с. 32]. Таким образом, внеурочная деятельность школьников включена в основную образовательную программу в части, которую формируют участники образовательного процесса.

Внеурочная деятельность - процесс изучения школьниками информации вне рамок учебного плана и требований программы на добровольных началах. В силу активной информатизации общества и росту востребованности в формировании коммуникативных навыков современных школьников одним из актуальных способов творческого развития личности при организации внеурочной деятельности обучающихся занимают интерактивные методы обучения. Они отличаются разнообразием форм, источников, широтой тематики и самостоятельностью учащихся [2, с. 7].

Понятие «интерактивные методы обучения» в переводе с английского есть: «inter» «взаимный», «act» действовать; методы же обучения означают способы организации совместной деятельности между педагогом и учащимся для достижения поставленных целей и задач в учебной (урочной) и внеучебной (внеурочной) деятельности. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в контакте, сотрудничестве, в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Таким образом, можно заметить, что интерактивное обучение это, в первую очередь, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется тесное взаимодействие и контакт между учителем и учащимися, воспитателем и воспитанниками.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет конкретные, прогнозируемые цели. Одна из таких целей заключается в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, помогая развиваться личности школьника.

Суть интерактивного обучения состоит в том, чтобы учебный процесс был организован таким образом, когда практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и умеют. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность во внеурочное время предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение во внеурочной атмосфере исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках и во внеурочной деятельности организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы и т. п.

Интерактивный метод - это способ взаимодействия через использование диалоговых методов обучения и организации деятельности школьников. Такие методы предполагают фронтальную, групповую и парную формы организации деятельности обучающихся.

Наиболее эффективные результаты можно получить при организации работы учащихся малыми группами. Укажем правила организации интерактивного обучения:

1. В работу должны быть вовлечены (в той или иной степени) все учащиеся.

2. Активное участие обучающихся в работе должно поощряться.

3. Школьники должны самостоятельно разрабатывать и выполнять правила работы в малых группах.

4. Учеников при использовании интерактивных методов не должно быть более 30 человек. Только в этом случае возможна продуктивная работа в малых группах.

5. Учебная аудитория должна быть подготовлена к работе в больших и малых группах.

Практика показывает, что при использовании интерактивных методов, ученики запоминают 80 % того, что высказывали сами; 90 % того, что делали сами. Улучшается не только запоминание материала, но и его идентификация, использование в повседневной жизни. Использование интерактивных методов обучения в малых группах способствует развитию таких личностных качеств как коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы и т. п.

Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные. Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от 2 до 6 человек), вторые - совместную работу и взаимного обучения всего класса. Время обсуждения в малых группах - 3-5 минут, выступление - 3 минуты, выступление при фронтальной работе - 1 минута [2, с. 255].

Приведем примеры использования интерактивных методов и форм организации деятельности школьников во внеурочной деятельности.

Групповые методы

1. Работа в парах. Школьники активно работают в парах, выполняя определенное задание. Парная работа требует обмена мнениями и позволяет быстро выполнить упражнения, которые в обычных условиях является невозможными (обсудить событие, произведение, научную информацию, события, взять интервью друг у друга, провести анкетирование партнера и т. д.).

2. Работа в тройках или изменяемых тройках. Этот метод несколько сложнее: все тройки класса получают одно и то же задание, а после обсуждения один член тройки переходит в следующую, где знакомит членов вновь созданной троки с приобретением своей (с предложенным решением проблемы или задачи). Так происходит с каждой тройкой.

3. 2+2=4. Две пары отдельно работают над заданием (проблемой) в течение определенного времени, например, 3-5 минут, обязательно приходят к общему решению, затем объединяются и делятся приобретенным. Как и в парах, необходимо консенсус. После этого можно либо объединить четверки в восьмерки, или перейти к групповому обсуждению.

4. Карусель. Ученики рассаживаются в два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг недвижим, внешний движется. Возможны два варианта использования метода: для дискуссии проходят «попарные споры», т. е. каждый с каждым, причем каждый участник внутреннего круга имеет собственные, неповторимые доказательства. Возможен другой вариант: для обмена информацией учащиеся из внешнего круга, двигаясь, собирают данные.

5. Работа в малых группах. Существенным при такой форме работы является распределение ролей:

а) «спикер» - руководитель группы (следит за регламентом во время обсуждения, зачитывает задание, определяет докладчика, поощряет группу к работе);

б) «секретарь» - ведет записи результатов работы, помогает при подведении итогов и их вынесении;

в) «посредник» - следит за распределением выступающих, поощряет группу к работе;

г) «докладчик» - четко выражает мнение группы, докладывает о результатах работы группы. Возможно выделение экспертной группы из сильнейших учеников. Они работают самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют информацию.

6. Аквариум. В этом методе одна микрогруппа работает отдельно, в центре класса, после обсуждения излагает результат, а остальные группы слушают, не вмешиваясь. После этого группы внешнего круга обсуждают выступление группы и собственные достижения.

Фронтальные методы

1. Большой круг. Ученики сидят по кругу и по очереди, либо по желанию высказываются по поводу определенного вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.

2. Открытый микрофон. Это разновидность большого круга. Ученики быстро по очереди высказываются по поводу проблемы, передавая друг другу воображаемый «микрофон».

3. Незаконченные предложения. Несколько усложненный вариант большого круга: ответ ученика это продолжение незаконченного предложения типа «можно сделать такой вывод...», «я понял, что...» и др.

4. Мозговой штурм. Общеизвестна технология, суть которой заключается в том, что все школьники по очереди высказывают абсолютно все, даже алогичные мнения по поводу проблемы. Высказанное не критикуется и не обсуждается до окончания высказываний.

5. Анализ дилеммы (проблемы). Обучающиеся в круге обсуждают определенную дилемму (проще) или проблему (сложнее, потому поливариантную). Каждый произносит варианты, составляющие результат выбора. Лучше давать задачи выбора с личностным смыслом (например, «Платить ли налоги, если страна не способна их правильно распределить?» и пр.).

6. Мозаика. Это метод, сочетающий и групповую, и фронтальную работу. Малые группы работают над разными задачами, после чего переформируются таким образом, чтобы в каждой вновь созданной группе были эксперты из каждого круга проблемы (например, каждая первичная группа анализировала одно стихотворение Т.Г. Шевченко, после переформирования первая новая группа должна обобщить тематику всех обработанных стихов, вторая идейную нагрузку, третья образы, четвертая - форму) [4, с. 48].

Таким образом, можно заключить, что использование в работе технологии интерактивного обучения дает:

- ученику: развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности;

- классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Используя интерактивные методы, учитель во время организации внеурочной деятельности школьников, может самостоятельно придумать, например, новые формы работы, ведь интерактивное творчество учителя и учащихся безгранично. Главное уметь правильно направить это творчество на достижение образовательных целей и решение педагогических задач. Технологии интерактивного обучения - это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания любого школьного предмета.

Исходя из выше изложенного, можно заметить, что внеурочная деятельность - это часть учебного процесса, нацеленная на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида познавательной деятельности, способствующая расширению образовательного пространства. Применение интерактивных методов во внеурочной деятельности позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение и обучение в сотрудничестве. Используя подобные методы, обучающиеся приобретают опыт нахождения решения, используя не только собственный, но и опыт других людей.

Благодаря подобным методам в образовании, процесс социализации школьника будет протекать динамичнее, интенсивнее и что самое главное, подобный опыт внеурочной деятельности будет успешно воздействовать на будущее каждого воспитанника, формировать навыки профессионального развития, способствовать саморазвитию и проявлению активной гражданской позиции в обществе.

Библиографический список

1. Каменева Г.М. Теория и методика обучения истории и обществознания : словарь-справочник / Г.М. Каменева. - Ставрополь : СГПИ, 2009. - 63 с.
2. Образовательные технологии : учеб.-метод. пособие / О.М. Пехота [и др.] ; под ред. О.М. Пехоты. - Киев : А.С.К., 2001. - 256 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ // Стандарты второго поколения. - Режим доступа: http://sch2036v.mskobr.ru/files/federal_nyj_gosudarstvennyj_obrazovatel_nyj_standart_osnovnogo_obwego_ obrazovaniya.pdf. - (Дата обращения: 20.02.2019).
4. Юдин В.В. Педагогическая технология : учеб. пособие / В.В. Юдин. - Ярославль : ЯрГПУ, 2007. - Ч. 1. - 48 с.

Источник: Вестник Северо-Восточного государственного университета, 2019. - Вып. 31.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (30.10.2019)
Просмотров: 24 | Теги: образовательная организация, интерактивное обучение, Внеурочная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь